В связи с переходом на новые стандарты образования большое значение приобрела проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения в современных условиях. Необходимо отметить, что в настоящее время развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Результаты комплексных изучений динамики состояния физического здоровья школьников, их работоспособности и утомления вызывали и вызывают тревогу. Сегодня требуются действенные меры со стороны врачей, учителей, родителей, широкой общественности. Предлагаемая программа является дополнением учебной дисциплины «Физическая культура».
Рабочая программа по курсу «Расти здоровым» для обучающихся начальных классов составлена на основе программы физического воспитания для учащихся 1-4 классов авторов В.И. Ляха (2007 года), А.П. Матвеева (2008 года), реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта.
В результате изучения курса обучающиеся имеют представление о:
- Организм как физиологическая система.
- Болезни и их лечение.
- Питание в разное время года.
Знают:
- Экстренные службы и их телефоны.
- Вредные привычки и как от них избавиться.
Владеют:
- Гигиена организма.
- Правила безопасного поведения.
В соответствии с этим целью прохождения настоящего курса является содействие формированию самопознания, самоопределения учащихся по отношению к своему здоровью, создание условий для здорового образа жизни, развитие положительного отношения к своему здоровью. Для решения поставленной цели в укреплении и поддержке физического и психического здоровья учащихся поставлены следующие задачи:
- предоставить школьнику разнообразные средства удовлетворения потребностей в свободной игровой деятельности для развития физических навыков;
- способствовать формированию основных правил личной гигиены и безопасной жизни;
- обучать умению управлять своим поведением.
Основные пути укрепления здоровья школьников:
- социальная защита обучающихся;
- повышенное внимание к санитарно-гигиеническому состоянию;
- целенаправленная организация двигательной деятельности во внеурочное время;
- улучшение питания обучающихся.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- «Расти здоровым».
- «Подвижные игры».
Программа предусматривает проведение экскурсий, практических занятий, нравственно-этических бесед, чтение книг о медицине для детей. При изучении курса предусмотрена коллективная и самостоятельная работа.
Оценка знаний и умений проводится с помощью итогового теста, который включает в себя теоретические вопросы и практические задания по основным проблемам курса.
Курс «Расти здоровым» рассчитан на четыре года обучения (270 часов). Режим работы – один раз в неделю по одному учебному часу.
Содержание курса
№ п/п | Наименование темы | Общее количество часов | В том числе | |||||
всего | по классам | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | Теория | Практика | |||
1 | Режим дня | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
2 | Организм – физиологическая система | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
3 | Закаливание организма | 7 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Гигиена организма | 11 | 3 | 3 | 3 | 2 | 5 | 6 |
5 | Питание | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
6 | Правила безопасного поведения | 11 | 3 | 2 | 3 | 3 | 5 | 6 |
7 | Нравственно-этические беседы | 7 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 |
8 | Первая помощь | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
9 | Болезни и их лечение | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
10 | Здоровый образ жизни | 8 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
11 | Подвижные игры | 67 | 16 | 17 | 17 | 17 | 67 | |
Итого | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 | 28 | 107 |
1 класс (33 часа)
1. Режим дня первоклассника – 1 час
Режим работы и отдыха
Практическое занятие. Проектная деятельность «Мой режим дня»
2. Организм – физиологическая система -1 час
Осанка
Практическое занятие. Упражнения для мышц рук, улучшения осанки.
3. Закаливание организма – 2 часа
Одежда детей в разное время года
Профилактика простудных заболеваний
Экскурсия «Гуляем в любую погоду»
Практическое занятие. Принимаем воздушные ванны.
4. Гигиена организма – 3 часа
Гигиена тела
Будь в одежде аккуратен
Коса – девичья краса
Экскурсия по улице посёлка
Практическое занятие. Вредные привычки
5. Питание – 2 часа
Польза молока
Практические занятия. Витамины. Сладости.
6. Правила безопасного поведения – 3 часа
Общие правила безопасного поведения в квартире, на улице, на водоёме.
Экскурсия к реке.
Практические занятия по правилам дорожного движения.
7. Нравственно-этические беседы – 1 час
О вежливости, о трудолюбии и лени
8. Первая помощь – 1 час
Экстренные службы и их телефоны
Практическое занятие. Первая помощь при ушибах, ссадинах, порезах.
9. Болезни их лечение – 1 час
Сколиоз
Практическое занятие. Профилактика сколиоза.
10. Здоровый образ жизни – 2 часов
Виды спорта
О вреде курения
Практические занятия. Движение – жизнь!
11. Подвижные игры – 16 часов
Игры, направленные на:
- воспитание внимания и памяти: «Слушай сигнал», «Вызов номеров», «Всё ли на месте», «Отгадай движение» и т.д.
