На занятии были использованы разработки методики образного обучения грамоте детей предшкольного возраста в изложении кандидата педагогических наук Марины Аромштам.
Цели:
- Продолжить знакомство с буквой и звуком О.
- Развивать фонематический слух и совершенствовать навыки произношения звуков русского языка.
- Воспитание аккуратности.
Ход занятия
I.Организационный момент.
II. Пальчиковая гимнастика.
У. – Ребята, помните, как мы увязали мы выдумку в узелок, сложили терпение в коробок, запаслись пучком старания, горсточкой внимания, наточили волшебные палочки и отправляемся в путь. Идем, песенку поем:
Вьется сказка, как дорожка,
И куда-то нас ведет.
Даже боязно немножко:
Что-то впереди нас ждет?
Но по сказочной дороге
Интересно нам идти.
Прочь сомненья и тревоги!
Буквы надо нам найти!
У. – Все слова присказки и стихотворения сопровождаем действиями пальчиков, жестами, мимикой.
III. Артикуляционная гимнастика.
У. – Ребята, смотрите…
Прибежали цыплятки —
Малые ребятки.
Ротик открывают,
Как клевать — не знают. (открыть рот, как можно шире, и подержать его открытым в течение нескольких секунд)
Цыплятки пищат,
Есть хотят.
«Пи-пи-пи, пи-пи-пи,
Нас скорее накорми».
У. – Давайте мы покажем цыплятам, как надо корм клевать. Сначала надо сделать вот такие «клювики». Вытянуть губы трубочкой, а затем указательными пальцами сдавить губы слева и справа в направлении к центру — получатся смешные «клювики».
Вышли мы во двор.
Стали сыпать зернышки и звать цыпляток:
«Цып-цып-цып, цып-цып-цып…»
Цыплятки бегут, зернышки клюют:
«Клю-клю-клю…» (постучите указательными пальцами по столу).
IV. Введение в тему занятия.
У. – Откуда ни возьмись, бежит по дороге… курица. Увидела нас, остановилась и давай кудахтать человеческим голосом:
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Буква о недалеко.
Коль меня поймете,
Букву о найдете!
У. – В ваших глазах я прочитала: «Вот это да! Говорящая курица!». Так удивились, что даже рты раскрыли от удивления:
— О-о-о!
У. – Произнесите: «О-о-о!». Видите, как округлились ваши губы? На них отчетливо читается значок, который мог бы стать домиком для звука [o]. Вот же она, буква для звука [о], примостилась у нас на губах!
— Да здравствует говорящая курица!
V. Физкультминутка.
Лучшие качели – (пружинить в коленях)
Гибкие лианы.
Это с колыбели (раскачивание рук взад-вперёд)
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да-да-да! (хлопки руками)
То не огорчается (выполняются прыжки)
Никогда!
VI. Штриховка-обводка.
У. – Теперь и превращениями можно заняться. Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте большие, округлые буквы о, как вы увидели при удивлении. Чтобы все происходило по волшебным правилам, произнесите специальное заклинание:
Щу-щу-щу, чу-чу-чу,
Это то, что я хочу.
Нужен мне вот этот знак.
Я его рисую так!
У. – До чего же хороши! Сразу видно — только что явились из сказки!
VII. Чтение слов с буквой о.
У. – В букве, свернувшись калачиком, мирно дремлет звук [o]. Как его разбудить? Посмотреть на букву и произнести: [o]! Что произошло?
Д. – Мы прочитали букву о!
У. – Найдите и подчеркните букву о в названиях картинок.
VIII. Введение понятия «гласный» звук.
У. – Ребята, попробуйте набрать в легкие побольше воздуха и спойте: «О-о-о!». Долго ли может «прожить» звук [o]? Долго. Звуки, которые умеют петь, и свободно, без всяких преград вылетают в воздух, называют гласными. Слово «гласный» происходит от старинного слова «глас», или «голос». Гласный звук состоит только из голоса. Звук [o] — гласный.
IX. Игра со звуком о.
У. – Устроим соревнование: кто сможет дольше протянуть гласный звук [o] на одном дыхании? По условному сигналу начинайте «петь» звук [o]. Выигрывает тот, кто протянет свой звук дольше всех. Вы прекрасно знаете, что даже с помощью одного звука можно выразить эмоциональное состояние. Мы удивились и произнесли: «О-о-о!» Посмотрите на картинки и произнесите звук в соответствии с выражением лица каждого из детей (удивленный, грустный, веселая, сердитый).
X. Развитие мелкой моторики.
У. – Теперь мы с вами можем узнать эту букву и прочитать её. А кто сможет сам её нарисовать? Я предлагаю выложить букву о ниточкой на бархатной бумаге. Попробуйте сделать её ровной, самой красивой.
XI. Рефлексия.
У. – Ребята, что нового интересного вы вынесли с сегодняшнего занятия? Что теперь знаете про букву и звук о? Оцените свою работу на занятии с помощью кружочков красного, синего, желтого цветов.