Классный час "Давайте жить дружно!"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цель занятия: формирование у учащихся нравственных представлений, понятий и чувств, формирование умений навыков и привычек общественного поведения.

Задачи занятия:

  • сформировать в сознании детей понятие “дружба”; “друг”;
  • формировать у учащихся элементарные представления о дружбе и друзьях; умение заботится друг о друге; стремление сохранить, укреплять дружеские отношения; налаживать хорошие взаимоотношения между членами коллектива класса; умение активно выступать против нарушителей норм жизни в коллективе;
  • воспитывать у детей чувство товарищества, дружелюбия и чувства справедливости и взаимопомощи;
  • развивать речь, воображение, мышление, внимание, память.

Форма: классный час, утренник.

Методы:

По источникам знаний:

– словесный: беседа, рассказ
– наглядный: иллюстрации, демонстрация
– практический метод: упражнения, игры.
– видеометод.

По типу познавательной деятельности:

– репродуктивный.

Форма сотрудничества: индивидуальные, коллективные.

Оборудование: Герои мультфильмов. Магниты, нарисованное солнце с лучами, написанные пословица: “Нет друга – ищи, а нашел – береги”; девиз: “Ребята, давайте жить дружно!” Написанные определения “друг”, иллюстрации к сказкам. Песни: “Если с другом вышел в путь”, “Настоящий друг”. Фрагмент из мультфильма “Крошка Енот”. Кружки для игры “Салют”. Маски “синицы”, “зайца”; костюмы “Незнайки”, “Мальвина”, “Буратино”.

Ход классного часа

1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте дорогие гости, дорогие друзья!

Мы Вас ждали.
Мы – это девчонки и мальчишки,
Песенки и книжки,
И, конечно, я.

Учитель:

Давайте отложим дела “на потом”
О дружбе расскажем, о дружбе споем.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,
Подарит нам радость,
Согреет теплом.

(Дети стоят парами у доски и исполняют песню 1 куплет сл. М. Танича, муз. В. Шаинского “Если с другом вышел в путь”, после исполнения идут парами за свои места).

2. Вступительная беседа

Как вы уже все догадались наш классный час о дружбе и друзьях. Мы узнаем, что такое дружба, с кем можно дружить и что значит настоящий друг.

– А что же такое дружба?

(Стихотворение: дети + учитель)

Учитель:

Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.

Ученик 1: (маска синицы)

Это когда коршун
Летает вместе с синицей.

Учитель:

Спросила я у зверя:
Что такое дружба? –

Ученик 2: (маска зайца)

Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.

Учитель:

А после спросила я у девочки:
Дружба – что такое?

Ученик 3: (девочка)

Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,

Ученик 4: (мальчик)

Это когда мальчишки
Девчонок не обижают.

Учитель:

Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети.

Произносишь слово “дружба” и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов.

3. Игра: “Кто с кем дружит?” [1]

(На доске имена и иллюстрации героев мультфильмов)

Учитель: Перед вами разные герои мультфильмов. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен?

  1. Добрая Белоснежка и (семь гномов).
  2. Прекрасная Русалочка и (дельфин Себастьян).
  3. Забавный Вини Пух и (Пятачок).
  4. Добрый малыш и (Карлсон).
  5. Доверчивый Буратино и (Мальвина).
  6. Зеленый крокодил Гена и (Чебурашка).

Учитель: С кем бы вы хотели дружить, а с кем нет?

4. (Стук в дверь)

К нам в гости пришел “Незнайка” и предлагает послушать стихотворение:

“Жадина” А. Аким (читает ученик 5-го класса).

Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке,
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем, ни за что не поделиться –
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище: жадина!
Жадину я ни о чем не прошу,
В гости я жадину не приглашу,
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
Поэтому честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу!

Незнайка: Почему автор стихотворения не хочет дружить с жадиной?

А вы бы хотели?

Учитель: Дразнилка[2]:

Жадина – говядина
Соленый огурец,
По полу валяется
Никто его не ест.

– Что, я прочитала?

– Дразнилка.

– А хотели бы вы дружить с тем, кто дразниться?

(Заслушивает ответы детей)

Учитель: Тогда для чего же существуют дразнилки?

Оказывается, детские дразнилки помогают вам, ребята, постоять за себя без помощи взрослых, без кулаков восстановить справедливость, наказать обидчика, учат умению подмечать в окружающей нас действительности плохое и несправедливое. Только не стоит слишком ими увлекаться.

– Мы сейчас еще посмотрим, с кем бы нам ни хотелось дружить?

Учащийся 1: (Брагина В.)

Замарашка Кирилл
Месяц в баню не ходил.
Сколько грязи, сколько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу – на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу морковь взойдет-
Будет целый огород!

Учащийся 2:(Головизина К.)

Наша утка – крякалка,
А Сережа – якалка:
“Я сумею, я смогу,
“Я быстрее пробегу!”
Отдохни немножко,
Якалка Сережка?

