«Есть. Чтобы жить.
А не жить, чтобы есть.»
Цели и задачи:
- Сформировать у учащихся позитивное отношение к здоровому питанию.
- Расширить знания учащихся о здоровом питании.
- Развитие умения работать в группах.
- Развитие умения работать с различными источниками информации.
- Формирование умения выступать публично.
Подготовительный этап:
- Формирование команд. От каждого класса отбирается три ученика. В команде 6 учащихся: три ученика из одного класса, три из другого. Кто с кем играет в одной команде, определяется путем жеребьевки. Всего 3 команды.
- Каждая команда выбирает название и девиз, капитана.
- Выполняет творческое домашнее задание, создает рекламу о Здоровом продукте.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- овощи для салатов, специи;
- раздаточный материал.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего вечера!
Уж так повелось, что приглашая гостей или празднуя какое-нибудь семейное торжество, мы неизменно садимся за стол. У нас, русских людей, это древняя традиция.
Сегодня мы собрались за столом в нашей уютной школьной столовой, чтобы поиграть и тема нашей игры «Здоровое питание».
Разрешите представить гостей и членов жюри.
Визитка.
За нашим дружеским игровым столом сегодня – ученики 7-х классов. Слово для приветствия предоставляем командам. Каждая команда в течение 1-2 минут показывает «визитку» – название команды и девиз.
Оценка конкурса: 5 баллов: 2 балла – название (интересное, в духе темы игры); 3 балла – оригинальность, соответствие названию команды.
Конкурс №1. Разминка.
Ведущий: В современном мире умение вести себя за столом можно отнести к экономической категории, все чаще решение сложных деловых вопросов происходит во время бизнес ланча, обеда, ужина. Общеизвестно, что сытый человек легче идет на контакт, а значит – переговоры пройдут удачно! Главное! Не испортить эти переговоры, нарушая этикет поведения за столом.
Наш первый конкурс – разминка. Предлагаем вашему вниманию «ролевую викторину».
Ребята из 9 А класса покажут вам сценку «В школьной столовой», посмотрите на ребят и запишите на листочках, какие правила этикета они нарушили. Конкурс оценивается 6-ю баллами.
Девятиклассники разыгрывают сценку, затем озвучивают правильные ответы, называя правила этикета:
- Нельзя накалывать хлеб вилкой.
- Пляжный костюм не для стола.
- Когда я ем я глух и нем.
- Локти на стол не ставят.
- Салфетку кладут на колени изгибом к себе, а не под шею.
- Во время обеда нож нужно держать в правой руке, а вилку – в левой.
Конкурс №2. Правила здорового питания.
Ведущий: Как есть – разобрались, давайте попробуем разобраться в том, что есть и «есть или не есть?». Здоровое питание, рациональное питание, правильное питание – ни один уважающий себя популярный журнал не упустит возможности по рассуждать на эту тему. По рассуждаем и мы, попробуем сформулировать правила здорового питания.
Командам предлагается в порядке очереди назвать правила здорового питания, в качестве анти-подсказок можно использовать картинки на экране.
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
За каждый правильный ответ команда получает жетон-балл.
Ответ. Нарушены принципы – переедание; тщательного пережевывания, во время еды не рекомендуется разговаривать, грязь на столе.
Рекомендации:
- Питаться 4-5 раз в день, есть медленно, тщательно пережевывая.
- Для приготовления пищи применяйте жиры растительного происхождения.
- Ограничьте потребление хлеба, соли, сахара.
- Пищи следует принимать столько, чтобы не испытывать чувства голода.
- Избегайте отдыха после приема пищи.
- Недолгая прогулка после ужина пойдет вам на пользу.
- Контролируйте свой вес хотя бы один раз в неделю.
- Раз или два в неделю проводите разгрузочные дни.
Оценка конкурса: за каждый правильный ответ команда получает – жетон-балл.
Конкурс №3. Салатик.
Ведущий: Помните у Михалкова:
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу...
Поможем нашим хозяйкам и поучаствуем в приготовлении аппетитного витаминного салатика, все необходимые ингредиенты и приборы находятся на столах. При желании можно украсить салатик, ведь красивое блюдо не только вызывает аппетит, но и способствует скорейшему усвоению пищи.
По одному представителю от команды, подходит к отдельно стоящим столам и готовит в течение 20 минут салат. Им помогают консультанты из 8-х классов или 9-х классов.
Конкурс №4. «5 живых источников».
Ведущий: А (эй), В (би), С (си) (громко произнести и показать карточки). Нет, это не урок английского! Сейчас мы попытаемся разобраться в том, что такое витамины и как они помогают нам бороться с болезнями, лучше выглядеть и даже продлевают жизнь.
