Урок математики "Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели и задачи урока:
  • Образовательная: продолжить изучение свойств точек на координатной плоскости, закрепить умение определять координаты точек и записывать их.
  • Развивающая: развивать внимательность, логическое мышление.
  • Воспитательная: воспитывать аккуратность, настойчивость в достижении цели. 

Структура урока: 

  1. Оргмомент (1 мин.).
  2. Проверка домашнего задания (7 мин.).
  3. Закрепление навыков определения координат точки на координатной плоскости (10 мин.).
  4. Продолжение изучения свойств точек на координатной плоскости (8 мин.).
  5. Задание на дом (2 мин.).
  6. Проверочная самостоятельная работа в форме математического диктанта (15 мин.).
  7. Итог урока (2 мин.).

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений учащихся.

Оборудование урока: учебники, чертежные принадлежности, таблица, магнитная доска, сигнальные карты.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие учителя. Формулируются задачи урока.

II. Проверка домашнего задания в форме фронтальной устной работы.

С использованием таблицы учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Как называются перпендикулярные оси координат?
  2. Что образуют вместе ось абсцисс и ось ординат?
  3. Как называется их точка пересечения?
  4. Как определить координаты точки на координатной плоскости?
  5. Как называются эти координаты?
  6. Как разделена координатная плоскость на четверти?

III. Закрепление навыков определения координат точки на координатной плоскости.

Работа с магнитной доской.

а) Отмечаются магнитом точки, несколько учеников по очереди выходят к доске, называют их координаты, затем записывают на доске. Остальные учащиеся реагируют на правильность ответа сигнальными картами (зеленая – верно, красная – неверно).

б) На магнитной доске отмечаются сразу несколько точек. За доской два ученика записывают их координаты, остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях, затем фронтально обсуждается правильность решения.

в) № 1394 из учебника «Математика», 6 класс, авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд (за доской работают следующие два ученика).

г) Дополнительно каждому из них задание на карточке:

  • Карточка 1. В какой координатной четверти находится точка А(-2; 5), В(10; 35), С(-1; 1), К(-8; 65), Е(0,02; - 0,5), М(-1203; 1342)?
  • Карточка 2. На координатной плоскости начертите треугольник КМР, если К(-4; -1), М(2; 0), Р(0; 3).

IV. Продолжение изучения свойств точек на координатной плоскости.

1) Выполняются № 1395, №1396 (устно).

2) Задания по записи на доске:

а) выпишите из данных точек те, которые лежат на оси абсцисс, оси ординат (в две колонки);
б) выпишите из данных точек (в две колонки) точки, лежащие в 1 и 3 координатных четвертях, точки, лежащие во 2 и 4 координатных четвертях: Р(3; 5), М(1; -9), Т(-1; 5) А(0; -1,5) С(-1; -2,5), Е (-0,3; 0), R(-4; 1,7), N(0; 6), B(8; -6), G(¼; -3), D(-7; 7), К(0; 1), L(8; -4,6), F(- 3,5;-2).

Задание «а» за доской выполняет один ученик, «б» – другой. Перед выполнением второго задания задать вопрос: «Можно ли по координатам определить, в какой четверти расположена точка?». Обратить внимание на таблицу.

Дополнительно ученикам, работавшим за доской задание на карточке.

  • Карточка 3. На координатной плоскости построить прямую, проходящую через точки А(3; 0) и В(-3; -4).
  • Карточка 4. Даны координаты вершин прямоугольника АВСD: А(-4; 3); В(-4; -2); С(1; 3); D(1; -2).

3) Задания на доске:

а) Построить прямую а || ОХ. Отметить три точки, лежащие на этой прямой. Указать их координаты (выполняется на доске).
б) Построить прямую b || ОУ. Отметить три точки, лежащие на этой прямой. Указать их координаты (выполняется самостоятельно).

После выполнения задания сделать выводы.

V. Задание на дом.

№ 1418, 1419, 1422 (прокомментировать).

VI. Проверочная самостоятельная работа.

К уроку у каждого ученика заготовлены листочки с координатной плоскостью.

  1. Каждый учащийся отмечает своему соседу 6 точек. Тот указывает их координаты.
  2. Задание по вариантам:
    1 вариант. Отметить точку на оси абсцисс. Указать ее координаты. Провести прямую, параллельную оси ОХ, которая проходит через точку с координатами (0; -3). Каковы ординаты точек данной прямой?
    2 вариант. Отметить точку на оси ординат. Указать ее координаты. Провести прямую, параллельную оси ОУ, которая проходит через точку с координатами (2; 0). Каковы абсциссы точек данной прямой?

VII. Итог урока.

Что нового узнали на уроке? Какие затруднения испытывали при решении заданий самостоятельной работы? Оценки за работу.