Здоровое питание

Разделы: Внеклассная работа


«Есть. Чтобы жить.
А не жить, чтобы есть.»

Цели и задачи:

  1. Сформировать у учащихся позитивное отношение к здоровому питанию.
  2. Расширить знания учащихся о здоровом питании.
  3. Развитие умения работать в группах.
  4. Развитие умения работать с различными источниками информации.
  5. Формирование умения выступать публично.

Подготовительный этап:

  1. Формирование команд. От каждого класса отбирается три ученика. В команде 6 учащихся: три ученика из одного класса, три из другого. Кто с кем играет в одной команде, определяется путем жеребьевки. Всего 3 команды.
  2. Каждая команда выбирает название и девиз, капитана.
  3. Выполняет творческое домашнее задание, создает рекламу о Здоровом продукте.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • овощи для салатов, специи;
  • раздаточный материал.

Ход мероприятия

Презентация 1

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего вечера!

Уж так повелось, что приглашая гостей или празднуя какое-нибудь семейное торжество, мы неизменно садимся за стол. У нас, русских людей, это древняя традиция.

Сегодня мы собрались за столом в нашей уютной школьной столовой, чтобы поиграть и тема нашей игры «Здоровое питание».

Разрешите представить гостей и членов жюри.

Визитка.

За нашим дружеским игровым столом сегодня – ученики 7-х классов. Слово для приветствия предоставляем командам. Каждая команда в течение 1-2 минут показывает «визитку» – название команды и девиз.

Оценка конкурса: 5 баллов: 2 балла – название (интересное, в духе темы игры); 3 балла – оригинальность, соответствие названию команды.

Конкурс №1. Разминка.

Ведущий: В современном мире умение вести себя за столом можно отнести к экономической категории, все чаще решение сложных деловых вопросов происходит во время бизнес ланча, обеда, ужина. Общеизвестно, что сытый человек легче идет на контакт, а значит – переговоры пройдут удачно! Главное! Не испортить эти переговоры, нарушая этикет поведения за столом.

Наш первый конкурс – разминка. Предлагаем вашему вниманию «ролевую викторину».

Ребята из 9 А класса покажут вам сценку «В школьной столовой», посмотрите на ребят и запишите на листочках, какие правила этикета они нарушили. Конкурс оценивается 6-ю баллами.

Девятиклассники разыгрывают сценку, затем озвучивают правильные ответы, называя правила этикета:

  1. Нельзя накалывать хлеб вилкой.
  2. Пляжный костюм не для стола.
  3. Когда я ем я глух и нем.
  4. Локти на стол не ставят.
  5. Салфетку кладут на колени изгибом к себе, а не под шею.
  6. Во время обеда нож нужно держать в правой руке, а вилку – в левой.

Конкурс №2. Правила здорового питания.

Ведущий: Как есть – разобрались, давайте попробуем разобраться в том, что есть и «есть или не есть?». Здоровое питание, рациональное питание, правильное питание – ни один уважающий себя популярный журнал не упустит возможности по рассуждать на эту тему. По рассуждаем и мы, попробуем сформулировать правила здорового питания.

Командам предлагается в порядке очереди назвать правила здорового питания, в качестве анти-подсказок можно использовать картинки на экране.

Рисунок 1 Рисунок 2

За каждый правильный ответ команда получает жетон-балл.

Ответ. Нарушены принципы – переедание; тщательного пережевывания, во время еды не рекомендуется разговаривать, грязь на столе.

Рекомендации:

  1. Питаться 4-5 раз в день, есть медленно, тщательно пережевывая.
  2. Для приготовления пищи применяйте жиры растительного происхождения.
  3. Ограничьте потребление хлеба, соли, сахара.
  4. Пищи следует принимать столько, чтобы не испытывать чувства голода.
  5. Избегайте отдыха после приема пищи.
  6. Недолгая прогулка после ужина пойдет вам на пользу.
  7. Контролируйте свой вес хотя бы один раз в неделю.
  8. Раз или два в неделю проводите разгрузочные дни.

Оценка конкурса: за каждый правильный ответ команда получает – жетон-балл.

Конкурс №3. Салатик.

Ведущий: Помните у Михалкова:

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу...

Поможем нашим хозяйкам и поучаствуем в приготовлении аппетитного витаминного салатика, все необходимые ингредиенты и приборы находятся на столах. При желании можно украсить салатик, ведь красивое блюдо не только вызывает аппетит, но и способствует скорейшему усвоению пищи.

По одному представителю от команды, подходит к отдельно стоящим столам и готовит в течение 20 минут салат. Им помогают консультанты из 8-х классов или 9-х классов.

Конкурс №4. «5 живых источников».