Наш следующий конкурс называется «5 живых источников».
Задание командам: назовите, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, лежащих в ваших корзинках, и расскажите, чем они полезны для человека. Ответы запишите на листочек и будьте готовых озвучить их.
Конкурс №5. «Устами ведущего» или «Черный ящик» – для болельщиков.
Ведущий: Пока команды готовятся, мы предлагаем игру для болельщиков «Устами ведущего».
В черном ящике находится некий продукт, овощ или фрукт, ваша задача назвать его по описанию, описание дается в три этапа. Чем быстрее вы догадаетесь, тем больше баллов команде вы принесете.
Оценка конкурса: 3 балла.
Задание болельщикам команды №1.
- В переводе с греческого означает «Жемчужный блеск», был изобретен в 1869 году французским химиком Меж-Мурье. В России первый завод построен в 1930 году. Продается в пачках.
- Состоит из жировой основы и не жировых дополнений, соответствующих не жировой части сливочного масла.
- Широко применяют для заправки первых и вторых блюд, обжаривания мяса и овощей, для добавления в тесто. Суточная норма для взрослого человека 20-30 граммов.
- Это МАРГАРИН – изображение на экране.
Ведущий: Маргарин богат натуральными растительными маслами, необходим людям страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, способствует интенсивному обмену веществ, рекомендуется тем, кто склонен к полноте.
Задание болельщикам команды №2.
- Это самая древняя овощная культура. Ее возделывают около 6 тысяч лет. Родиной считается Индия. Сейчас распространен во всех странах мира. Выращивается круглогодично в теплицах и парниках.
- Самый низкий по питательности продукт. Содержит в себе 96% воды, поэтому ценятся вкусовые достоинства, а не пищевые.
- В пищу употребляются в свежем, соленом и маринованном виде. Чем меньше размеры, тем они ценнее. Для консервирования делят на группы: 3-5 см пикули, 1-7 см корнишоны, не более 12 см – зеленцы. Из них делают салаты, гарниры, варят рассольник.
- Это ОГУРЦЫ – изображение на экран.
Ведущий: Огурцы повышают аппетит. Улучшают всасывание жиров и белков, тем самым положительно влияют на обмен веществ. Свежие огурцы зарекомендовали себя как косметическое средство. Полезно время от времени протирать лицо ломтиками огурца.
Задание болельщикам команды №3.
- Самый популярный овощ в мире. В Россию первый мешок был завезен при Петре 1. Крестьяне отказывались его выращивать и устраивали бунты. Сегодня выращивают за Полярным кругом и в мангровых зарослях Индии.
- Это важный источник витамина С, минеральных веществ: 70% приходится на соли калия. Среди овощей он самый калорийный, в нем много углеводов – 20%, белков – 2%, жиров – 0,15%.
- В питании используют в вареном, жареном, печеном виде. Больше всего сохраняет полезных веществ при варке «в мундире».
- Это КАРТОФЕЛЬ – изображение на экран.
Ведущий: В питании его роль исключительно велика. Расщепляясь в кишечнике, крахмал превращается в глюкозу. А глюкоза в клетках подвергается «сгоранию». При этом выделяется энергия, необходимая для работы организма. Сырой картофель прикладывают к местам ожогов, используют при лечении язвенной болезни желудка, а также гастритов. При заболевании верхних дыхательных путей, полезно дышать над паром.
Ведущий: Пришло время дать слово ребятам, они готовы предоставить нашему вниманию правильные ответы:
Команды | Продукты | Значение витаминов |
1 | Яйцо – витамин А, Д. Лимон – витамин С. Лук – витамин А, С. |
Витамин А –
витамин роста, необходим для зрения, нормального состояния кожи. Витамины группы В – принимают активное участие в регуляции обмена веществ и функций кроветворной и нервной систем. Витамин С – повышает иммунитет, способствует потреблению кислорода клетками нашего тела. Витамин Д – антирахитический витамин, необходим для нормального роста, формирование костей. Витамин Е – защищает артерии, помогает противостоять стрессу. |
2 | Масло – витамин А, Д. Помидор – витамин А, С. Мандарин – витамин С. |
|
3 | Капуста – витамин А, С, Е. Редис – витамин С. Сыр – витамин А. |
Оценка конкурса: 4 балла (2 балла – названы витамины; 2 балла – названо значение витаминов).
После этого конкурса жюри подводит промежуточный итог.
Конкурс №6. Пряности и приправы.
