Тема. «Дикие животные и птицы зимой».
Цели:
- обобщить знания детей о птицах и диких животных зимой;
- систематизировать и обогатить знания о природных связях;
- развивать речь учащихся, мышление, творческие способности;
- развивать в детях стремление не останавливаться на достигнутом, узнавать что-то новое;
- воспитывать любовь к природе, желание помогать братьям нашим меньшим, умение радоваться успехам других, сопереживать их неудачам.
Оборудование:
1. Картинки из жизни диких животных зимой
(медведь в берлоге, белочка и куница, зайцы,
волчья стая)
2. Зимующие птицы (дятел, клест, оляпка,
стриж)
3. Магнитные буквы для составления слова.
4. Картинки к цепям питания:
- зерно, мышь, сова;
- дерево, заяц, лисица;
5. Звезды маленькие, большие.
6. Листочки бумаги.
7. Книжки-сувениры.
У детей:
1. По 10 звездочек у каждого.
2. 1 большая звезда с пожеланиями.
3. Лист синей бумаги.
4. Клеевой карандаш.
5. Набор цифр от 0 до 5.
6. Листок бумаги.
7. Карандаш и ручка.
ХОД ИГРЫ
– Здравствуйте дорогие гости и участники игры-соревнования. Я приветствую вас на игре, посвященной диким животным и птицам.
Снова зажигаются в небе звезды.
Снова он приходит долгожданный миг.
Нам пора в дорогу, он зовет нас
Загадочный мир, таинственный мир.
Там мы, конечно, встретим
Тысячи приключений,
Там будут с нами рядом
Верные друзья:
Пугливые и беззаботные,
Коварные и благородные,
Смешные и славные
Эти забавные животные.
– Мне хотелось бы вам напомнить правила игры: за каждый правильный ответ каждый участник получает одну маленькую звезду, которую сам наклеивает на свой кусочек звездного неба. Те, кто наберет наибольшее число звезд – выходит в финал, который определит победителя. Для ответов есть наборы цифр от 0 до 5.
I тур
– Итак, начинаем I тур, он посвящен птицам.
Учитель открывает таблицу с рисунками зимующих птиц.
– Как называется группа птиц, которая не
улетает зимой из наших мест?
– Можно ли считать, что все эти птицы зимующие? (Нет,
стриж – перелетная птица)
– У какой птицы самый длинный нос? (У дятла до 15
см)
– Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя
под лед? (Оляпка или водяной воробей)
– Какая птица выводит птенцов даже зимой, в
феврале? (Клест)
– А почему, нам расскажет …
– Что для птиц страшнее голод или холод?
Обобщение ответов.
– Как мы можем помочь птицам зимой?
– На этом I тур завершен. Давайте подведем итоги
этого тура (5 звезд)
– Кто набрал 5 звезд? Встаньте.
– Молодцы! Ну, а у остальных есть возможность
догнать во II туре.
II тур
– Составьте из данных букв самое длинное слово, если есть необходимость, можете взять вместо недостающей буквы одну заработанную ранее звезду. Запишите слово на листочке.
(Дети должны составить слово «животное»)
– Итак, во II туре мы будем говорить о диких животных.
Учитель вывешивает картинки «Зайцы», «Белки», «Волки», «Медведь в берлоге».
– Посмотрите внимательно на доску.
– Как называются эти животные?
– На каждой картинке есть номер. Я буду задавать
вопросы, а вы будете поднимать цифру с правильным
ответом.
– Какие животные не делают запасов корма на зиму?
Почему? Дополните ответы.
– Кто из животных всю зиму проводит в спячке?
Назовите других животных.
– Кто из диких животных заготавливает корм на
зиму?
Блицтурнир (с объяснением ответов)
– Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц)
– Все ли зайцы зимой белые? (Нет, только беляк)
– Про кого говорят, что его «ноги кормят»? Почему?
(Волк)
– Кто полгода живет без обеда? (Медведь)
– Что теряет этот зверь каждую зиму? (Жир)
– А теперь послушайте рассказ Н.Сладкова
«Загадочный зверь».
– О каком звере идет речь в этом рассказе?
Подведение итогов II тура (максимально 9 звезд)
– Кто набрал наибольшее число звезд? Переходим к III туру.
III тур
Определение цепей питания.
– Определите правильную последовательность. Если она правильная, то вы поднимаете табличку с цифрой 0, если нет, то две таблички с цифрами, которые нужно поменять местами.
1 цепочка: колосья _____сова _____ мышь
2 цепочка: лиса _____
заяц _____ дерево
Подведение итогов III тура (макс. 2 звезды)
Финал
Ребятам, максимальное количество звезд (от 15) , предстоит составить как можно больше слов из слова «животные» (за 3 минуты)
(живот, жито, тени, вино, нож, ноты, тон)
Остальные составляют слова из слова «зимушка»
(зима, мука, мушка, ум, шум)
Подведение итогов.
– Вот и закончилась наша игра. Наибольшее количество звезд набрал…
Награждение победителей. Вручение сувениров.
– Прочитайте ваши пожелания.
– Всем гостям и участникам игры: «Спасибо!».