Проблема реформы образования вообще и модернизации учебно-воспитательного процесса, в частности, поднимается давно. С каждым годом появляется все больше новых педагогических технологий, подходов, средств или форм обучения, и рядовому преподавателю нелегко сориентироваться в таком потоке педагогических и технических новшеств.
Ни для кого не секрет, что необходимость в модернизации является следствием изменений в социально-экономической ситуации в стране, в связи с чем меняется и система требований к подрастающему поколению.
Проблема модернизации образования не менее остро стоит и перед преподавателями иностранных языков в нашей школе.
Для современных преподавателей иностранных языков наиболее волнующими являются следующие вопросы:
- В достаточной ли мере удовлетворяют нынешние образовательные государственные стандарты по иностранным языкам запросам нового времени;
- На кого рассчитаны эти стандарты, каков имидж идеально образованного в области иностранных языков выпускника школы?
- Насколько реально и реально ли вообще выпускнику усвоить общепринятую программу, если принять во внимание тот факт, что здесь учатся учащиеся с разным уровнем подготовки по иностранному языку.
Принимая в виду все обстоятельства, убеждена, что не велика доля вероятности того, что все эти будущие специалисты смогут применять выученные грамматические правила, однотипные темы, или названия каких-нибудь деталей на немецком или английском в своей работе.
Возникает вопрос: каким образом модернизировать обучение иностранному языку в школе так, чтобы его роль в образовании и подготовке учащихся к дальнейшей учебе в высших учебных заведениях была действительно значимой?
Современный этап обучения иностранным языкам, диктует необходимость привести изучение предмета в соответствие с этапами обучения и со спецификой разных типов школ, точнее – с условиями обучения. Это должно касаться не только объема осваиваемого языкового и речевого материала, определения приоритетов в выборе видов формируемой деятельности и, следовательно, соответствующих речевых умений и навыков. Проблема соответствия содержания учебного предмета условиям обучения должна быть решена с учетом всех его (содержания) компонентов. Так, совершенно очевидно, что нельзя обучать учащихся общеобразовательных школ и гимназий, школ гуманитарного и технического профиля, суворовских училищ на одних и тех же текстах, ситуациях общения.
Таким образом, в самом содержании учебного предмета должны быть заложены механизмы, раскрывающие возможность практического использования иностранного языка как важного средства развития и удовлетворения интересов учащихся, в том числе и неязыковых. Действие этих механизмов будет обеспечено, если учебный материал помогает учителю и ученику найти ответ на следующие вопросы:
- Где и как может быть использован иностранный язык в будущей профессии?
- Какую пользу он может принести в избранной профессии или сфере интересов?
- Каким образом иностранный язык позволяет приобщиться к научно- техническому и культурному прогрессу и традициям страны изучаемого языка, пополнить знания в области точных или гуманитарных наук?
Из дидактики известно, что в содержание учебного предмета помимо информации, способов деятельности, выраженных устным и/или письменным текстом и заданиями, входит также эмоциональная деятельность, вызванная предметом и деятельностью усвоения. Применительно к предмету иностранный язык эта эмоциональная деятельность связана, прежде всего, с положительным отношением учителя и учащихся к содержанию учебного предмета, к объекту и к процессу усвоения. Учебный материал должен прогнозировать желание учителя и ученика работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес к учению и к иностранным языкам в частности. Именно с формированием личностного (положительного) отношения учащихся к усваиваемому содержанию, их потребностей и мотивов связан воспитательно-развивающий аспект обучения предмету.
Очень важно, чтобы в самом содержании учебного предмета были четко представлены желаемые эмоционально-оценочные отношения учащихся к миру, друг к другу, действительности, к тому, чем они занимаются в процессе освоения иностранного языка. Поэтому воспитательный эффект обучения предмету в полной мере будет определяться тем, насколько содержание учебного предмета позволит учителю осознать, во-первых, какие ценности и какими приемами можно формировать у учащихся на основе того или иного отрезка учебного материала, и, во-вторых, каковы реальные потребности каждого ученика (исходя из его индивидуальных и личностных качеств), а также какой характер его отношения к тому или иному минимуму общественной системы ценностей должен быть при этом принят во внимание.
