Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель: закрепить знания учащихся о звуке, слове, предложении.
Задачи:
образовательные:
- упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами, звуковом анализе слов, понимании смысла текста;
- продолжить формировать у учащихся умения определять задачи урока, организовывать себя и работать в заданном темпе, оценивать свою работу;
- формировать творческую активность учащихся.
воспитательные:
- содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
- содействовать профилактике утомляемости учащихся.
развивающие:
- развивать наблюдательность;
- развивать и обогащать речь учащихся;
- развивать логическое мышление;
- развивать познавательный интерес к чтению;
- способствовать развитию эмоциональной сферы.
Методы: частично поисковый, технология обучения в сотрудничестве, интенсивный опрос, раскрытие практической значимости, использование средств художественного воздействия (голос героя, отрывок из мультфильма), работа с книгой.
Форма взаимодействия: диалог.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
- компьютер с мультимедийным оборудованием;
- игрушка Карлсон;
- карточка: учиться читать… учиться отличать...;
- карточка: план-книга, схема предложения, схема слова, текст;
- книги Астрид Линдгрен;
- шифровка;
- касса со звуковыми схемами;
- книга «Я читаю»;
- листы самооценки.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный – 10 мин.
1 слайд
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Ждут нас книжки и тетрадки
Вы готовы? Всё в порядке.
Садитесь. У нас снова гости. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь. А теперь внимание на меня. Урок обучения грамоте.
На урок я принесла книгу. А о ком она, угадайте?
Летит, а не самолёт. С пропеллером, а не вертолёт. Сладкое любит, но не медведь. Любит на люстре он посидеть.
2 слайд
Верно, это Карлсон. А кто такой Карлсон?
Вы, наверно, знаете, я не просто учительница, а ещё и волшебница. Верите ли вы, что я сотворю волшебство? Закройте глазки: 1-2-3 чудо сотворю (появляется игрушка Карлсон).
3 слайд
Ой, Карлсон-то ожил! Но вы понимаете, что это всё игра, а у нас идёт урок.
Сегодня эта кукла будет помогать нам учиться грамоте. (посадить игрушку на видное место)
Тема нашего урока: Предложение. Слово. Звук. (на доске).
Опираясь на тему, сформулируйте задачи урока, вот слова помощники:
А ещё какие задачи для себя поставим? (внимательно слушать, оценивать себя)
На уроке мы познакомимся с книгой, поработаем с предложением, составим схему слова и прочитаем текст (на доске план урока способом аппликации).
Ребята, а как называется моя книга, вы догадались? (показать книгу)
Посмотрите, какая она старенькая, потрёпанная, а как думаете почему? Конечно, вы правы…
Но эта книга мне особенно дорога, ведь мне её подарили, когда мне было столько же лет, сколько и вам. Я также где-то шалила и даже рисовала в неположенном месте. Эту книгу читала и моя сестра. Когда я выросла и стала мамой, мой сын тоже её полюбил. А ещё я принесла новое издание этой книги, посмотрите, какая красочная, сразу хочется взять и рассмотреть её. (выставка книг)
А кто автор книги про Карлсона?
4 слайд
Давайте вместе прочитаем: Астрид Линдгрен (портрет).
Какое трудное имя, как думаете почему? Да, этого героя придумала писательница из Швеции, автор многих книг для детей. А в нашей стране дети любят читать ещё одно произведение Астрид Линдгрен – «Пиппи Длинныйчулок» (показать книгу)
Поднимите руку, у кого дома есть книги Астрид Линдгрен, тогда принесите книги в класс и мы вместе их рассмотрим.
II. Операционно-исполнительский – 20мин.
Карлсон такой шалун, что и с нами решил поиграть. У вас на партах лежат листочки. Придвиньте их на середину.
Прочитайте шифровку. Я наблюдаю, умеете ли вы работать в паре.
Возьмите карандаши и исправьте ошибки.
