Некоторые из вопросов, вошедшие в программу математики 4 класса (Л.Г. Петерсон), традиционно изучались в 5 классе. Перенос их на более раннюю ступень обусловлен несколькими причинами. Одной из наиболее значимых является необходимость учёта сензетивных периодов, то есть периодов, наиболее благоприятных с психологической точки зрения для усвоения того или иного содержания. Жизнь младшего школьника неразрывно связана с эмоциями, поэтому для него личностно значимо лишь то, что вызывает у него положительную эмоциональную реакцию. Так, в 3 классе изучение многозначных чисел в пределах 12 разрядов проходит легче, чем в 5 классе, за счёт того, что детям нравится работать с «длинными числами. К 4 классу у них накапливается усталость от громоздких вычислений, и они не только логически, но и эмоционально готовы к следующему шагу – введение дробей и выполнение различных операций с ними.
Слайд 1
Цели:
- ввести приём сложения и вычитания смешанных чисел;
- закрепить изученные приёмы сложения и вычитания дробей, умение самостоятельно анализировать и решать задачи;
- развивать мышление, речь, творческие способности учащихся;
- создать ситуацию успеха при выполнении заданий.
Оборудование:
- таблица «Алгоритм сложение и вычитание смешанных чисел»;
- карточки с примерами для работы в парах;
- фигуры для составления моделей примеров;
- таблица «Дерево успеха» и к нему красные, жёлтые и зелёные листочки;
- презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
(слайд 2)
II. Актуализация знаний.
1) Сравните дроби (слайд 3):
5/7 и 1; 6/6 и 1; 4/11 и 5/11; 8/13 и 5/13; 9/10 и 3/10; 7/15 и 9/15.
– Сформулируйте правила сравнения дроби;
– Какое ещё можно выполнить задание с этими дробями?
– Дети предлагают свои задания. Например: сложить или вычесть дроби.
Слайд 4-5
– Найдите сумму (разность) этих дробей;
– Повторите алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Дети проговаривают вслух.
Слайд 6
2) Математический диктант.
Выполните действия и запишите только ответы:
- 15/8 – 7/8=8/8=1
- 9/9-4/9=5/9
- 5/11+4/11=9/11
- 7/13+6/13=13/13=1
- 3 3/6+2 2/6=?
- 3 3/6-2 2/6=?
– Прочитайте ответы примеров (если дети допускают ошибки, то следует проговорить алгоритм)
III. Постановка проблемы.
– Какое значение вы получили в последних двух примерах?
– Почему у вас возникли затруднения? (не умеем складывать смешанные числа)
– Какова же тема нашего урока?
Слайд 7.
– Дети формируют тему урока, учитель открывает запись темы на доске.
IV. «Открытие» детьми нового знания.
– Как найти сумму смешанных чисел? Какие есть идеи?
Дети выдвигают свои гипотезы: «Надо найти сумму целых частей, а потом дробных частей»
– У кого есть ещё предложения?
– Давайте проверим вашу гипотезу.
Ученики выкладывают модели примеров с помощью фигур на партах, учитель демонстрирует на доске:
Слайд 8.
(так же, как 3+2=5, 3/6+2/6=5/6)
– А теперь давайте вспомним, как мы рассуждаем и вырабатываем алгоритм сложения смешанных чисел.
На доске открылся алгоритм:
1) Сложить целые числа |
2) сложить дробные числа |
Выкладываем модель примера с помощью фигур:
Слайд 9
(так же, как 3-2=1, 3/6-2/6=1/6)
– Какой алгоритм вычитания смешанных чисел вы предлагаете?
На доске открывается алгоритм:
1) Вычесть целые числа |
2) Вычесть дробные числа |
– Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Какие вы молодцы! Учебник подтвердил правильность ваших предположений.
V. Физкультминутка
VI. Первичное закрепление.
Слайды 10-11
Игра «Океанариум». Учебник стр.33 №2
3-й столбик – с комментированием
1-й, 2-й – в парах и расшифровать.
Проверка и беседа
Слайд 12
– Какие рыбы водятся в реке Кура?
– Посмотрите видео из поймы реки Куры.
– Как нужно охранять водоём?
– Что можете сказать?
Слайд 13
VII. Самостоятельная работа с проверкой знаний в классе.
Вариант А ( списать только примеры, в которых встречается новый приём вычисления)
- 4/6+1/6
- 8 3/9 + 4/9
- 12/20 – 4/20
- 4 1/7 + 5 5/7
- 9 3/7 – 2 2/7
- 10 4/5 – 4
- 8 2/15 + 4 6/15-7 7/15
Вариант В (найди значение выражения)
- 2 1/4 + 1 2/4
- 4 3/4-3 2/4
- 3 5/6 – 3/6
- 2 1/2 +3
- 3 6/7 – 1 1/7
Взаимопроверка
Слайд 14
– Ребята, пока вы решали примеры, у меня перепутался весь алгоритм! Помогите мне его восстановить (проговаривание алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел)
VIII. Повторение.
1. Решение задач.
Слайд 15
– Решая задачи, расширим свои знания о родном крае.
а) В Ставропольском крае насчитывается 1000 видов жуков, что составляет 2/3 всех видов насекомых. Сколько всего видов насекомых в Ставропольском крае?
2/3 – 1000 ж.
1 – ?
1000:2*3=1500(в)
Ответ: 1500 видов насекомых в Ставропольском крае
Слайд 16
б) В Ставропольском крае насчитывается 220 видов птиц, а виды рыб составляют 1/10 часть видов птиц. Сколько видов рыб в Ставропольском крае?(вопрос могут дополнить учащиеся)
1 – 220в.
1/10 – ?в.
220:10*1=22(в)
Ответ: в Ставропольском крае 22 вида рыб.
XI. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какой алгоритм вывели?
– Оцените свою работу на уроке и давайте посмотрим, какое сегодня у нас «Дерево успеха». Пусть каждый выберет листочек для себя. Если вы довольны собой, возьмите зелёный листок, допускали неточности – жёлтый, надо постараться – красный.
Слайд 17
X. Домашнее задание.
Стр. 35 №8(а, б); вариант А – №11, №12 в учебнике.