- развитие пространственной ориентации: «Запомни своё место», «Быстро на место!», «Чья команда быстрее построится».
- развитие движений рук: «Верёвочный круг», «Кольцо на верёвке», «Два кольца».
- формирование умения выполнять свои движения по сигналу: «Пчёлки», «Займи место», «Сосед слева».
- совершенствование навыков бега: «К своим флажкам», «Два Мороза», «Пятнашки».
- совершенствование навыков в прыжках: «Прыгающие воробышки», «Зайцы в огороде».
- совершенствование навыков метания на дальность и точность: «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель».
2 класс (34 часа)
1. Режим дня второклассника – 1 час
Режим работы и отдыха
Практическое занятие. Проектная деятельность «Режиму дня мы – друзья!»
2. Организм – физиологическая система – 1 час
Органы зрения
Практическое занятие. Упражнения для глаз, забота о зрении.
3. Закаливание организма – 2 часа
Способы закаливания организма
Простудные заболевания
Экскурсия в медучреждение
Практическое занятие. Профилактика простудных заболеваний.
4. Гигиена организма – 3 часа
Уход за ротовой полостью, ушами.
Практическое занятие. Праздник чистоты и здоровья.
5. Питание – 2 часа
Режим питания
Практические занятия. «Что даёт нам лес?»
6. Правила безопасного поведения – 2 часа
Общие правила безопасного поведения в транспорте, в лесу, с огнём.
Практические занятия. Способы охраны здоровья в школе.
7. Нравственно-этические беседы – 2 часа
Что радует и огорчает в школе
8. Первая помощь – 1 часа
Экстренные службы и их телефоны
Практическое занятие. Первая помощь при переломах, укусах насекомых, при отравлении дымом, жидкостями
9. Болезни их лечение – 1 час
Правила сбора лекарственных трав
Практическое занятие. Ядовитые растения
10. Здоровый образ жизни – 2 часа
Понятие о валеологии
Стрессы и здоровье
Практические занятия. Экскурсионные походы
11. Подвижные игры – 17 часов
Игры, направленные на:
- воспитание внимания и памяти: «Отгадай, чей голос?», «Что изменилось?», «Угадай и назови»
- развитие пространственной ориентации: «Пустое место», «Вызови по имени», «Слепой медведь».
- развитие движений рук: «Метко в цель», «Кто дальше бросит», «Точный расчет»
- формирование умения выполнять свои движения по сигналу: «Салки», «Салки с домом», «Гуси-лебеди»
- совершенствование навыков бега: «Охотники и утки», «Лисы и куры», «Передал – садись»
- совершенствование навыков метания на дальность и точность: «Мяч в корзину», «Попади в обруч», «Быстро и точно»
3 класс (34 часа)
1. Режим дня третьеклассника – 1 час
Режим работы и отдыха
Практическое занятие. Составление режима дня
2. Организм – физиологическая система – 1 час
Наши нервы
Практическое занятие. Упражнения для снятия нервного напряжения
3. Закаливание организма – 1час
Виды закаливания организма
Практическое занятие. Профилактика простудных заболеваний.
4. Гигиена организма – 3 часа
Уход за кожей лица
Детская косметика
Практическое занятие. «Свет мой, зеркальце, скажи…»
5. Питание – 2 часа
Полезная пища
Практические занятия. Составление меню.
6. Правила безопасного поведения – 3 часа
Общие правила безопасного поведения на спортивной площадке
Первая помощь при травмах
Практические занятия. Подвижные игры
7. Нравственно-этические беседы – 2 часа
Будь внимательнее к младшим, старшим.
Практические занятия. Тимуровская помощь
8. Первая помощь – 1 час
Тепловой удар
Практическое занятие. Правила загара на солнце
9. Болезни их лечение – 1 час
Домашняя аптечка
Практическое занятие. Дети и таблетки
10. Здоровый образ жизни – 2 часа
Чистота в доме
Комнатные растения
Практические занятия. Уход за комнатными растениями
11. Подвижные игры – 17 часов
Русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Дедушка Мазай», «Колечко», «Вышибалы», «Штандер», «Золотые ворота», «Заводила», «Изба расписная», «Мышеловка», «Ручеёк», «Кот и мыши», «Цепи кованые».
4 класс (34 часа)
1. Режим дня четвероклассника – 1 час
Режим работы и отдыха
Практическое занятие. Составление режима дня и его организация
2. Организм – физиологическая система – 1 час
Работа мозга
Практическое занятие. Упражнения для улучшения работы мозга
3. Закаливание организма – 2час
С чего начать?
