Цель: создать условия для формирования понимания того, что лежит в основе тканей растительного происхождения и как это влияет на свойства таких тканей, познакомить с видовым разнообразием тканей, используемых человеком.
Методы: рассказ, беседа, создание образа-схемы, исследовательская работа, игровые моменты, проблемные вопросы.
Межпредметные связи: биология, изо, музыка, история, физика.
Оборудование: тетрадь, цветные карандаши, лупа, образцы ткани, образцы растений, вата, стаканы с водой, свеча, 2 пинцета, образон, ИКТ.
Ход занятия
Вводная информационная часть (10 мин.)
Как ваше настроение? Готовы узнавать что-то новое?
Замечательно!
Сегодня мы с вами поговорим о тканях, которые люди использую многие тысячелетия в своей жизни.
Слайд 1 или записывается тема урока Приложение 3
Но ведь ткани не растут в поле и на деревьях их тоже не выращивают? Откуда же они берутся, и какие они могут быть?
В мире существует огромное разнообразие различных тканей, но все они делятся на две группы: натуральные – те, что дает нам природа и химические – те, что изобрел человек.
Слайд 2 или на доске выстраивается таблица из терминов
Сегодня мы остановимся на тканях от ПРИРОДЫ – натуральные ткани. К ним относятся: ткани, которые дают нам растения, животные и минералы.
(Звучит музыка звуков природы: ветер или щебетание птиц)
Устраивайтесь поудобнее, как вам будет комфортно, и приготовьте свое воображение для путешествия в мир ПРИРОДЫ. Вообразите чудесное место отдыха, где вам спокойно, радостно, где вы абсолютная хозяйка. Рассмотрите, что вас окружает в этом прекрасном месте? Какие там краски, формы, запахи, движения? Поблагодарите это место за покой и радость, улыбнитесь ему мысленно.
Мы с вами отправляемся в путешествие по полям, чтобы узнать какие растения дают нам ткани и каким образом. А заодно узнаем, влияет ли растение на свойства ткани. Вообразите, что вы идете по дороге. С одной стороны располагается поле белого цвета, а с другой голубое. Давайте войдем в белое поле и рассмотрим, какое растение там растет. Это растение называют «хлопчатник». Его цветки похожи на колокольчик, но сейчас перед нами его плоды: коробочки наполненные «кусочком ваты» с крупными семенами. «Ватка» состоит из волосков длиной от 5 мм до 5 см. Волоски тонкие, гибкие, легкие, они покрывают поверхность семян для того чтобы под действием ветра семена могли разлетаться и засеивать Землю. Волоски мягкие и теплые чтобы согревать семена во время холода. Они легко впитывают влагу, и быстро высыхают под лучами солнца, укрывая семена от дождя. Люди многие тысячелетия назад начали собирать эти волокна хлопчатника, очищать от семян, скручивать между собой в длинные нити (прясть пряжу) и затем ткать ткани.
Такие ткани как сами волокна тонкие, мягкие, легкие, теплые на ощупь, быстро впитывают влагу и легко сохнут. Так природа позаботилась о людях.
Мысленно поблагодарите природу за такой подарок. Улыбнитесь этому полю с хлопком и поблагодарите растение хлопчатник за то, что оно подарило людям хлопчатобумажные нити и ткани.
А теперь, мысленно, перейдем дорогу и войдем в голубое поле. Нас окружают высокие былинки с голубыми «глазами». Эти былинки легко вырвать из земли вместе с корнями, но очень трудно разорвать пополам. Стебель этого растения состоит из лубяных волокон, которые легко разделить на отдельные прочные волоски. Лен древнее хлопка, но происходит также как и хлопок из Индии. Волокна располагаются в стебле, он поддерживает растение, оно жесткое и гладкое. Стебель проводит воду в листья и цветы, а также охлаждает растение вовремя жары. Поэтому льняное волокно хорошо впитывает и долго хранит воду, из-за этого оно прохладное на ощупь. Длина волокна достигает 1 метра.
Чтобы получить волокна льна и спрясть нити необходимо его скосить, вымочить в воде (чтобы растворился природный клей), высушить, трепать (разделять на волокна), отделить примеси и затем прясть (скручивать). Льняные ткани обладают всеми свойствами волокон. Они жесткие, гладкие, хорошо впитывают влагу и долго сохнут, создают ощущение прохлады.
Поблагодарите льняное поле за такие замечательные волокна и возможность использовать льняные ткани. Поблагодарите природу за ее бесценный дар для наших тел. Она позаботилась о том, чтобы мы не замерзали во время холодов и не перегревались на солнышке в своей одежде.
Наше путешествие закончилось, поблагодарите свое воображение и медленно, каждый в своем ритме, возвращайтесь в класс.
Улыбнитесь соседке справа и слева, потянитесь и встаньте, пожалуйста, из-за парт. Давайте изобразим растение хлопок: присели как будто вы семена, постепенно поднимайтесь, как будто растение растет, руки сложенные ладонями медленно поднимаются вверх как цветок, ладошки – коробочки открываются, и появляется ватка с семенами. Замечательно!
А теперь представили себя растением – лен: вытянулись, руки вверх, ладони раскрыты как цветы, стоим, не гнемся, качается на ветру. Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
Как вам путешествие? Понравилось? Все смогли представить два поля?