Ведущий: А (эй), В (би), С (си) (громко произнести и показать карточки). Нет, это не урок английского! Сейчас мы попытаемся разобраться в том, что такое витамины и как они помогают нам бороться с болезнями, лучше выглядеть и даже продлевают жизнь.

Наш следующий конкурс называется «5 живых источников».

Задание командам: назовите, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, лежащих в ваших корзинках, и расскажите, чем они полезны для человека. Ответы запишите на листочек и будьте готовых озвучить их.

Конкурс №5. «Устами ведущего» или «Черный ящик» – для болельщиков.

Ведущий: Пока команды готовятся, мы предлагаем игру для болельщиков «Устами ведущего».

В черном ящике находится некий продукт, овощ или фрукт, ваша задача назвать его по описанию, описание дается в три этапа. Чем быстрее вы догадаетесь, тем больше баллов команде вы принесете.

Оценка конкурса: 3 балла.

Задание болельщикам команды №1.

  1. В переводе с греческого означает «Жемчужный блеск», был изобретен в 1869 году французским химиком Меж-Мурье. В России первый завод построен в 1930 году. Продается в пачках.
  2. Состоит из жировой основы и не жировых дополнений, соответствующих не жировой части сливочного масла.
  3. Широко применяют для заправки первых и вторых блюд, обжаривания мяса и овощей, для добавления в тесто. Суточная норма для взрослого человека 20-30 граммов.
  4. Это МАРГАРИН – изображение на экране.

Ведущий: Маргарин богат натуральными растительными маслами, необходим людям страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, способствует интенсивному обмену веществ, рекомендуется тем, кто склонен к полноте.

Задание болельщикам команды №2.

  1. Это самая древняя овощная культура. Ее возделывают около 6 тысяч лет. Родиной считается Индия. Сейчас распространен во всех странах мира. Выращивается круглогодично в теплицах и парниках.
  2. Самый низкий по питательности продукт. Содержит в себе 96% воды, поэтому ценятся вкусовые достоинства, а не пищевые.
  3. В пищу употребляются в свежем, соленом и маринованном виде. Чем меньше размеры, тем они ценнее. Для консервирования делят на группы: 3-5 см пикули, 1-7 см корнишоны, не более 12 см – зеленцы. Из них делают салаты, гарниры, варят рассольник.
  4. Это ОГУРЦЫ – изображение на экран.

Ведущий: Огурцы повышают аппетит. Улучшают всасывание жиров и белков, тем самым положительно влияют на обмен веществ. Свежие огурцы зарекомендовали себя как косметическое средство. Полезно время от времени протирать лицо ломтиками огурца.

Задание болельщикам команды №3.

  1. Самый популярный овощ в мире. В Россию первый мешок был завезен при Петре 1. Крестьяне отказывались его выращивать и устраивали бунты. Сегодня выращивают за Полярным кругом и в мангровых зарослях Индии.
  2. Это важный источник витамина С, минеральных веществ: 70% приходится на соли калия. Среди овощей он самый калорийный, в нем много углеводов – 20%, белков – 2%, жиров – 0,15%.
  3. В питании используют в вареном, жареном, печеном виде. Больше всего сохраняет полезных веществ при варке «в мундире».
  4. Это КАРТОФЕЛЬ – изображение на экран.

Ведущий: В питании его роль исключительно велика. Расщепляясь в кишечнике, крахмал превращается в глюкозу. А глюкоза в клетках подвергается «сгоранию». При этом выделяется энергия, необходимая для работы организма. Сырой картофель прикладывают к местам ожогов, используют при лечении язвенной болезни желудка, а также гастритов. При заболевании верхних дыхательных путей, полезно дышать над паром.

Ведущий: Пришло время дать слово ребятам, они готовы предоставить нашему вниманию правильные ответы:

Команды Продукты Значение витаминов
1 Яйцо – витамин А, Д.
Лимон – витамин С.
Лук – витамин А, С.
Витамин А – витамин роста,
необходим для зрения, нормального состояния кожи.
Витамины группы В – принимают активное участие в регуляции обмена веществ
и функций кроветворной и нервной систем.
Витамин С – повышает иммунитет,
способствует потреблению кислорода клетками нашего тела.
Витамин Д – антирахитический витамин,
необходим для нормального роста, формирование костей.
Витамин Е – защищает артерии, помогает противостоять стрессу.
2 Масло – витамин А, Д.
Помидор – витамин А, С.
Мандарин – витамин С.
3 Капуста – витамин А, С, Е.
Редис – витамин С.
Сыр – витамин А.

Оценка конкурса: 4 балла (2 балла – названы витамины; 2 балла – названо значение витаминов).

После этого конкурса жюри подводит промежуточный итог.

Конкурс №6. Пряности и приправы.

