Учёные утверждают, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех в большей степени, чем особо выдающиеся способности человека.
Что такое жизненный успех? Это высокий уровень материального благосостояния, почёт и уважение, удовлетворённость своим трудом, стабильность социального статуса. В условиях рыночной экономики это возможно только мастеру своего дела - профессионалу.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Социологи определили её как общность людей, занятых определённым видом труда. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период жизни. Задача взрослых доходчиво рассказать ребёнку о профессиях взрослых, раскрыть ценность их труда, сформировать бережное отношение к результатам труда.
Экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведённые в 70-80-е годы под руководством профессора В.И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления о труде взрослых, а то, что у дошкольников можно сформировать системные знания о трудовом процессе как единице труда.
Взрослые шьют одежду, строят дома, варят еду, печатают книги, работают на фабриках и заводах - их трудовая деятельность состоит из множества разнообразных трудовых процессов, в результате которых преобразуются предметы труда (исходный материал) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека.
По мнению исследователей, дети способны вычленить труд взрослых из многообразия явлений современного мира. Они могут осознать его ценность, понять мотивы и цели деятельности взрослых, способы деятельности, значение каждого компонента труда в достижении итогового результата, последовательность их включения в трудовой процесс.
Действительно, для того, чтобы реализовать задуманное, человеку нужны материалы или предметы труда, инструменты, он должен действовать с определённой логикой, качественно выполняя каждое действие. Это позволяет показать ребёнку структуру труда, сам ход достижения результата.
Такие знания о труде обеспечивают возникновение устойчивого интереса детей к труду взрослых, стремление научиться трудиться, как они, стать такими же умелыми. Дети начинают осознавать личностные качества, необходимые умелому, деловому человеку.
Коллектив нашего детского сада поставил перед собой задачу внедрить педагогическую технологию программы "Детство", ориентированную на целостное развитие ребёнка. Суть педагогической технологии заключается в конструировании в детском саду единого процесса социализации ребёнка, "когда дети приобретают в игре и других видах детской деятельности первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции и индивидуализации, позволяющей ребёнку осознать своё "Я", свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество, социальную компетентность" [2].
Отличительной особенностью педагогической технологии реализации образовательной программы "Детство" является направленность на творческий характер. Педагоги детского сада на основе предложенной системы работы по ознакомлению детей с предметным миром, трудом взрослых и приобщению дошкольников к азам трудовой деятельности, создают необходимые образовательные ситуации, разрабатывают конспекты интегрированных занятий, сотрудничают с родителями воспитанников.
Интерес детей к деятельности взрослых наблюдается уже в младших группах детского сада. Однако большинство малышей не видят направленности трудовой деятельности на результат. Все компоненты трудовой деятельности для них слиты и не воспринимаются раздельно. Вот почему дети не могут рассказать даже о тех трудовых процессах, которые взрослые осуществляют на их глазах ежедневно. Воспитатели младших групп знакомят их с конкретными трудовыми процессами, которые выполняют люди, работающие в детском саду.
На первых этапах организуется наблюдения за деятельностью помощника воспитателя: няня моет посуду, накрывает на стол, раздаёт пищу, моет пол, вытирает пыль. В ходе наблюдения конкретных процессов хозяйственно-бытового труда взрослых воспитатель раскрывает детям цель и мотивы их деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя их необходимость.
Первый компонент труда - постановка цели и мотивация трудового процесса. Чтобы детям стала ясна необходимость труда, понятны мотивы деятельности взрослых, воспитателем конструируются разнообразные житейские образовательные ситуации, являющиеся естественной частью педагогического процесса детского сада.
Например, столы не накрыты - нельзя обедать, грязная чашка - нельзя из неё пить. Об этом позаботится няня. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрываются детям через осознание их собственных потребностей. Внимание детей направлено на получение результата труда.
Второй компонент труда - отбор предметов труда осуществляется на глазах детей: воспитатель предлагает помочь няне собрать со столов грязную посуду, снять с вешалки грязные полотенца и пр. Это даёт возможность сделать малышей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого.
