Путешествие в осеннее царство

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • сплочение дружного, готового на взаимовыручку коллектива;
  • обобщить и укрепить знания детей об осени, как времени года;
  • развивать память, абстрактное мышление;
  • развивать творчество и артистизм детей;
  • учить оценивать знания и умения товарищей, правильно реагировать на неудачу, радоваться победам и удачам друзей;
  • поднять эмоциональное состояние детей;
  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи:

  • формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
  • развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
  • формировать умение совместно работать в группе;
  • способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Адресат: учащиеся 1–2-x классов.

Актуальность: Мероприятие разработано с учетом возрастных, психологических особенностей младших школьников. В этом возрасте дети очень эмоциональны, подвижны, довольно непосредственны, их легко заинтересовать и увлечь, но не надолго. Детям данного возраста просто необходима смена деятельности, поэтому в «Путешествие в осенние царство» включены загадки, конкурсы, путешествие по станциям. В празднике задействованы школьники. Они читают стихи, исполняют песни, участвуют в подвижных играх. На празднике обязательно присутствует сюрпризный момент. В конце путешествия Осень дарит и угощает дарами осени – яблоками.

Оборудование:

  1. Газета «Осенняя пора – очей очарованье» (оформляют родители).
  2. Рисунки детей на тему «Осенняя пора».
  3. Пословицы и приметы осенних месяцев (подбирают дети).
  4. Загадки, стихи об осени, грибах, деревьях, животных, овощах, фруктах и цветах (подбирают дети).
  5. Осенние листья вырезают и раскрашивают дети, ободки с изображением овощей: моркови, огурца, помидора и свеклы.
  6. Название станций: «Лесная», «Грибная», «Овощная», «Фруктовая», «Цветочная».
  7. Маршрутные листы (билеты).
  8. Вагончики – стулья.
  9. Оформление выставки: осеннего букета, овощей, фруктов и поделок из природного материала.
  10. Грамзапись песни «Голубой вагон» муз. В. Шаинского, слова А. Тимофеевского.

Ход праздника

Ведущий. Осень! Как хороша золотая осень с её разноцветным нарядом – яркой окраской деревьев, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлеба и овощей.

1 ученик.

Сбросили ромашки
Белые рубашки.
Верная примета.
Что уходит лето.
Не хотят, как видно,
Умницы-ромашки,
Чтобы дождь осенний
Намочил рубашки.

2 ученик.

Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

3 ученик.

Вьётся в воздухе листва,
В жёлтых листьях вся земля.
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья: «Улетим!»
И ныряют в лужу.

4 ученик.

Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый,
Побежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.

5 ученик.

И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит лета больше нет,
Осень наступает.

Танец листьев. (Музыка П. Чайковского).

Ведущий. Смотрите, сколько листьев у нас стало! Но они не простые, они с загадками.

Девочки в костюмах листиков загадывают загадки.

1 девочка.

Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без неё беда
Она их главная еда. (Трава).

2 девочка.

Без рук, без ног.
В дверь стучится,
В избу просится. (Ветер).

3 девочка.

Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь).

4 девочка.

Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет. (Лист).

5 девочка.

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень).

Ведущий. Молодцы, дети, загадки отгадали.

Ученик.

Славная осень! Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит.
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно, как тающий сахар, лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Ведущий.

Дети, давайте позовём осень.
Славная осень! Приди к нам, приди!

Под звуки музыки входит Осень.

Осень. Здравствуйте, ребята! Очень много хорошего я услышала о себе. Сегодня в гости к вам пришла я не одна. В году 12 месяцев, и три из них – осенние. Назовите их.

Дети называют первый месяц – сентябрь.

Входит Сентябрь.

Сентябрь.

Я - первый.
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла.
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.

Дети называют народные приметы и пословицы о сентябре.

Дети.

Сентябрь – первый месяц осени.
В сентябре – одна ягодка, да и то горькая рябина.
Сентябрь – отлётная пора.
Сентябрь – чародей цвета.
Сентябрь – пора золотой осени.

Сентябрь. В сентябре осень то ласкает тёплым солнышком, словно играя, то мелким холодным дождём и напоминает: скоро зима.

Ведущий.

Вижу я: на горизонте
Туча по небу летит.
Поскорей раскрою зонтик,
От дождя он защитит.
Всех, всех, всех под зонтик спрячу,
Как же может быть иначе?

Раскрывает зонтик.

Звучит музыка. Дети исполняют танец «Капельки дождя».

Входит второй месяц осени – Октябрь.

Октябрь.

А я месяц первого снега, первых холодов.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Иду неслышно. Треснет мелкий
Отвалившийся сучок.
И хвостом махая белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

Дети называют приметы и пословицы об октябре.

Дети.

Перед близкими холодами птицы торопятся на юг.
Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.
В октябре лист на дереве не держится.

Под музыку входит третий месяц – Ноябрь.

Ноябрь.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная тень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь у двора.

Дети вспоминают народные приметы и пословицы о ноябре.

Ведущий (обращаясь к месяцам). Добро пожаловать к нам на праздник!