Практическое занятие. Контрастное обливание стоп.
4. Гигиена организма – 2 часа
Средства по уходу за кожей лица и тела
Практическое занятие. «В чистом теле здоровый дух»
5. Питание – 2 часа
Режим питания.
Экскурсия в столовую
Практические занятия. Питание в разное время года.
6. Правила безопасного поведения – 3 часа
Общие правила безопасного поведения во время экскурсий, прогулок, походов
Первая помощь при травмах
Практические занятия. Экскурсионные походы
7. Нравственно-этические беседы – 2 часа
Что несёт для меня радость?
Как избавиться от плохого?
Практические занятия. Что такое хорошо и что такое плохо.
8. Первая помощь – 1 час
Ожоги
Практическое занятие. Первая помощь при ожогах
9. Болезни их лечение – 1 час
Народная медицина
Практическое занятие. Бабушкины рецепты
10. Здоровый образ жизни – 2 часа
Виды спорта на олимпийских играх
Практические занятия. Спортивные соревнования
11. Подвижные игры – 17 часов
Игры разных народов: Северной Осетии «Слепой медведь», татарская игра «Маляр и краски», чувашская игра «В цветы», украинские игры «Цвет», «Цапля», «Иголочка-ниточка», якутские игры «Невод», «Ястреб и утки», Белорусская игра «Кузнечики».
Курс «Расти здоровым» обеспечен учебно-методическими комплексами, состоящими из учебников «Физическая культура для 1-2 , 3-4 классов» (автор А.П.Матвеев)
Требования к формированию универсальных учебных действий у обучающихся
Курс «Расти здоровым» обеспечивает формирование познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий
Формирование познавательных универсальных учебных действий.
В результате освоения программного материала по курсу «Расти здоровым» обучающиеся 1 класса должны иметь представления:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о подвижных играх.
Уметь:
- выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
- выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
- проводить под руководством учителя подвижные игры.
В результате освоения программного материала по курсу «Расти здоровым» обучающиеся 2 класса должны иметь представления:
- о физических качествах и правилах измерения уровня своего развития;
- о правилах использования закаливающих процедур;
- об осанке и правилах использования комплексов физических упражнение на формирование правильной осанки;
- о подвижных русских народных играх.
Уметь:
- выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
- выполнять комплексы упражнений на формирование правильной осанки;
- выполнять индивидуальные комплексы корригирующей и дыхательной гимнастики
- проводить под руководством учителя подвижные русские народные игры.
В результате освоения программного материала по курсу «Расти здоровым» обучающиеся 3 класса должны иметь представления:
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;
- о правилах использования закаливающих процедур;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения;
- о подвижных играх разных народов
Уметь:
- выполнять закаливающие процедуры способом обливания под душем;
- выполнять комплексы дыхательных упражнений, упражнений для профилактики нарушения осанки и нарушения зрения;
- вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;
- проводить самостоятельно подвижные игры.
В результате освоения программного материала по курсу «Расти здоровым» обучающиеся 4 класса должны иметь представления:
- о физических качествах и общих правилах их тестирования;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля, за деятельностью этих систем;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения;
- о разнообразии видов подвижных игр.
Уметь:
- выполнять закаливающие процедуры способом обливания под душем;
- выполнять комплексы дыхательных упражнений, упражнений для профилактики нарушения осанки и нарушения зрения;
- вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений;
- оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах, лёгких ушибах, потёртостях;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками во время организации и проведения подвижных игр.
В сфере личностных универсальных действий будут сформированы:
- основы общекультурной и российской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственности;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей, умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
В области регулятивных действий способствует развитию умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
В области коммуникативных действий способствует развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству, кооперации (умение планировать общую цель, пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действий; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра, вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
Литература:
Основная литература:
- Лях В.И.. Комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст] – М.: Просвещение, 2007. – 126 с.
- Матвеев А.П.. Программа физического воспитания для 1-4 классов общеобразовательных учреждений [Текст]– М.: Просвещение, 2008.
- Матвеев А.П.. Программы для учащихся специальной медицинской группы для 1-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст] – М.: Дрофа, 2004. – 78 с.
Дополнительная литература:
- Исаев С.А.. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе [Текст] практическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2004. – 48 с.
- Кенеман А.В.. Детские подвижные игры народов России [Текст] методическое пособие – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
- Осокина Т.И.. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] методическое пособие – М.: Просвещение, 2004.- 224 с.
Приведенная презентация сопровождается конспектом внеурочного занятия «Подвижные игры» в 1-м классе по теме «Мой весёлый звонкий мяч» – Приложение.