Урок обобщения и систематизации знаний по темам: Сложение, вычитание, деление, умножение натуральных чисел», «Уравнение» с применением ИКТ. (МАТЕМАТИКА + ЭКОЛОГИЯ) в 5-м классе 1-я четверть.
Цель урока: Познакомить учащихся с новой наукой экологией и на интегрированном уроке показать связь математики и экологии.
Задачи:
обучающие | развивающие | воспитательные |
Ввести понятие экологии, ознакомить со свойствами воды, повторить все действия с натуральными числами, решение уравнений. | Развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, способствовать развитию познавательного интереса к математике через различные формы работы. | Воспитывать умение работать в паре, самостоятельность, настойчивость для достижения конечных результатов, умение видеть связь между математикой и окружающей жизнью. |
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение нового материала по экологии и повторение пройденного по математике в игровой форме с использованием презентации.
- Релаксация. Смена деятельности. Проведение опыта.
- Итог урока. Домашнее задание. Самооценка урока.
Ход урока
I этап урока.
Учитель: Здравствуйте дети. Сейчас я раздам вам карточки. На каждой, половинка фигуры, найдите другую половинку – это ваш партнёр на сегодняшний урок. Разбились на пары. Сели. Учитель раздает тетради.
II этап урока.
Сегодня у нас необычный урок математики. Урок с элементами интересной науки, которая помогает нам людям жить в ладах с природой, чтобы отгадать название этой науки надо правильно ответить на вопросы математического диктанта. (Слайд 1, 2).
Без чего не может жить человек?
Я вам подскажу:
Мы говорим: «Она течёт».
Мы говорим: «Она играет».
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Правильно – без воды. Сегодня на уроке мы поговорим о воде. (Слайд 3).
О свойствах воды. (Слайд 4). Самое распространённое состояние воды это жидкое (жидкость.) Где мы в природе встречаемся с жидким состоянием воды? Отгадав кроссворды узнаем это.. (Кроссворды закреплены на доске) (Слайд 5). Вопросы к кроссворду.
(Слайд 6 дождь, роса).
Следующее состояние – газообразное. Где оно нас поджидает в природе?
Узнаем, вычислив примеры. (Слайд 7).
(Слайд 8 туман, облако).
Третье состояние воды – твёрдое, определим решив уравнения. (Уравнения закреплены на доске). (Слайд 9 град, иней, снег, лёд).
(Слайд 10).
III этап урока (релаксация).
В данную минуту мы отвлечёмся от нашей темы и вспомним таблицу умножения + пожатие руки (на ряду по цепочке задают пример из таблицы умножения и при этом пожимают друг другу руку)
Проведём опыт.
Так же вода обладает другими интересными свойствами:
Проделаем опыт.
Стоят 4 стакана, 2 из них с водой. Как, не переставляя стакана сделать так, чтобы стаканы с водой чередовались? Перелить. Это доказывает ещё одно свойство воды. Текучесть.
II этап урока (продолжение).
Текучесть.
Вода принимает различные формы:
(Слайд 11).
Имеет вода вкус, запах и цвет?
(Слайд 12).
Давайте запишем свойства воды. (Слайд 13)
Где применяется вода?
(Слайд 14 в быту)
(Слайд 15 в сельском хозяйстве)
(Слайд 16 в промышленности)
Решение задачи:
365 ·100 ·17 = 620.500 (литров)
366· 17 · 100 = 622.200
Вода играет огромную роль в жизни человека. Мы с вами не задумываемся, сколько воды мы выпиваем за всю жизнь. Оказалось очень внушительную цифру, и как доказали учёные мы с вами состоим более 60% из воды. Если без пищи человек может прожить достаточно долга, то без воды на 5 сутки наступает смерть.
(Слайд 17).
На нашей земле кажется столько воды – рек, озёр, морей и океанов. Из всех этих запасов 97% солёная вода, непригодная в пищу; 2% вода в твёрдом состоянии – ледники. И только 1% пресной воды.
(Слайд 18).
Самые большие запасы пресной воды сконцентрированы в озере. Название определим решив уравнение
(Слайд 19).
Как всегда неожиданно пошёл дождь и непростой, а математический, чтобы укрыться от дождя надо решить уравнения
(Слайд 20 математический дождь). Пары обмениваются тетрадями, и идёт взаимопроверка. Открываю (Слайд 23 ответы).
В нашей стране экологические проблемы с водой. Только что мы попали под математический дождь, к сожалению, дожди бывают и кислотными. (Слайд 21).Кислотными они становятся благодаря людям. К сожалению всё меньше остаётся чистой воды на земле. В большинстве случаев загрязнение пресных вод остаётся невидимым. Люди загрязняют воду: бросают мусор в воду, сливают отходы производства, нефтепродукты, рассыпают удобрения на полях и после дождей нитраты уходят в грунтовые воды, а затем в реки. От грязной воды гибнет рыба, и болеют люди. Мы с вами должны беречь воду и не бросать мусор.
(Слайд 22).
На уроке мы узнали об экологии, о свойствах воды.
IV этап урока (домашнее задание).
Дома нарисуйте рисунок «Берегите воду». Раздаю вам рожицы, если вам понравился урок, то дорисуйте улыбку, если не понравился то не улыбку. (Слайд 24) Если осталось время на уроке, то можно предложить ребятам разгадать венгерский кроссворд.