Диагностические тесты по математике

Разделы: Математика


В настоящее время в ряду современных подходов к средствам контроля, аттестации, саморазвития и самообразования учащихся значительное внимание уделяется тестированию. Так как контроль - неотъемлемая часть учебного процесса, то результат государственного итогового контроля полностью зависит от промежуточного контроля знаний и умений учащихся. В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова таким средством контроля может выступать система тестовых диагностических работ. Мы хотим поделиться своим опытом разработки тестовых работ, позволяющих оперативно диагностировать затруднения учащихся в освоении отдельных операций внутри определенного способа действия или понятия. Существует два вида тестовых диагностических работ (ТДР): на входе изучения темы (на этапе решения частных задач - ТДР

1) и на выходе (перед созданием "ситуации успеха", которая открывает этап оценки учащимися своих знаний - ТДР

2). Система таких работ позволяет своевременно выявлять проблемы в освоении знаний у каждого ученика и вовремя производить коррекцию его затруднений. Сложность составления этих работ заключается в искусственном вычленении отдельных операций, входящих в состав определенных способов действий или понятий. Например, для того, чтобы проверить, как ученик овладел понятием "пропорция", необходимо выполнить задания, проверяющие уровень усвоения трех операций, входящих в это понятие:

а) уметь из математических выражений выбирать отношения;

б) уметь находить отношения величин и их сравнивать;

в) уметь из равных отношений величин составлять пропорцию.

Данный вид диагностической работы позволяет увидеть не только, где возникают трудности ребенка, но и своевременно производить отработку конкретных операций с помощью специально подобранных заданий. Учащиеся группируются, с учетом допущенных ошибок и каждый решает свою задачу, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход в отношении каждого ребенка. В начале изучения темы такая работа проверяется учителем совместно с детьми и не оценивается отметкой. Вторая тестовая диагностическая работа (ТДР 2) проводится после освоения способа действия или понятия для своевременной его коррекции. Этот вид работы уже проверяется и оценивается учителем. Такая форма контроля очень удобна, так как позволяет в очень короткое время осуществить достаточную полную и глубокую проверку знаний и умений учащихся.

Примеры текстовых диагностических работ для учащихся 5-6 классов.

5 класс

ТДР 1 "Степень"

1. Определите основание степени

А) 5;

Б) 3;

В)

2. Замените * и числом

А)

Б)

В)

3. Вычислите

А)=?

Б)=?

В)

ТДР 2 "Степень"

1. Представьте в виде произведения

А)

Б);

В)

2. Представьте произведение множителей в виде степени

А)

Б)

В)

3. Найдите значение выражения

А) 24;

Б) 512;

В) 6561;

Г) 128;

4. Вычислите

А) 2;

Б) 5;

В) 8;

Г) 17

6 класс

ТДР 1 "Пропорция"

1. Выпишите те математические выражения, которые являются отношением

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е) ;

Ж)

З)

2. Найдите отношение 128 к 32

А) 4;

Б) ;

В) 4096

Г) 160

Д) 96

3. Среди данных отношений ; ; выберите равные

4. Из выбранных отношений в задании №3 составь пропорцию

: = :

5. Замените * числом, чтобы пропорция была верной

4,8 : 1,6 = * : 8

ТДР 2 "Пропорция"

1. Укажите верную пропорцию

А) 3,6:10,8=8:24

Б) 3,6:10,8=

В) 3,6 x 24=8 x 10,8

2. Определите средние члены пропорции

А) 15 и 5;

Б) 5 и 24;

В) 5 и 8;

Г) 15 и 8

3. Найдите произведение крайних членов пропорции 15:5=24:8

4. Запишите основное свойство для верной пропорции 24:10=12:5

А) 24:12=10:5;

Б) 24 x 12=10 x 5;

В) 24 x 5=12 x 10