Третий компонент труда - трудовое оборудование. Осуществляя трудовой процесс, взрослый отбирает необходимое для его осуществления оборудование, показывает его детям, называет, а воспитатель обеспечивает хоровое проговаривание, чтобы названия лучше запомнились детям. Одновременно обращает внимание на организацию трудового процесса, как взрослый подготовился к работе, почему надел передник, зачем засучил рукава, почему няня вымыла руки перед сервировкой стола и т.д.
Четвёртый компонент труда - состав и порядок выполнения взрослым трудовых действий. Важно, чтобы малыши получили общее представление о последовательности действий, их цепочке. В младшей группе выделяют только наиболее значимые из них, трудовой процесс упрощается. Каждое значимое трудовое действие показывается, объясняется и мотивируется в доступной для малышей форме.
Например, няня показывает, как она моет чашку: тщательно трёт её внутри, затем снаружи, донышко, у ручки. Она трёт эти места до тех пор, пока чашка не станет чистой. "Грязь оттёрта, но из чашки ещё нельзя пить, что же делать?" - спрашивает воспитатель детей. Наблюдая за действиями няни, дети отвечают на поставленный вопрос, фиксируют под руководством воспитателя особенности трудовых действий няни.
В конце наблюдения дети с помощью воспитателя выделяют итоговый результат труда: чашка чистая - из неё можно пить, стол накрыт к обеду - можно садиться за стол; определяют значимость результата труда: няня позаботилась о детях - чисто вымыла посуду, накрыла на стол.
Возрастные возможности детей среднего дошкольного возраста позволяют сделать важные шаги к приобщению к миру взрослых. Данный возраст весьма значим для воспитания ценностного отношения к труду сотрудников детского сада и всех, кто заботится о детях. В этой группе продолжают проводиться наблюдения за трудовыми процессами сотрудников детского сада по методике, аналогичной той, что использовалась в работе с младшими дошкольниками: воспитатель раскрывает детям цель и мотивы деятельности, последовательно фиксирует внимание на каждом компоненте трудового процесса - от постановки цели до получения результатов труда. Наблюдения в средней группе более детальные, и воспитатель помогает ребёнку увидеть личностные качества человека, проявляющего в своей деятельности заботу о детях (Рисунок 1).
Рисунок 1
В средней группе для ознакомления с профессиональной деятельностью сотрудников детского сада проводятся экскурсии на кухню, в прачку, в кабинеты медсестры и кастелянши.
Перед экскурсией воспитатель создаёт положительный эмоциональный настрой, настраивает детей на получение новых знаний и ярких впечатлений. В ходе экскурсий основное внимание обращается на направленность, содержание и структуру трудовых процессов, на их конечный результат, на то, какими инструментами и оборудованием пользуются работники детского сада.
Впечатления от экскурсий закрепляются через беседы по их содержанию и дидактические игры: "Отгадай, кем он работает", "Кто, что делает", "Кому, что нужно для работы", "Магазин" (Рисунок 2).
Рисунок 2
В работе по ознакомлению с трудом взрослых важное место отводится конструированию образовательных ситуаций в повседневной жизни группы. С помощью знакомого детям игрового персонажа, воспитатель разыгрывает наблюдаемый ранее трудовой процесс, фиксируя их внимание на всех компонентах труда. Задача воспитателя - вести игру весело, поставить каждого ребёнка в субъективную позицию, оживить имеющиеся знания, начать их перевод в умения, поэтому детям предлагается помочь игрушке отобрать предметы труда, оборудование, организовать рабочее место, напомнить порядок выполнения трудовых действий. Воспитатель широко привлекает детей к проверке качества промежуточных и итоговых результатов труда (Рисунок 3).
Рисунок 3
Основной формой организации жизни детей средней группы является игра. Отчётливые представления детей о трудовой деятельности взрослых и характерное для данного возраста стремление быть как взрослые, побуждают детей к сюжетным играм. Целенаправленные наблюдения, первые экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом сотрудников детского сада, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений, расширению тематики игр, разнообразию сюжетов, обогащению арсенала игровых действий (Приложение №1, рисунок 4).
Рисунок 4
В старшем дошкольном возрасте обобщаются представления детей о труде взрослых. На основе знакомства с азами экономики, происходит ознакомление с современной техникой, разнообразными видами труда и профессиями, в том числе и с профессиями родителей.
