Учитель коррекционной школы работает с особой категорией детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья, повлекшие за собой недостаток интеллектуальной деятельности, низкий уровень мотивации к учебе и труду, слабую познавательную способность.
Общеизвестно, что уроки труда в коррекционной школе выступают не только как учебный предмет, но и мощное средство коррекции умственных и физических недостатков детей.
В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность при проведении такого урока приводят к единообразию педагогического процесса, что не способствует поддержанию у учащихся интереса к предмету, излагаемой учителем теме, учебному элементу. Обращение к определенным педагогическим технологиям дает возможность эффективнее организовать способ обучения и коррекции недостатков интеллектуального развития учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.
Контрольно-корректирующая технология обучения (ККТО) - это проект организации учебного процесса с заранее запланированными учебными результатами, позволяющий организовать индивидуальные образовательные траектории учащихся с учетом их способностей, типологии, мотивации, а также необходимого уровня учебной информации. Данная технология является модифицированным вариантом технологии полного усвоения знаний, которая возникла в 60-е годы 20 века в США. В России она стала известна благодаря работам М. Кларина. Почти в 90% случаев внедрение ее вариантов подтверждает ее эффективность. Исторически сложилось так, что данная технология усиленно применяется учителями массовых школ для учащихся 1 - 11 классов (г. Тюмень), т.е. для детей с развитием в норме. Упор здесь делается на самостоятельное изучение темы, а также на самостоятельный диагностический контроль, тестовый контроль, проверочные работы, коррекцию и работу с учащимися, не полностью усвоившими знания. Самостоятельная работа занимает 80% учебного времени, 5% отводится на итоговый контроль, примерно столько же времени отводится на индивидуальное осмысление изученного материала. Итоговый контроль может проводится по разному: письменный - в виде письменных контрольных работ, устный - в виде зачета, индивидуальный - в виде собеседования. Учащиеся, полностью усвоившие знания получают проверочные работы, после выполнения которых они либо выходят на итоговый контроль, либо еще дорабатывают тему. После собеседования с учителем они могут приступить к изучению следующего учебного материала, если это планировал учитель. Другой путь: эти учащиеся подключаются к работе с учащимися, не полностью усвоившими учебный элемент. Деятельность учащихся, не до конца усвоивших учебный элемент организуется по иному. Для них готовится коррекционный учебный материал - коррекционные карточки. Доработку неусвоенного учебного материала они осуществляю различными способами, это может быть:
- помощь учителя, который ориентирует на понимание неясных вопросов;
- помощь учащихся, полностью усвоивших учебный элемент;
- работа по коррекционным карточкам, которые предлагает учитель;
- самостоятельная работа учащихся;
- работа в группе с учащимися, не полностью усвоившими учебный элемент.
При применении данной технологии необходимо учитывать и применять ряд специфических моментов, например:
- организация посадочных мест;
- тематическое планирование по определенной схеме;
- алгоритм поведения учащихся на начальном этапе применения данной технологии.
Как уже было сказано выше, контрольно-корректирующая технология хорошо работает в массовых школах. Учитель выступает координатором учебного процесса, дети замотивированы на самостоятельное изучение учебного материала, новой темы. Поэтому в чистом виде брать эту технологию для работы в коррекционной школе нельзя. Можно использовать контрольно-корректирующий элемент на уроках трудового обучения в коррекционной школе при изучении многих тем.
Самостоятельно изучать новую тему учащиеся коррекционной школы VIII вида не в состоянии. Это функция учителя, с привлечением учебника, наглядности, технологических карт, реализуя принцип доступности нового материала для учащихся, но при закреплении изученного материала и повторении не стоит ограничиваться фронтальным опросом.
При изучении очень многих тем для проверки знаний учащихся можно предлагать тестовые задания и проверочные работы. Это даст представление о вопросах, недостаточно усвоенных учащимися, а также внесет элемент разнообразия на занятиях. Можно предложить учащимся работу с карточками, сделать взаимопроверку заполненных карточек, а также проверить качество выполненных учащимися образцов, дать анализ с опорой на требование стандартов качества.
В то же время, реализуя принцип индивидуального подхода в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью, наиболее развитым учащимся ( I группа по классификации В.В. Воронковой ) можно предложить следующий алгоритм поведения:
- прочитайте параграф в учебнике, соответствующий изучаемой теме;
- возьмите тест № 1 по данному учебному элементу, попробуйте его выполнить;
- правильность сверяйте с эталоном или выясните с учителем, что не усвоили. Затем снова выходите на тестовый контроль, пока не усвоите материал. Можно использовать коррекционные карточки (тест № 2);
- после усвоения всех (или большей части) учебных элементов и собеседования с учителем проанализируйте итоги своей работы и работ учащихся вашей группы.
При использовании учителем в работе элемента ККТО, учащиеся определенное время занимаются самостоятельно, а учитель оказывает помощь как непосредственно, так и опосредованно. Учащиеся работают каждый в соответствии со своими возможностями, поэтому скорость работы у учащихся может быть разная.
При наличии в коррекционной школе компьютерного класса, можно организовать проверку знаний учащихся (тестирование) на компьютере. Такие виды контроля можно предложить в старших классах, не ранее 7-го, так как к этому времени дети более подготовлены к такому виду работ и сделают это более осмысленно. Наиболее развитые учащиеся с большим желанием выполняют такие проверочные работы. Необходимо отметить, что учащиеся III и IV типогрупп данные виды работ выполнить или не смогут, или учителем должны быть разработаны тесты и карточки, доступные их интеллектуальным возможностям, реализуя принцип доступности и индивидуального подхода к каждому ребенку.
В заключении можно сделать вывод, что в результате применения ККТО создаются реальные возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся, что составляет основу при организации личностно-ориентированного обучения. Мониторинги свидетельствуют о повышении качества знаний учащихся.
Примеры тестов:
к теме "Рюш - вид отделки"
- Запиши виды отделки, которые знаешь.
- Найди неверный вариант ответа:
- вышивка
- мережка
- бахрома
- волокно. - Закончи предложение:
Полоска ткани, собранная посередине - это : - Выбери швы, которые используются при обработке
срезов рюша:
- окантовочный
- двойной
- шов вподгибку с закрытым срезом
- накладной.
к теме "Платье цельнокроеное"
- Закончи предложения:
- к плечевым изделиям относятся :
- к поясным изделиям относятся :
- платья шьют из следующих тканей :
- основными деталями платья являются :
к теме "Подкройные обтачки"
Закончи предложения:
- полоска ткани для обработки срезов - это :
- обтачки бывают :
- длина обтачки зависит от :
- направление долевой нити в крое платья и обтачки :