5 слайд
Чудеса на этом не закончились (подвожу итог – проговаривая и исправляя все ошибки на экране).
Поднимите руку, кто выполнил работу также. Прочитайте.
Что получилось? Что вы знаете о предложении? Сколько слов в предложении? это предложение подходит к схеме в плане урока? (нет, т.к. в нашем предложении 4 слова, а на схеме 1 слово)
Я тоже приготовила для вас задание, даже ученики 2 класса справиться не смогли. Попробуем выполнить?
Слово находится в этом предложении, в слове 5 букв, 5 звуков (пауза) и обозначает действие предмета. Какое это слово? (живёт).
Составьте схему этого слова. Кто желает поработать у доски? (1 человек у доски, все остальные работают со своими кассами).
Вы согласны с …? Есть вопросы по схеме, (учитель про ударение, работа над с/о). Я прошла по классу, некоторые сделали вот так (показать всем) Кто прав? (оба, некоторые дети могут обозначить не слияния, а отдельные звуки).
Чем звуки отличаются от букв? Какие звуки мы слышим в слове живёт?
6 слайд
А мы поиграем в живые звуки. Ты звук…Выходите звуки к доске, составьте слово живёт (разделитесь на слоги, руки вверх гласные и т.д.)
6 слайд
Физминутка: я предлагаю отдохнуть с нашими звуками (танец).
И наши гости тоже приготовили для вас задание. Это? (ребусы)
7 слайд
Отгадайте их.
Вот слова – отгадки.
8 слайд
Придумайте задание к словам? Докажи…
Ребята, вы не забыли про нашего героя, не случайно эти слова появились?
Какие вы наблюдательные, молодцы! А хочется вам познакомиться поближе с Карлсоном и почитать о нём? Мы с вами только начинаем читать, поэтому
откройте книгу « Я читаю» по закладке. Прочитайте хором название. Дальше написана чистоговорка – с ней мы поработаем позднее. Хотите ли вы сами прочитать или я прочитаю вам? Поставили пальчики, читаем по цепочке по предложению.
Почему вы смеялись (улыбались)? Ситуация нелепая, Карлсон ведь не злой, это видно и на иллюстрациях.
Почему слова Карлсон и Малыш написаны с большой буквы? Малыш это прозвище, а настоящее имя его Сванте Свантесон.
Как Карлсон стал приведением? (можно зачитать) Кого он испугал? Кто такая фрекен Бок? Что она сделала и сказала? Прочитаем по ролям. Прочитайте
последнее предложение, как понимаете слово озорники? (проказник, шалун, весельчак, даже немножко хулиган, но очень милый и родной); (если читали дети, то учитель говорит: мне тоже хочется прочитать…) Этот отрывок можно назвать текстом?
Ну, что понравилась вам встреча с Карлсоном?
Кто получил удовольствие от урока?
III. Рефлексивно-оценочный – 5 мин.
Подведём итог, прошу продолжить фразу:
9 слайд
Больше всего на уроке мне понравилось…
Главное для меня на уроке…
Сегодня я понял (а)…
Придвиньте к себе лист самооценки. Оцените себя на 1 волшебной линеечке – кто был внимателен на уроке, 2 – умение читать слова и предложения, 3 – как вы понимали мои вопросы. У кого были трудности, я увижу по листам самооценки. Положите их в дневник, а завтра принесите в школу.
Ребята, кому захотелось прочитать всю книгу? Как вы меня порадовали!
Так может, мы вместе прочитаем, а потом проведём читательскую конференцию?! На память о встрече с Карлсоном, я дарю вам его портрет.
Те, кто считает, что хорошо потрудился, может свою фотографию поместить на доску почёта. Мне так не хочется расставаться с любимым героем, давайте полюбуемся какой он милый, озорной…(просмотр отрывка из мультфильма).
10 слайд
11 слайд
Спасибо за сотрудничество, урок окончен.