Урок обучения грамоте по теме "Предложение, слово, звук"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель: закрепить знания учащихся о звуке, слове, предложении.

Задачи:

образовательные:

  • упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами, звуковом анализе слов, понимании смысла текста;
  • продолжить формировать у учащихся умения определять задачи урока, организовывать себя и работать в заданном темпе, оценивать свою работу;
  • формировать творческую активность учащихся.

воспитательные:

  • содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
  • содействовать профилактике утомляемости учащихся.

развивающие:

  • развивать наблюдательность;
  • развивать и обогащать речь учащихся;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать познавательный интерес к чтению;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы.

Методы: частично поисковый, технология обучения в сотрудничестве, интенсивный опрос, раскрытие практической значимости, использование средств художественного воздействия (голос героя, отрывок из мультфильма), работа с книгой.

Форма взаимодействия: диалог.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование:

  • компьютер с мультимедийным оборудованием;
  • игрушка Карлсон;
  • карточка: учиться читать… учиться отличать...;
  • карточка: план-книга, схема предложения, схема слова, текст;
  • книги Астрид Линдгрен;
  • шифровка;
  • касса со звуковыми схемами;
  • книга «Я читаю»;
  • листы самооценки.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный – 10 мин.

1 слайд

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Ждут нас книжки и тетрадки
Вы готовы? Всё в порядке.

Садитесь. У нас снова гости. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь. А теперь внимание на меня. Урок обучения грамоте.

На урок я принесла книгу. А о ком она, угадайте?

Летит, а не самолёт. С пропеллером, а не вертолёт. Сладкое любит, но не медведь. Любит на люстре он посидеть.

2 слайд

Верно, это Карлсон. А кто такой Карлсон?

Вы, наверно, знаете, я не просто учительница, а ещё и волшебница. Верите ли вы, что я сотворю волшебство? Закройте глазки: 1-2-3 чудо сотворю (появляется игрушка Карлсон).

3 слайд

Ой, Карлсон-то ожил! Но вы понимаете, что это всё игра, а у нас идёт урок.

Сегодня эта кукла будет помогать нам учиться грамоте. (посадить игрушку на видное место)

Тема нашего урока: Предложение. Слово. Звук. (на доске).

Опираясь на тему, сформулируйте задачи урока, вот слова помощники:

А ещё какие задачи для себя поставим? (внимательно слушать, оценивать себя)

На уроке мы познакомимся с книгой, поработаем с предложением, составим схему слова и прочитаем текст (на доске план урока способом аппликации).

Ребята, а как называется моя книга, вы догадались? (показать книгу)

Посмотрите, какая она старенькая, потрёпанная, а как думаете почему? Конечно, вы правы…

Но эта книга мне особенно дорога, ведь мне её подарили, когда мне было столько же лет, сколько и вам. Я также где-то шалила и даже рисовала в неположенном месте. Эту книгу читала и моя сестра. Когда я выросла и стала мамой, мой сын тоже её полюбил. А ещё я принесла новое издание этой книги, посмотрите, какая красочная, сразу хочется взять и рассмотреть её. (выставка книг)

А кто автор книги про Карлсона?

4 слайд

Давайте вместе прочитаем: Астрид Линдгрен (портрет).

Какое трудное имя, как думаете почему? Да, этого героя придумала писательница из Швеции, автор многих книг для детей. А в нашей стране дети любят читать ещё одно произведение Астрид Линдгрен – «Пиппи Длинныйчулок» (показать книгу)

Поднимите руку, у кого дома есть книги Астрид Линдгрен, тогда принесите книги в класс и мы вместе их рассмотрим.

II. Операционно-исполнительский – 20мин. 

Карлсон такой шалун, что и с нами решил поиграть. У вас на партах лежат листочки. Придвиньте их на середину.

Прочитайте шифровку. Я наблюдаю, умеете ли вы работать в паре.

