Исследовательская и проектная деятельность на уроке

Разделы: Иностранные языки


В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Виды проектов.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

  • Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
  • Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
  • Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка», « Родной город».
  • Сценарные проекты – сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
  • Творческие работы: свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык
  • Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение урока или нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Портрет писателя», «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая, такие простейшие как «Генеалогическое древо» (Family Tree), («Школа будущего или «Экскурсия по школе»), «Дом моей мечты», «Любимые книги нашего класса» и другие. У детей должно создастся впечатление, что английский язык – это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.

В своей практике я осуществляю проекты, рассчитанные на один урок или его часть (мини- исследовательские проекты), например: «Какую музыку слушают твои сверстники?», «Мой любимый предмет в школе», «Родители и друзья: счастливы вместе?», «Как я забочусь о окружающей среде» и многие другие.

Исследовательские проекты на один урок или его часть, отличаются от научно исследовательских проектов, с которыми ребята выступают на фестивалях и конференциях.

Этапы подготовки и проведения исследования:

  • выбор темы, постановка цели(-ей) и задачи, гипотезы исследования;
  • составление плана (план исследования отвечает на вопросы: что исследовать, для чего (цель и задачи), когда и сколько времени исследовать (время исследования, длительность), что можно ожидать в результате проведенных исследований (предполагаемый результат);
  • сбор данных исследования (протоколы, таблицы и пр.);
  • оформление результатов исследования;
  • анализ результатов исследования;
  • выводы (на основе анализа результатов исследования).

Приведу пример, как это может выглядеть.

Тема: здоровое питание.

На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Это может быть заключительный урок по теме. Чтобы побудить интерес к теме проекта, я беседую с учащимися, вовлекаю их в дискуссию. После этого ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Для этого использую метод мозговой атаки. Помогут наводящие вопросы.

Вместе решаем какие вопросы будем обсуждать, задачи, гипотезу и каким будет проект – групповым или индивидуальным. Объединяя учащихся в группы, учитываются их симпатии и антипатии. Как показывает опыт, всегда находится ученик, который предпочитает работать индивидуально. Работая по этой теме, ученики проводят свое исследование (опрос), совместно мы анализируем и делаем выводы (или учащиеся самостоятельно (в группах) анализируют и представляют выводы всему классу).

Я анализирую высказывания учащихся. Слежу:

  • употреблена ли новая лексика;
  • как усвоена ими эта лексика;
  • правильно ли употребляют грамматические структуры;
  • была ли презентация логичной, интересной;
  • оцениваю ответы.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, учитель оценивает усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

В старших классах целесообразно обсуждать с учащимися структуру мини-проектов и критерии оценивания. Например: соблюдение авторами структуры мини-проекта; наличие у авторов проекта собственной позиции на рассматриваемые события, явления и т.д.

Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

Технология применения мини-проектов или мини-исследований способствует стимулированию познавательной активности учащихся, что является одой из важных задач современного образования.