Урок "Весна" по литературному чтению во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • выделить основные признаки весны в живой и неживой природе на основе ответов детей, умения ориентироваться в тексте,
  • продолжить работу над развитием речи, добиваясь при этом использования готовых установок (опоры текста), а также собственных наблюдений;
  • следить за осознанностью и правильностью чтения;
  • воспитывать любовь к труду, бережному отношению ко всему живому.

Оборудование и материалы:

  • ПК, мультимедийный проектор, mp3-носитель.
  • выставка книг о природе, приметах наступления весны,
  • произведения А.Барто, Е.Пермяка, Ф.Тютчева, А.Бианки, Г.Скребицкого;
  • картины природы (весна), иллюстрации о труде людей весной (пахота, посадка деревьев, дети делают скворечники, скворец, колоски);
  • плакаты с пословицами и народными приметами;
  • костюмы Снегурочки, Скворца, Русской барышни.

Музыкальное сопровождение:

  • цикл “Времена года” “Весна” П. Чайковский;
  • народные напевы;
  • голоса птиц.

Участники инсценировок: Снегурочка, Скворец, Русская барышня.

Ход урока

I . Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку

II. Сообщение темы урока. Приложение 1. Слайд 1.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами подведём черту под прочитанными произведениями. Что значит подвести черту? Это проверить, как мы умеем обобщать, наблюдать, делать выводы, работать с книгой и т.д.

III. Работа над раскрытием темы.

Звучит музыка. Входит девочка в костюме Снегурочки.

Снегурочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Снегурочка, а вылепили меня старик со старухой из снега. Ох, и любили они меня! Да и я их любила. С удовольствием всё делала. Песни им пела. А об остальном вспоминать не хочу.

Что-то у вас жарко! (уходит)

Учитель: Куда же ты, Снегурочка? Ну, вот как в сказке! Нет Снегурочки! Растаяла! (вопрос классу) А почему?

Дети: От тепла снег тает.

Учитель: Давайте назовём наш урок строчками из стихотворения о снеге.

На экране слайд “Вот уж снег последний в поле тает” Слайд 3.

Учитель: Из какого произведения взяты эти строки? Кто автор? О чём это стихотворение?

Ответы детей.

Учитель: Прочитайте его.

Чтение наизусть у доски.

Учитель: А лёгок ли путь весны к нам? С кем ей приходится бороться?

Вспомните, автор, какого стихотворения нам говорит об этом?

– Ф.Тютчев “Зима недаром злится…”

Учитель: Прочитайте стихотворение. Слайд 4.

Чтение попарно.

Учитель: Но, как бы не злилась зима, весна всё-таки наступает. Слайд 5.

Звучит музыка, появляется Весна. Кружится, метёт веником вокруг.

Дети: Ну, Весна, как дела?

Весна: У меня уборка.

Дети: Для чего тебе метла?

Весна: Снег мести с пригорка!

Дети: Для чего тебе ручьи?

Весна: Мусор слить с дорожек!

Дети: Для чего тебе лучи?

Весна: Для уборки тоже.

Весна читает загадки (они привязаны на листочках к её короне.

Листик отрезает учитель после загадки и вставляет за картину на доске)

Слайд 6.

Весна:

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет. Тает.
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает?

Дети хором: Март!

Учитель: Что интересного происходит в это время в природе? А в жизни зверей и птиц? Назовите произведения и их авторов, из которых узнали об этом?

Дети: В.Бианки “Март”.

Выразительное чтение произведения.

Учитель: Но весна набирает сил. Её приход ощущается всё ярче и ближе.

Слайд 7.

Весна:

Яростно река ревёт
И разламывает лёд
В домик свой скворец вернулся.
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришёл?

Дети хором: Апрель!

Учитель: Какой рассказ помог понять, что происходит в этот период на реке?

Дети: “Прощай зима” Г.Скребицкого.

Чтение описания реки.

Учитель: Часто говорят, что весну открывают… Слайд 8.

Звучит запись птичьих голосов. Влетает птичка, машет крыльями и поёт песенку.

Птичка:

“Вернулся, вернулся, вернулся в родные края
И вот прилетел, прилетел, прилетел”.

Учитель: Так кто же открывает весну? Какой рассказ нам говорит именно об этой весенней странице?

Чтение рассказа Бианки “Весну открывают птицы”

Учитель: Какие птицы открывают весну под Москвой? (Ответы на вопросы в форме выборочного чтения)

Учитель: Но особенно много мы говорили о прилёте одних удивительных птиц.

Птичка (читает загадку о скворце):

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет
А всё же голос свой имеет.

Учитель: В рассказе какого автора мы читали об этих птицах? Слайд 9,10.

(А.И.Куприн “Скворцы”)

Учитель: О какой помощи им в весенний период говорит автор?

А, что интересного произошло в рассказе?

(Чтение со слов “А потом началось…”)

Птичка предлагает ребятам игру “Приметы народного календаря”. Слайд 11.

  1. Грачи рано прилетели – к тёплой весне.
  2. Ранний прилёт журавлей – к ранней весне.
  3. Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.

Звучит музыка, появляется Русская барышня. Она читает “Веснянку”.

Барышня:

Приди весна с радостью, с радостью,
С великою милостью, милостью.

Учитель: Перед каким важным событием в жизни крестьянина – землепашца могла исполняться эта песня?

Чтение отрывка:“Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое зелёное, такое праздничное!”

Учитель: Почему поле было зелёное? Как называется хлеб засеянный под зиму?

Как зимовал хлеб? А как встретил весну?

Небольшая беседа о хлебе, с показом колосков. Слайд 12.

Учитель: Тяжёлым трудом достаётся нам хлеб и тем более обидно видеть как небрежно люди к нему относятся и особенно тяжело видеть хлеб на полу под ногами.

Русская Барышня читает пословицы.

Учитель: Народ придумал много пословиц о труде, хлебе. Объясните, как вы понимаете эти пословицы. Слайд 13.

  • Веселись, играй, да дело знай.
  • Горька работа, да сладок хлеб.
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Учитель: Много дел не только на полях. Весна ведь чувствуется во всём.

Какой рассказ нам говорит ещё об одном виде весенних работ?

Е. Пермяк “Для себя”. II часть – чтение по ролям.

Учитель напоминает детям: всё делаем для себя: учимся, убираем вокруг школы.

Весна:

Зеленеет даль полей
Запевает соловей
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. “Угадай,
Что за месяц это… (май)

Чтобы легче вам было вспомнить о приметах последнего месяца весны, я расскажу вам народную примету “Гром ранней весной – перед холодом”.

Слайд 14.

Чтение стихотворения А. Барто “Весенняя гроза”.

Учитель: Что хотела сказать А.Барто этим стихотворением?

Короткая беседа о бережном отношении ко всему живому; участок вокруг школы– наш домашний сад и лес.

III. Итог урока. Слайд 14,15, 16.

IV. Домашнее задание: Прочитайте книги о весне (примерный список – на полке у доски).

Презентация