Ведущий: Чтобы «насытить» наш организм в пище должны присутствовать все: 6 вкусовых элементов: соленый, сладкий, горький, кислый, острый, вяжущий. Их сбалансированность – это одно из условий физического, эмоционального и интеллектуального благополучия. Проще говоря, именно такое питание и способно сделать нашу жизнь «Вкусной». Ключевую роль здесь могут сыграть пряности и приправы. А чем они отличаются друг от друга? Какие из них вы знаете? Это наше следующее задание!
Задание командам. Разбейте изображенные продукты на 2 группы: пряности и приправы, графически показав на карточке правильный вариант ответа. На выполнение задания дается 2 минуты.
Оценка конкурса: правильно соединили – по 1 баллу за правильное соединение, итого 8 баллов.
Конкурс №7. «Карусель запахов».
Ведущий: Знание пряностей и приправ, умение использовать их практически – большое искусство. Повар-профессионал способен определить по запаху любую приправу. А справитесь ли вы с этим непростым заданием?
Представьте, что пересыпая специи, вы перепутали этикетки на баночках. Определите по запаху, где что лежит, подписывая этикетки.
Оценка конкурса: правильно определили приправы и пряности – 1 балл, нет – 0 баллов.
Конкурс №8. Конкурс капитанов «Продолжите пословицы».
Ведущий: Когда я ем – я глух и нем! Но разве уместна эта поговорка, если вы находитесь в теплой, дружеской компании или на деловой встрече? Проверим ваше умение поддержать беседу. Эту ответственную миссию по доверяем капитанам команд.
Ведущий: Я начну читать пословицу, а капитан должен вспомнить ее продолжение
Оценка конкурса: если правильно продолжает + 1 балл, нет - 0 баллов. Итого максимальное количество 5 баллов.
- Голодно брюхо к учению ... (глухо).
- Аппетит приходит во время ... (еды).
- Без обеда не красна ... (беседа).
- Заварил кашу – не жалей ... (масла).
- Горьким лечат, а сладким ... (калечат).
- Ешь щи с мясом, а нет так и хлеб с ... (квасом).
- Лук от семи ... (недуг).
- Много есть – невелика честь: назовут ... (обжорой).
- Проголодаешься – хлеба достать ... (догадаешься).
- В здоровом теле здоровый ... (дух).
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за ... (зубами).
- Здоровье дороже ... (богатства).
- Всякому овощу свое ... (время).
- Голод не ... (тетка).
- Добрый повар стоит ... (доктора).
Конкурс №9. Домашнее задание. Реклама здорового продукта.
Ведущий: Все мы понимаем, что такое здоровое питание, а вот убедить себя и других в том, что есть морковку гораздо полезней, чем чипсы – сложно. Но нашим ребятам и это по плечу!
Внимание! Конкурс – домашнее задание «Реклама здорового продукта».
Задание. Команды показывают рекламу своего «Здорового продукта».
Оценивается: оригинальность – 1 балл; значимость для здоровья – 1 балл; использование мультимедийного оборудования – 1 балл. Итого 3 балла.
Конкурс №10. Математический.
Ведущий: Ребята? А почему мы так активно пропагандируем здоровые продукты? По самым скромным оценкам в России избыточный вес имеется у 25-30% населения! В чем причина избыточного веса? (Переедание.)
Какой предмет школьной программы может оказать помощь в решении этой проблемы? (Математика.)
Задание. Распределите суточную норму потребления, выраженную в 100% пищи между завтраком, обедом, полдником и ужином.
Приложение №2 – карточка.
Задача: сколько грамм пищи нужно съесть за обедом?
Ведущий: А вот подоспел и наш салатик.
Жюри пробует приготовленные салатики, оценивает вкусовые качества, нарезка, украшение и т.д.
Ведущий: Помните, что в процессе своей жизни необходимо руководствоваться правилами рационального питания, чтоб быть здоровыми, активными и полезными обществу людьми! В качестве подарка примите от нас памятку, содержащую правила здорового питания.
Приложение №3 – памятка.
Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.
Приложение №4 – оценочный лист.
Литература:
- Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Москва, 1963. 120с.
- Коломиевский Д.Л. Резерв долголетия. - Калининград: Кн. Изд-во, 1984. – 71с.
- Кудян А.Н. Хозяйке о продуктах питания. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Ураджай, 1989. – 240с.
- Мартин Изабелла Блюда, от которых можно похудеть. - М.: «Покупки на дом», 2002. – 88с.
- Фатеева Е.М., Балашова В.А., Хаустова Т.Н. Питание школьников и подростков. - М., «Медицина», 1974 . 71с. С ил. (Научно-попул. Мед. литература. Для матерей).