Осень (обращаясь к детям). А теперь вместе с нами я предлагаю отправиться путешествовать в «Осеннее царство». Путешествие это мы совершим с вами на поезде. Кто из вас уже ездил на поезде? Усаживайтесь скорее по вагонам, мы отправляемся в путь.

Когда дети усаживаются звучит песня «Голубой вагон», дети подпевая рассаживаются на свои места. Музыка прекращается, когда ведущий объявляет об остановке: станция «Лесная».

Ведущий. Станция «Лесная».

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

А теперь я посмотрю, какие вы внимательные?

Загадывает загадки:

  • Осенью раздевается, весною одевается? (Дерево).
  • Белый передник, зелёная коса? (Берёза).
  • Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина).
  • Кого один раз в год наряжают? (Ель).
  • Кто собирает яблоки спиной? (Ёж).
  • У кого щека вместо мешка? (Бурундук, хомяк).

Какие вы знаете загадки о животных?

Дети загадывают загадки друг другу.

Ведущий награждает листиками тех детей, которые правильно отвечали и загадывали загадки.

Ведущий.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
О чём говорится? (Лес).

Лес – это наше богатство. А как надо вести себя в лесу?

Дети говорят о правилах поведения в лесу. Награждение листиками.

Включается музыка из песни «Голубой вагон», дети приезжают на станцию «Грибная».

Ведущий. Вы были сейчас в лесу, а в лесу все любят собирать грибы. Посмотрим, какие вы грибники. Вас я пропущу в лес только тогда, когда вы назовёте по описанию, о каком грибе идёт речь.

Царь грибов на толстой ножке,
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он… (белый).

Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как ленные дошколята,
Под сосной растут … (маслята).

Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые … (лисички).

С красной шляпочкой в горошках
Он известен с давних пор.
Не клади его в лукошко
Он зловредный … (мухомор).

Ведущий награждает тех детей, которые отвечали на вопросы.

Ведущий. Вот теперь я могу пропустить вас в лес за грибами. Я вижу вы знаете грибы. Посмотрим, как вы их будете в моём лесу собирать.

Задание: Около первого и второго вагонов лежат грибы. Нужно определить: какие грибы съедобные, а какие несъедобные (съедобные положить в корзину, а несъедобные – оставить). На это задание одна минута.

Дети по одному из каждого вагона выходят и берут по одному грибу. Ведущий подводит итоги. Награждение детей.

Ведущий. Ну, молодцы. Хорошо собираете грибы.

Поезд отправляется.

Звучит музыка. Дети приезжают на станцию «Цветочная».

Проводится игра: Ребята от каждого вагона выходят и делая шаг называют какие знают цветы.

Кто дальше ушёл от соперника, делая по одному шагу и правильно, не повторяясь, называет цветок, тот и выиграл. На это задание одна минута.

Победители награждаются цветочками.

Игра «Собери букет» (собрать открытку из частей).

Награждение победителей цветами.

Ведущий. Все цветочки собрали. Пора ехать.

Звучит музыка, дети приезжают на станцию «Овощная».

Ведущий. Ребята, в лесу вы побывали, грибов вы насобирали, а теперь пора немного и подкрепиться.

Собирают осенью
Урожай плодов
Много людям радости
После всех трудов.

Угадайте, о чём сложены загадки?

Красная девица
Сидит в темнице
А коса – на улице. (Морковь).

Над землёй трава,
Под землёй
Алая голова. (Свекла).

Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимой – в бочке, жёлтые, солёные.(Огурцы).

Растёт на грядке зелёная ветка,
А на ней – красные детки. (Помидоры).

Дети, которые правильно отгадали загадки, награждаются овощами.

Ведущий. А какие вы ещё знаете овощи?

Игра: закончить словами каждую строфу стихотворения.

Картошка, капуста, морковь, горох,
Петрушка и свекла. Ох!

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, морковку …

Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка, капуста …

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту …

Ведущий. А для чего нужны овощи?

Осень.

Чтобы быть здоровым, сильным
Надо овощи любить
Все без исключения,
В этом нет сомнения.

Ведущий. Путешествуем дальше.

Звучит музыка отправления. Дети приезжают на станцию «Фруктовая».

Ведущий. Ребята, какие вы знаете фрукты?

Игра «Угадай на вкус». Детям преподносят вазочки с вареньем и дети угадывают из чего варенье.

Осень. Заканчивается наше путешествие. Каждое время года по-своему прекрасно и удивительно. Берегите природу, заботьтесь о ней: ведь рыбам нужна вода, птицам – воздух, животным – лес, а человеку – природа.

Если что-то вдруг случится,
В лес бегите вы лечиться.
Звери бросятся гурьбой
За лекарственной травой.

Осень. Встаньте те, кто получил сегодня от меня мои дары. Посмотрите, сколько у нас знатоков природы.

Награждение яблоками.

На этом мы с вами прощаемся и уступаем место следующему времени года – зиме.

Литература:

  1. В.В. Волина. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  2. А.Г. Глущенко. Внеклассная работа в начальных классах. – К.: Радостная школа, 1982.