Ведущий: Чтобы «насытить» наш организм в пище должны присутствовать все: 6 вкусовых элементов: соленый, сладкий, горький, кислый, острый, вяжущий. Их сбалансированность – это одно из условий физического, эмоционального и интеллектуального благополучия. Проще говоря, именно такое питание и способно сделать нашу жизнь «Вкусной». Ключевую роль здесь могут сыграть пряности и приправы. А чем они отличаются друг от друга? Какие из них вы знаете? Это наше следующее задание!

Задание командам. Разбейте изображенные продукты на 2 группы: пряности и приправы, графически показав на карточке правильный вариант ответа. На выполнение задания дается 2 минуты.

Презентация 2

Оценка конкурса: правильно соединили – по 1 баллу за правильное соединение, итого 8 баллов.

Конкурс №7. «Карусель запахов».

Ведущий: Знание пряностей и приправ, умение использовать их практически – большое искусство. Повар-профессионал способен определить по запаху любую приправу. А справитесь ли вы с этим непростым заданием?

Представьте, что пересыпая специи, вы перепутали этикетки на баночках. Определите по запаху, где что лежит, подписывая этикетки.

Оценка конкурса: правильно определили приправы и пряности – 1 балл, нет – 0 баллов.

Конкурс №8. Конкурс капитанов «Продолжите пословицы».

Ведущий: Когда я ем – я глух и нем! Но разве уместна эта поговорка, если вы находитесь в теплой, дружеской компании или на деловой встрече? Проверим ваше умение поддержать беседу. Эту ответственную миссию по доверяем капитанам команд.

Ведущий: Я начну читать пословицу, а капитан должен вспомнить ее продолжение

Оценка конкурса: если правильно продолжает + 1 балл, нет - 0 баллов. Итого максимальное количество 5 баллов.

  1. Голодно брюхо к учению ... (глухо).
  2. Аппетит приходит во время ... (еды).
  3. Без обеда не красна ... (беседа).
  4. Заварил кашу – не жалей ... (масла).
  5. Горьким лечат, а сладким ... (калечат).
  6. Ешь щи с мясом, а нет так и хлеб с ... (квасом).
  7. Лук от семи ... (недуг).
  8. Много есть – невелика честь: назовут ... (обжорой).
  9. Проголодаешься – хлеба достать ... (догадаешься).
  10. В здоровом теле здоровый ... (дух).
  11. Ешь пирог с грибами, а язык держи за ... (зубами).
  12. Здоровье дороже ... (богатства).
  13. Всякому овощу свое ... (время).
  14. Голод не ... (тетка).
  15. Добрый повар стоит ... (доктора).

Конкурс №9. Домашнее задание. Реклама здорового продукта.

Ведущий: Все мы понимаем, что такое здоровое питание, а вот убедить себя и других в том, что есть морковку гораздо полезней, чем чипсы – сложно. Но нашим ребятам и это по плечу!

Внимание! Конкурс – домашнее задание «Реклама здорового продукта».

Задание. Команды показывают рекламу своего «Здорового продукта».

Приложение 5

Оценивается: оригинальность – 1 балл; значимость для здоровья – 1 балл; использование мультимедийного оборудования – 1 балл. Итого 3 балла.

Конкурс №10. Математический.

Ведущий: Ребята? А почему мы так активно пропагандируем здоровые продукты? По самым скромным оценкам в России избыточный вес имеется у 25-30% населения! В чем причина избыточного веса? (Переедание.)

Какой предмет школьной программы может оказать помощь в решении этой проблемы? (Математика.)

Задание. Распределите суточную норму потребления, выраженную в 100% пищи между завтраком, обедом, полдником и ужином.

Приложение №2 – карточка.

Задача: сколько грамм пищи нужно съесть за обедом?

Ведущий: А вот подоспел и наш салатик.

Жюри пробует приготовленные салатики, оценивает вкусовые качества, нарезка, украшение и т.д.

Ведущий: Помните, что в процессе своей жизни необходимо руководствоваться правилами рационального питания, чтоб быть здоровыми, активными и полезными обществу людьми! В качестве подарка примите от нас памятку, содержащую правила здорового питания.

Приложение №3 – памятка.

Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.

Приложение №4 – оценочный лист.

Литература:

  1. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Москва, 1963. 120с.
  2. Коломиевский Д.Л. Резерв долголетия. - Калининград: Кн. Изд-во, 1984. – 71с.
  3. Кудян А.Н. Хозяйке о продуктах питания. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Ураджай, 1989. – 240с.
  4. Мартин Изабелла Блюда, от которых можно похудеть. - М.: «Покупки на дом», 2002. – 88с.
  5. Фатеева Е.М., Балашова В.А., Хаустова Т.Н. Питание школьников и подростков. - М., «Медицина», 1974 . 71с. С ил. (Научно-попул. Мед. литература. Для матерей).