Возьмите карандаши и исправьте ошибки.

5 слайд

Чудеса на этом не закончились (подвожу итог – проговаривая и исправляя все ошибки на экране).

Поднимите руку, кто выполнил работу также. Прочитайте.

Что получилось? Что вы знаете о предложении? Сколько слов в предложении? это предложение подходит к схеме в плане урока? (нет, т.к. в нашем предложении 4 слова, а на схеме 1 слово)

Я тоже приготовила для вас задание, даже ученики 2 класса справиться не смогли. Попробуем выполнить?

Слово находится в этом предложении, в слове 5 букв, 5 звуков (пауза) и обозначает действие предмета. Какое это слово? (живёт).

Составьте схему этого слова. Кто желает поработать у доски? (1 человек у доски, все остальные работают со своими кассами).

Вы согласны с …? Есть вопросы по схеме, (учитель про ударение, работа над с/о). Я прошла по классу, некоторые сделали вот так (показать всем) Кто прав? (оба, некоторые дети могут обозначить не слияния, а отдельные звуки).

Чем звуки отличаются от букв? Какие звуки мы слышим в слове живёт?

6 слайд

А мы поиграем в живые звуки. Ты звук…Выходите звуки к доске, составьте слово живёт (разделитесь на слоги, руки вверх гласные и т.д.)

6 слайд

Физминутка: я предлагаю отдохнуть с нашими звуками (танец).

И наши гости тоже приготовили для вас задание. Это? (ребусы)

7 слайд

Отгадайте их.

Вот слова – отгадки.

8 слайд

Придумайте задание к словам? Докажи…

Ребята, вы не забыли про нашего героя, не случайно эти слова появились?

Какие вы наблюдательные, молодцы! А хочется вам познакомиться поближе с Карлсоном и почитать о нём? Мы с вами только начинаем читать, поэтому

откройте книгу « Я читаю» по закладке. Прочитайте хором название. Дальше написана чистоговорка – с ней мы поработаем позднее. Хотите ли вы сами прочитать или я прочитаю вам? Поставили пальчики, читаем по цепочке по предложению.

Почему вы смеялись (улыбались)? Ситуация нелепая, Карлсон ведь не злой, это видно и на иллюстрациях.

Почему слова Карлсон и Малыш написаны с большой буквы? Малыш это прозвище, а настоящее имя его Сванте Свантесон.

Как Карлсон стал приведением? (можно зачитать) Кого он испугал? Кто такая фрекен Бок? Что она сделала и сказала? Прочитаем по ролям. Прочитайте

последнее предложение, как понимаете слово озорники? (проказник, шалун, весельчак, даже немножко хулиган, но очень милый и родной); (если читали дети, то учитель говорит: мне тоже хочется прочитать…) Этот отрывок можно назвать текстом?

Ну, что понравилась вам встреча с Карлсоном?

Кто получил удовольствие от урока?

III. Рефлексивно-оценочный – 5 мин. 

Подведём итог, прошу продолжить фразу:

9 слайд

Больше всего на уроке мне понравилось…

Главное для меня на уроке…

Сегодня я понял (а)…

Придвиньте к себе лист самооценки. Оцените себя на 1 волшебной линеечке – кто был внимателен на уроке, 2 – умение читать слова и предложения, 3 – как вы понимали мои вопросы. У кого были трудности, я увижу по листам самооценки. Положите их в дневник, а завтра принесите в школу.

Ребята, кому захотелось прочитать всю книгу? Как вы меня порадовали!

Так может, мы вместе прочитаем, а потом проведём читательскую конференцию?! На память о встрече с Карлсоном, я дарю вам его портрет.

Те, кто считает, что хорошо потрудился, может свою фотографию поместить на доску почёта. Мне так не хочется расставаться с любимым героем, давайте полюбуемся какой он милый, озорной…(просмотр отрывка из мультфильма).

10 слайд

11 слайд

Спасибо за сотрудничество, урок окончен.