Цели:
- Закрепить умение решать задачи на движение.
- Развивать вычислительные навыки, умение анализировать, делать выводы, логическое мышление, речь, внимание.
Оборудование: ИКТ.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. (Ребята кивком головы, поприветствуйте гостей.)
Необычность урока еще и в том, что урок проводить будут ученики нашего класса. (Каждый этап урока ведет подготовленный ученик.)
Эмоциональный настрой.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Это математика. (Приложение. Слайд 2)
- Начинаем наш урок.
Начинаем устный счет. (Слайд 3)
- Найти сумму чисел 36 и 38. (74)
- Найти разность чисел 480 и 150. (350)
- Увеличить 17 в 4 раза. (68)
- Уменьшить 180 на 90. (90)
- Уменьшить 64 в 4 раза. (16)
- На сколько 920 больше 108. (812)
- Во сколько раз 420 больше 70. (В 6 раз)
- Найти 1/4 часть 60. (15)
- Молодцы.
- Прочитайте числа. Назовите в порядке возрастания. Какие разряды отсутствуют в числах? (Слайд 4)
- 18.827.501; 7.301.622; 80.030.040; 54.000.199
- Сравни (Слайд 5): 2700кг * 72т; 270см * 27дм; 300ц * 3т.
Правила работы на уроке (Слайд 6).
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придет на помощь друг.
- Ребята, внимательно посмотрите на правила. Какие задания вас ждут сегодня на уроке? (Решение задач.)
- Какие виды задач мы сейчас решаем? (На движение.)
- Какие величины есть в задачах на движение? (Скорость, время, расстояние.) (Слайд 7)
Повторение.
- Давайте, вспомним в каких единицах измеряется: ... (Слайд 8)
Длина.......
Время.......
Скорость.......
- Бывают другие единицы скорости. Моряки измеряют скорость в «узлах». (Слайд 9) 1 узел равен 2 км/ч.
- Ребята, как найти расстояние? (Слайд 10)
- Как найти скорость?
- Как найти время?
- Эти правила вам сегодня помогут решать задачи.
- Ребята, а вы знаете, кто чемпион по скорости плавания? (Меч-рыба.)
В момент броска ее скорость равна 100 км/ч. (слайд 11)
- А вы знаете, кто быстрее всех бегает? Гепард – скорость его достигает 100км/ч. (Слайд 12)
- А кто быстрее всех летает? Иглохвостый стриж. Скорость его 160-170 км/ч. (Слайд 13)
Физкультурная минутка – разминка мышц, гимнастика глаз. (Слайд 14, 15, 16)
Чистописание.
- Открыли тетради. Записали число, классная работа.
- Пропишите число, которое получится, если скорость гепарда увеличить в 10 раз.
- Какое число прописываете? (1000)
Работа по теме урока.
- Прочитайте задачу. Ученик читает в слух. (Слайд 17)
Из двух сел выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 9км/ч, а скорость повозки 7км/ч. Чему равно расстояние между селами, если встреча произошла через 2 часа после начала движения?
Работа над задачей.
- Как двигались трактор и повозка? (Одновременно навстречу друг другу.)
- Что обозначает число 9км/ч? (Скорость трактора.)
- Что обозначает число 7км/ч? (Скорость повозки.)
- Что обозначает 2часа? (Время, которое они ехали.)
- Что надо найти в задаче? (Расстояние между селами.)
- А как найти расстояние? (Скорость умножить на время.)
- Выполните чертеж к задаче. (Слайд 18)
- Кто знает как решать задачу работает самостоятельно.
- Кто объяснит решение задачи? Ученик объясняет.
- 9 х 2 = 18 (км)
- 7 х 2 = 14 (км)
- 18 + 14 = 32 (км)
- Как решить задачу другим способом?
- Сколько время в пути был трактор? А повозка с сеном? (2 часа.)
(9 + 7) х 2 = 32 (км)
- Молодцы!
- Прочитайте задачу. Ученик читает вслух. (Слайд 19)
2 поезда вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 600км. Скорость первого поезда 70км/ч, а второго – 80км/ч. Через сколько времени после выхода они встретились?
Работа над задачей.
- Как двигались поезда? (Одновременно навстречу друг другу.)
- Какое расстояние между городами? (600км.)
- Какова скорость 1 поезда? (70км/ч)
- Какова скорость 2 поезда? (80км/ч)
- Что надо найти? (Время встречи поездов.)
- Как найти время? (Расстояние разделить скорость.)
- Выполните чертеж к задаче. (Слайд 20)
- Расстояние известно общее? (Да.)
- Время надо найти общее? (Да.)
- Что надо найти сначала? (Общую скорость.)
- Кто объяснит решение задачи?
- 70 + 80 = 150(км/ч) – общая скорость
- 600 : 150 = 4 (ч)
Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная работа. (Слайд 21)
- Ребята откройте учебник на странице 14, № 80.
- Что нужно сделать? (Выполнить деление и проверку.)
- Как проверить деление? (Умножением.)
- Выполняем по вариантам: 1 вариант – 1 и 2 пример; 2 вариант – 3 и 4 пример.
- Затем нужно составить по чертежу задачу и решить. (Слайд 22)
- Посмотрите на чертеж.
- Как двигались поезда? (Навстречу друг другу.)
- Какое расстояние между ними? (650км)
- Сколько прошел первый поезд? (250км)
- Сколько прошел второй поезд? (Не знаем, но 35км меньше.)
- Что нужно найти в задаче? (Сколько км осталось до встречи.)
- Кто составил задачу? (Из двух городов расстояние между, которыми 650км, вышли навстречу два поезда. Первый уже прошел 250км, а второй на 35км меньше. Сколько км осталось им проехать до встречи?)
- В тетради записываем только решение и ответ, чертеж чертить не надо.
Взаимопроверка. (Слайд 23)
- Поменялись тетрадями и проверили работу друг друга.
- Кто выполнил без ошибок? (Молодцы!)
- Кто допустил 1-2 ошибки? (Хорошо.)
(Слайд 24) Помоги Мамонтёнку измерить расстояние между домами.
Итог урока. (Слайд 25)
Математика уступает свои крепости лишь смышлёным и смелым. А.П. Конфорович.
- Что нового узнали на уроке?
- Что получилось?
- Над чем еще надо работать?
- Кто сегодня за урок поставил бы «5»? «4»?
- Кто не доволен своей работой, почему?
Домашнее задание: стр. 14, № 79, 81. (Слайд 26)