В настоящее время в ряду современных подходов к средствам контроля, аттестации, саморазвития и самообразования учащихся значительное внимание уделяется тестированию. Так как контроль - неотъемлемая часть учебного процесса, то результат государственного итогового контроля полностью зависит от промежуточного контроля знаний и умений учащихся. В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова таким средством контроля может выступать система тестовых диагностических работ. Мы хотим поделиться своим опытом разработки тестовых работ, позволяющих оперативно диагностировать затруднения учащихся в освоении отдельных операций внутри определенного способа действия или понятия. Существует два вида тестовых диагностических работ (ТДР): на входе изучения темы (на этапе решения частных задач - ТДР
1) и на выходе (перед созданием "ситуации успеха", которая открывает этап оценки учащимися своих знаний - ТДР
2). Система таких работ позволяет своевременно выявлять проблемы в освоении знаний у каждого ученика и вовремя производить коррекцию его затруднений. Сложность составления этих работ заключается в искусственном вычленении отдельных операций, входящих в состав определенных способов действий или понятий. Например, для того, чтобы проверить, как ученик овладел понятием "пропорция", необходимо выполнить задания, проверяющие уровень усвоения трех операций, входящих в это понятие:
а) уметь из математических выражений выбирать отношения;
б) уметь находить отношения величин и их сравнивать;
в) уметь из равных отношений величин составлять пропорцию.
Данный вид диагностической работы позволяет увидеть не только, где возникают трудности ребенка, но и своевременно производить отработку конкретных операций с помощью специально подобранных заданий. Учащиеся группируются, с учетом допущенных ошибок и каждый решает свою задачу, что позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход в отношении каждого ребенка. В начале изучения темы такая работа проверяется учителем совместно с детьми и не оценивается отметкой. Вторая тестовая диагностическая работа (ТДР 2) проводится после освоения способа действия или понятия для своевременной его коррекции. Этот вид работы уже проверяется и оценивается учителем. Такая форма контроля очень удобна, так как позволяет в очень короткое время осуществить достаточную полную и глубокую проверку знаний и умений учащихся.
Примеры текстовых диагностических работ для учащихся 5-6 классов.
5 класс
ТДР 1 "Степень"
1. Определите основание степени
А) 5;
Б) 3;
В)
2. Замените * и числом
А)
Б)
В)
3. Вычислите
А)=?
Б)=?
В)
ТДР 2 "Степень"
1. Представьте в виде произведения
А)
Б);
В)
2. Представьте произведение множителей в виде степени
А)
Б)
В)
3. Найдите значение выражения
А) 24;
Б) 512;
В) 6561;
Г) 128;
4. Вычислите
А) 2;
Б) 5;
В) 8;
Г) 17
6 класс
ТДР 1 "Пропорция"
1. Выпишите те математические выражения, которые являются отношением
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е) ;
Ж)
З)
2. Найдите отношение 128 к 32
А) 4;
Б) ;
В) 4096
Г) 160
Д) 96
3. Среди данных отношений ; ; выберите равные
4. Из выбранных отношений в задании №3 составь пропорцию
: = :
5. Замените * числом, чтобы пропорция была верной
4,8 : 1,6 = * : 8
ТДР 2 "Пропорция"
1. Укажите верную пропорцию
А) 3,6:10,8=8:24
Б) 3,6:10,8=
В) 3,6 x 24=8 x 10,8
2. Определите средние члены пропорции
А) 15 и 5;
Б) 5 и 24;
В) 5 и 8;
Г) 15 и 8
3. Найдите произведение крайних членов пропорции 15:5=24:8
4. Запишите основное свойство для верной пропорции 24:10=12:5
А) 24:12=10:5;
Б) 24 x 12=10 x 5;
В) 24 x 5=12 x 10