Программа для детей старшего возраста предполагает насыщенное образовательное содержание, широкий круг представлений о разных видах производительного и обслуживающего труда, соответствующее познавательным интересам современного ребёнка.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста важно не только сформировать систему знаний о трудовом процессе, но и научить общению с незнакомыми людьми. Такое общение удобно организовывать при проведении экскурсий.
Администрацией детского сада при поддержке родителей воспитанников были организованы экскурсии, которые значительно расширили представления детей о разнообразии профессий.
Экскурсия на хлебокомбинат дала детям возможность увидеть процесс производства хлеба и хлебобулочных изделий. Они увидели все компоненты трудового процесса, познакомились с людьми, которые заняты в производстве хлеба, узнали названия новых профессий и поняли, что качество хлеба зависит от отношения к своему делу каждого, кто участвует в его производстве (Приложение №2, рисунок 5).
Рисунок 5
В ходе экскурсии на почту, дети получили представления о труде работников почты, о его значении для близких людей, живущих далеко друг от друга. Они имели возможность задать интересующие их вопросы, и своими глазами увидеть, как готовят посылки и письма к отправке адресату (Рисунок 6).
Рисунок 6
Знакомя детей с широким кругом профессий взрослых, стараемся удовлетворить познавательные интересы детей обоего пола. Экскурсия в пожарную часть вызвала большой интерес у мальчиков. Они из первых уст послушали рассказ о героической профессии пожарного, познакомились с техникой и средствами пожаротушения, имели возможность примерить головной убор, посидеть в кабине пожарной машины, понаблюдали за работой диспетчера. В результате дети поняли, что только сильные, смелые и отважные люди могут работать пожарными (Рисунок 7).
Рисунок 7
Накануне празднования Дня защитника отечества была организована встреча детей с офицером морского флота. Он рассказал о своей профессии, о её значении, показал фрагменты видеозаписи военного парада в Балтийске и приветствие Президента России (Рисунок 8).
Рисунок 8
В рамках подготовки к педсовету на тему: "Приобщение дошкольников к труду как социальной ценности" в гости к детям приходили родители, которые работают на наших главных городских предприятиях. Они рассказали о заводах и продукции, которая там выпускается, о значении этой продукции для города и страны, выразили уверенность, что когда дети вырастут, они пополнят ряды рабочих и инженеров, будут продолжать славные заводские традиции.
В ходе работы по подготовке детей к обучению в школе были проведены экскурсии в школу. Дети получили представления о школе, о разнообразии профессий и труде людей, которые там работают. Мы постарались довести до сознания детей, что их профессиональная деятельность, направлена на то, чтобы дети получали хорошие знания, чтобы они были здоровы и могли интересно проводить досуг. Школа - это место, где детей ждут умные, добрые и понимающие взрослые (Приложение №3, рисунок 9).
Рисунок 9
Яркие впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Дети легко находят роли, линии развития сюжета, комбинируют ситуации. Игра становится длительной, объединяющей в общий сюжет небольшие группы детей. Сегодня наши воспитанники с удовольствием играют в такие сюжетно - ролевые игры: "Школа", "Почта", "Пожарные", "Моряки", "Строители" и др. В играх они отражают профессиональную деятельность взрослых людей, представляют себя представителями разных профессий (Рисунок 10).
Рисунок 10
Результатом проделанной работы является то, что наши воспитанники стали проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, они имеют представление о многообразии профессий, знают о профессиональной деятельности своих родителей, понимают значимость их труда.
В ходе целенаправленной работы по ознакомлению с профессиональной деятельностью взрослых, ненавязчиво подводим детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, и им следует дорожить. Профессионалы - настоящие мастера своего дела, они пользуются большим уважением.
Список литературы:
- Бондаренко Т.М. "Диагностика педагогического процесса в ДОУ". Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010;
- Крулехт М.В. "Дошкольник и рукотворный мир". - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002;
- Методические рекомендации к программе "Детство".- СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004;
- Рылеева Е. "Как помочь дошкольнику найти своё место в мире людей". Система развивающих занятий для детей 6 лет.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.