А с таким мальчиком вы бы хотели дружить?

– Как вы понимаете, кто якает?

Учащийся 3: (Лобода Ж.)

Гришка-воришка
Украл топоришко,
Полез в окошко,
Упал в лукошко.

Учитель: С кем бы вам ни хотелось дружить?

(Заслушивает ответы детей)

– с замарашками, грязнулями…
– с якалками
– воришками
– драчунами и забияками

Учащиеся хором:

Ссориться не будем,

Клятву не забудем

Будем мы дружить.

Пока будем жить.

Учитель: Когда вы были детсадовского возраста, да и сейчас от вас можно услышать такую дразнилку “Мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться”.

Сейчас, я познакомлю вас, как можно помириться и подружиться без дразнилок.

5. Просмотр фрагмента из мультфильма “Крошка Енот”.

(Дети смотрят фрагмент из мультфильма “Крошка Енот”.)

Учитель: Какое главное оружие для того, чтобы подружиться?

Дети: Улыбка.

Учитель: Совершенно верно, ведь дружба всегда освещена улыбкой.

Очень часто помогает выйти из трудной ситуации шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное. И еще очень важно научиться признавать свои ошибки и извиняться.

6. Сценка: “Мальвина и Буратино” герои сказки А. Толстова “Золотой ключик”.

(Исполняют дети 5 класса)

Мальвина: (приветливо). Здравствуйте, ребята!

Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте.

Мальвина: Что ты такой невеселый, Буратино?

Буратино: Невеселый и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина: (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу знать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино: А что я тебе такого сказал?

Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино: Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина: Буратино, что у тебя за тон!

Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!

Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнулся на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла”? А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал?

Мальвина: (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?

Дети: высказывают свое мнение.

Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вот как они сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.

Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становиться тепло не сердце, а от злого слова – дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: “Слово лечит, слово и ранит”.

Учитель: “Нет друга – ищи, а нашел – береги”. Гласит народная пословица.

А как вы понимаете слово “друг”? (Ответы)

Спросим Совета у Мудрой книги, у “Толкового словаря”

Друг – тот, кто связан с кем – нибудь дружбой.

Друг – это тот, с кем ты особенно близок.

Так, что значит наша пословица? Как вы ее понимаете? (ответы)

Учитель: Каков же настоящий друг, мы узнаем из песни.

7. Песня сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева “Настоящий друг”.

Дети: исполняют песню “Настоящий друг”. <Рисунок 1>

img1.JPG (30742 bytes)

Учитель: Каков же настоящий друг?

Дети: отвечают.

8. Игра “Мы друзья”. [3]

Учитель: давайте, друзья, сыграем в игру “Мы друзья”.

Встаньте, дети,
Встаньте в круг, (3р)
Я твой друг и ты мой друг,
Мы с тобой друзья. (На мотив песни: “Встаньте, дети, встаньте в круг”.)
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари.

(Дети улыбаются друг другу).

Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки.

(Дети пожимают руку тому, кто справа.)

Много в мире нужных вещей,
Но друга иметь – намного важней.
Имей друга всегда и два, и три,
И другу слева подарок подари.

(Дети дарят друг другу подарок в левую сторону.)

Нет пословицы, ребята, верней,
Той, что гласит “Имей СТО друзей”.
Пусть растет и ширится Дружбы круг,
Чтобы рядом был верный друг.

9. Итог:

Вывод: (учитель, чередует чтение с учащейся 5 класса)

  1. Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает.
  2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
  3. Радуйтесь вместе с друзьями.
  4. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
  5. Берегите своих друзей, ведь друга потерять легко, а найти трудно.

Учитель: Ребята, давайте хором скажем замечательные слова известного героя – самого терпеливого и добрейшего кота Леопольда

Хором: “Ребята, давайте жить дружно!”

И мне думается, что этот классный час даст начало той большой дружбе, которую мы понесем через всю школьную жизнь.

И в честь нашей дружбы я предлагаю устроить салют.

10. Игра “Салют” [1]

(Дети разбиты на команды “красные”, “желтые”, “зеленые”)

По команде “Красный!” хлопают дети у кого “красные” круги,

“Желтый!” хлопают дети у кого “желтые” круги,

“Зеленый!” хлопают дети у кого “зеленые” круги.

Затем учитель дает команду: “Красный!”, “Желтый!”, “Зеленый!”. (Общий салют).

Учитель: Спасибо, ребята! Спасибо, гости! До новых встреч!

Список литературы

  1. Внеклассные мероприятия: 2 класс / Авт. – сост. Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л. П. Барылкина, Л.А. Обухова. – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2007. – 256с. – (Мозаика детского отдыха).
  2. Классные часы: внеклассная работа 1 – 4 классы / сост. М. А. Козлова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2009. – 317, [3] с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
  3. Внеклассные мероприятия: 4 класс / Авт. – сост. Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л. П. Барылкина, Т.И. Цыбина. – 2-е изд., доп. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с. – (Мозаика детского отдыха).