- Образовательная: продолжить изучение свойств точек на координатной плоскости, закрепить умение определять координаты точек и записывать их.
- Развивающая: развивать внимательность, логическое мышление.
- Воспитательная: воспитывать аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Структура урока:
- Оргмомент (1 мин.).
- Проверка домашнего задания (7 мин.).
- Закрепление навыков определения координат точки на координатной плоскости (10 мин.).
- Продолжение изучения свойств точек на координатной плоскости (8 мин.).
- Задание на дом (2 мин.).
- Проверочная самостоятельная работа в форме математического диктанта (15 мин.).
- Итог урока (2 мин.).
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений учащихся.
Оборудование урока: учебники, чертежные принадлежности, таблица, магнитная доска, сигнальные карты.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие учителя. Формулируются задачи урока.
II. Проверка домашнего задания в форме фронтальной устной работы.
С использованием таблицы учащиеся отвечают на вопросы:
- Как называются перпендикулярные оси координат?
- Что образуют вместе ось абсцисс и ось ординат?
- Как называется их точка пересечения?
- Как определить координаты точки на координатной плоскости?
- Как называются эти координаты?
- Как разделена координатная плоскость на четверти?
III. Закрепление навыков определения координат точки на координатной плоскости.
Работа с магнитной доской.
а) Отмечаются магнитом точки, несколько учеников по очереди выходят к доске, называют их координаты, затем записывают на доске. Остальные учащиеся реагируют на правильность ответа сигнальными картами (зеленая – верно, красная – неверно).
б) На магнитной доске отмечаются сразу несколько точек. За доской два ученика записывают их координаты, остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях, затем фронтально обсуждается правильность решения.
в) № 1394 из учебника «Математика», 6 класс, авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд (за доской работают следующие два ученика).
г) Дополнительно каждому из них задание на карточке:
- Карточка 1. В какой координатной четверти находится точка А(-2; 5), В(10; 35), С(-1; 1), К(-8; 65), Е(0,02; - 0,5), М(-1203; 1342)?
- Карточка 2. На координатной плоскости начертите треугольник КМР, если К(-4; -1), М(2; 0), Р(0; 3).
IV. Продолжение изучения свойств точек на координатной плоскости.
1) Выполняются № 1395, №1396 (устно).
2) Задания по записи на доске:
а) выпишите из данных точек те, которые лежат на оси абсцисс, оси ординат (в две колонки);
б) выпишите из данных точек (в две колонки) точки, лежащие в 1 и 3 координатных четвертях, точки, лежащие во 2 и 4 координатных четвертях: Р(3; 5), М(1; -9), Т(-1; 5) А(0; -1,5) С(-1; -2,5), Е (-0,3; 0), R(-4; 1,7), N(0; 6), B(8; -6), G(¼; -3), D(-7; 7), К(0; 1), L(8; -4,6), F(- 3,5;-2).
Задание «а» за доской выполняет один ученик, «б» – другой. Перед выполнением второго задания задать вопрос: «Можно ли по координатам определить, в какой четверти расположена точка?». Обратить внимание на таблицу.
Дополнительно ученикам, работавшим за доской задание на карточке.
- Карточка 3. На координатной плоскости построить прямую, проходящую через точки А(3; 0) и В(-3; -4).
- Карточка 4. Даны координаты вершин прямоугольника АВСD: А(-4; 3); В(-4; -2); С(1; 3); D(1; -2).
3) Задания на доске:
а) Построить прямую а || ОХ. Отметить три точки, лежащие на этой прямой. Указать их координаты (выполняется на доске).
б) Построить прямую b || ОУ. Отметить три точки, лежащие на этой прямой. Указать их координаты (выполняется самостоятельно).
После выполнения задания сделать выводы.
V. Задание на дом.
№ 1418, 1419, 1422 (прокомментировать).
VI. Проверочная самостоятельная работа.
К уроку у каждого ученика заготовлены листочки с координатной плоскостью.
- Каждый учащийся отмечает своему соседу 6 точек. Тот указывает их координаты.
- Задание по вариантам:
1 вариант. Отметить точку на оси абсцисс. Указать ее координаты. Провести прямую, параллельную оси ОХ, которая проходит через точку с координатами (0; -3). Каковы ординаты точек данной прямой?
2 вариант. Отметить точку на оси ординат. Указать ее координаты. Провести прямую, параллельную оси ОУ, которая проходит через точку с координатами (2; 0). Каковы абсциссы точек данной прямой?
VII. Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Какие затруднения испытывали при решении заданий самостоятельной работы? Оценки за работу.