- Каким было первое поле? (белое, с коробочками наполненными ваткой и крупными семенами)
- Как называется это растение? (хлопчатник)
- Что оно дает для изготовления нитей? (плоды с семенами покрытыми волосками- волокнами)
- Какими свойствами обладают волокна, а потом и ткани из хлопка? (тонкие, гибкие, мягкие, легкие, теплые на ощупь, быстро впитывают влагу и легко сохнут)
- Какой длины бывают хлопковые волокна? (от 5 мм до 5 см)
- Что необходимо сделать с волокнами перед прядением? (собрать, очистить от семян, спрясть – скрутить)
- Каким вы представили второе поле? (высокие тонкие растения с голубыми цветками)
- Как называется это растение? (лен)
- Какая часть растения используется для изготовления льняных нитей? (стебель, который состоит из лубяных волокон, легко отделяющихся друг от друга)
- Что необходимо сделать, чтобы получить льняную нить? (скосить, вымочить в воде (чтобы растворился природный клей), высушить, трепать (разделять на волокна), отделить примеси и затем прясть – скручивать.)
- Какими свойствами обладают волокна, и, конечно же, ткани изо льна? (жесткое, блестящее, гладкое, хорошо проводит воду и прохладное на ощупь)
У вас на столе стоят коробочки, откройте их. Перед вами лежат волокна хлопка и кусочек стебля льна. Рассмотрите их внимательно и запомните, как выглядят волокна этих растений.
Нарисуйте то, что показывала вам ваше воображение и запишите, что дает растение для изготовления нити, и какими свойствами нить будет обладать.
Работа в тетради с образоном (10 мин.)
Покажите ваши образоны. Замечательно! (Приложение 2)
Сравните свой образон с моим образоном и проверьте всю ли информацию вы написали.
Слайд 3 или фото на доске
Исследовательская работа с постановкой проблемных вопросов (10-12 мин.)
Все мы любим, исследовать, экспериментировать вот и сейчас я предлагаю вам поиграть в исследовательскую лабораторию. Перед нами стоит задача определить сохраняют ли ткани свойства волокон, из которых они изготовлены. Для этого необходимо произвести эксперимент с одинаковыми по размеру образцами ткани из хлопка и льна. Для записи результатов своего эксперимента разделите страницу на две части (нарисуйте (используйте) таблицу в своей тетради) и после каждого опыта фиксируйте информацию для каждого образца. Приложение 4
- Положите образцы ткани на тыльную сторону ладони и определите, какой из них создает ощущение прохлады, а какой согревает кожу? (х/б согревает, лен охлаждает)
- Проведите рукой по образцам и определите, какая гладкая ткань, а какая шероховатая? Почему это так? (х/б гладкая, лен шероховатая. Такими же свойствами обладают волокна растения)
- Пощупайте образцы. Какая ткань мягче? Почему? (х/б мягкая, лен жесткая, т.к. разное назначение у волокон в растении)
- Выдерните по одной нити из каждого образца и сравните их по внешнему виду? Какая тоньше? Почему? Какими свойствами обладает эта ткань? (х/б тонкая, лен чуть толще, т.к. одно волокно должно летать, другое сопротивляться ветру)
- Поднимите оба образца вверх и отпустите их одновременно. Что вы получили? Это как-то можно объяснить с логической точки зрения? (лен падает быстрее, т.к. нити и волокна толще и потому тяжелее)
- Выдерните нить из каждого образца поочередно и разорвите каждую в отдельности. Какой образец более прочный? Почему? Как это связано с его происхождением? (более прочная льняная нить, т.к. волокна должны поддерживать растение и они длинные)
- Выдерните нить из каждого образца и одновременно опустите кончик в стакан с водой. Какой образец быстрее впитал влагу? Почему? Как это связано с происхождение? (х/б ткань впитала быстрее, но так же быстро и высохнет)
- Сильно сомните образцы ткани, а затем постарайтесь разгладить? Что у вас получилось?(оба образца сильно сминаются)
- А сейчас я подожгу по очереди каждый образец, а вы внимательно наблюдайте: каким будет огонь, дым, скорость горения и какой выделяется запах (яркое пламя, быстрое горение, запах жженой бумаги у обоих образцов, на конце пепел)
Как вы думаете, старые ненужные ткани растительного происхождения можно сжигать, чтобы не засорять Землю? Почему? (Да. Можно. Они полностью сгорают, не выделяют токсичных газов. Пепел используют как удобрение для растений)
Молодцы! Замечательно!
Эксперимент прошел удачно! Какой вывод мы делаем?
Вывод: ткани имеют такие же свойства, как и волокна растений их которых их, изготовили. Волокна имеют свойства необходимые растениям для жизни и размножения в природе.
А сейчас мы подведем итог нашего занятия. Для этого разделитесь на две команды, первая коротко покажет, как растет хлопок и расскажет о свойствах ткани из хлопка, а вторая покажет, как растет лен и свойства тканей изо льна.
(5-6 мин. подготовка в командах и демонстрация задания)
Подведение итогов (2-3 мин.)
Молодцы! А домашним заданием будет, узнать какие еще растения используют для производства ткани и что необходимо сделать для изготовления нитей и тканей из этих растений. Прочитайте §1 стр. 5-7 и ответьте на вопросы после параграфа. Дорисуйте и разукрасьте свой образон. На следующем занятии вы будете рассказывать домашнее задание и сможете использовать его себе в помощь.
Спасибо за внимание. До свидания!