Качество содержания обучения иностранным языкам во многом определяется тем, насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность. При этом вряд ли можно рассчитывать на успех, если принимать во внимание изменения лишь на уровне одной из составляющих эту категорию, например, содержания учебного предмета. Хорошо известно, что только с помощью новых учебников и учебных материалов, отражающих новейшие тенденции в области развития методики им смежных с него наук, но без соответствующей перестройки учителя и ученика невозможно решить проблему эффективного повышения качества обучения. Также, успех в обучении иностранным языкам определяется тем, насколько удается гармонизировать цели обучения предмету в конкретных программах и учебниках, а также цели преподавания предмета.
Модернизация образования, на мой взгляд, предполагает неизбежный переход к продуктивному обучению. В чем же смысл продуктивного обучения иностранному языку в учебном заведении, при условии, что учащийся не планирует переезд за границу, у него нет возможности путешествовать и т.д.
Ответ очевиден в самом вопросе. Обучение иностранному языку станет продуктивным только при условии его практического применения в реальной жизни.
Оптимальным вариантом для учебного заведения при решении данной проблемы было бы установление связей со странами изучаемого языка. А это требует тщательно разработанного проекта при условии соответствующей материально-технической базы и значительной корректировки учебной программы. И все это, конечно, должно осуществляться в условиях не второстепенной роли иностранного языка (как это обычно бывает в общеобразовательной школе), а при твердом убеждении в необходимости подготовки конкурентоспособных специалистов не только для регионального, но и международного рынка.
А пока обучение иностранному языку в школе проходит в рамках следующих инновационных направлений:
- гуманизации;
- личностно-ориентированного подхода;
- развития креативности;
- культурологического и конструктивного подходов;
- социализации.
Согласно двум первым направлениям, обучение иностранному языку строится с учетом глубокого понимания интересов, потребностей и особенностей учащихся. Таким образом, тематика может варьироваться с учетом конкретных вкусов и интересов учащихся. Предоставление такого выбора стимулирует мотивацию к изучению иностранного языка.
В своей работе преподаватели ставят перед собой следующие цели:
- Развитие мышления и базовых способностей учащихся (креативность);
- Формирование их духовного потенциала (культурологический подход);
- Формирование их внутренней позиции (конструктивный подход).
Таким образом, важно, не сколько информации выучил ученик, а что важного для себя вынес с урока, и как эти знания повлияли на формирование его позитивного мировоззрения.
Следовательно, форма урока включает в себя такие элементы продуктивного обучения, как диалог, взаимодействие (обмен мнениями), интерпретацию смыслов, осмысление высказываний, коллективное решение проблемных ситуаций и т.п.
Чтобы привлечь учащихся к такому откровенному творческому общению, необходимо создать психологически комфортную атмосферу на уроке. И здесь недостаточно только одной педагогики сотрудничества. Важно – правильно оформить кабинет иностранного языка.
Тематические стенды в кабинете должны быть максимально привлекательными и интересными для учащихся.
В кабинете иностранного языка необходимо создать такую неповторимую атмосферу, которая бы всегда вызывала неизменный восторг, а значит, - интерес к изучению предмета. И не следует бояться ярких красок и необычных решений в оформлении кабинета. Оформление может меняться в зависимости от того, какая изучается тема. Яркие постеры, карты, таблицы, фотоколлажи - это не только красиво, но удобно и эффективно в методическом плане. Красочные плакаты готовятся как самими учащимися, так и совместно с преподавателем.
В каждом кабинете иностранного языка выставляются творческие проекты учащихся. Проектная методика является не только эффективным средством развития творческих ыспособностей учащихся, она составляет базис продуктивного обучения вообще, ибо, работая над определенной темой проекта, учащиеся целенаправленно, а, значит, продуктивно усваивают необходимый для проекта грамматический, лексический или другой материал.
Итак, опыт показывает, что нет необходимости навязывать учащимся скучные шаблонные темы, заставлять заучивать их бестолковые грамматические таблицы или нудные профессиональные термины. Нужно предоставить им выбор, а тему, грамматику и термины они выучат сами по своим интересам и способностям. И пока общение с носителями языка – сродни мифу для обычного шестнадцатилетнего подростка из маленького провинциального города, - мы, преподаватели иностранного языка, будем, прежде всего, помогать ему войти в современное общество с четкой внутренней позицией, добрым сердцем, верой в себя и свои способности.