Цели и задачи урока:
- выделить основные признаки весны в живой и неживой природе на основе ответов детей, умения ориентироваться в тексте,
- продолжить работу над развитием речи, добиваясь при этом использования готовых установок (опоры текста), а также собственных наблюдений;
- следить за осознанностью и правильностью чтения;
- воспитывать любовь к труду, бережному отношению ко всему живому.
Оборудование и материалы:
- ПК, мультимедийный проектор, mp3-носитель.
- выставка книг о природе, приметах наступления весны,
- произведения А.Барто, Е.Пермяка, Ф.Тютчева, А.Бианки, Г.Скребицкого;
- картины природы (весна), иллюстрации о труде людей весной (пахота, посадка деревьев, дети делают скворечники, скворец, колоски);
- плакаты с пословицами и народными приметами;
- костюмы Снегурочки, Скворца, Русской барышни.
Музыкальное сопровождение:
- цикл “Времена года” “Весна” П. Чайковский;
- народные напевы;
- голоса птиц.
Участники инсценировок: Снегурочка, Скворец, Русская барышня.
Ход урока
I . Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку
II. Сообщение темы урока.
Приложение 1. Слайд 1.Учитель: Сегодня на уроке мы с вами подведём черту под прочитанными произведениями. Что значит подвести черту? Это проверить, как мы умеем обобщать, наблюдать, делать выводы, работать с книгой и т.д.
III. Работа над раскрытием темы.
Звучит музыка. Входит девочка в костюме Снегурочки.
Снегурочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Снегурочка, а вылепили меня старик со старухой из снега. Ох, и любили они меня! Да и я их любила. С удовольствием всё делала. Песни им пела. А об остальном вспоминать не хочу.
Что-то у вас жарко! (уходит)
Учитель: Куда же ты, Снегурочка? Ну, вот как в сказке! Нет Снегурочки! Растаяла! (вопрос классу) А почему?
Дети: От тепла снег тает.
Учитель: Давайте назовём наш урок строчками из стихотворения о снеге.
На экране слайд “Вот уж снег последний в поле тает” Слайд 3.
Учитель: Из какого произведения взяты эти строки? Кто автор? О чём это стихотворение?
Ответы детей.
Учитель: Прочитайте его.
Чтение наизусть у доски.
Учитель: А лёгок ли путь весны к нам? С кем ей приходится бороться?
Вспомните, автор, какого стихотворения нам говорит об этом?
– Ф.Тютчев “Зима недаром злится…”
Учитель: Прочитайте стихотворение. Слайд 4.
Чтение попарно.
Учитель: Но, как бы не злилась зима, весна всё-таки наступает. Слайд 5.
Звучит музыка, появляется Весна. Кружится, метёт веником вокруг.
Дети: Ну, Весна, как дела?
Весна: У меня уборка.
Дети: Для чего тебе метла?
Весна: Снег мести с пригорка!
Дети: Для чего тебе ручьи?
Весна: Мусор слить с дорожек!
Дети: Для чего тебе лучи?
Весна: Для уборки тоже.
Весна читает загадки (они привязаны на листочках к её короне.
Листик отрезает учитель после загадки и вставляет за картину на доске)
Слайд 6.
Весна:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет. Тает.
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает?
Дети хором: Март!
Учитель: Что интересного происходит в это время в природе? А в жизни зверей и птиц? Назовите произведения и их авторов, из которых узнали об этом?
Дети: В.Бианки “Март”.
Выразительное чтение произведения.
Учитель: Но весна набирает сил. Её приход ощущается всё ярче и ближе.
Слайд 7.
Весна:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд
В домик свой скворец вернулся.
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришёл?
Дети хором: Апрель!
Учитель: Какой рассказ помог понять, что происходит в этот период на реке?
Дети: “Прощай зима” Г.Скребицкого.
Чтение описания реки.
Учитель: Часто говорят, что весну открывают… Слайд 8.
Звучит запись птичьих голосов. Влетает птичка, машет крыльями и поёт песенку.
Птичка:
“Вернулся, вернулся, вернулся в родные края
И вот прилетел, прилетел, прилетел”.
Учитель: Так кто же открывает весну? Какой рассказ нам говорит именно об этой весенней странице?
Чтение рассказа Бианки “Весну открывают птицы”
Учитель: Какие птицы открывают весну под Москвой? (Ответы на вопросы в форме выборочного чтения)
Учитель: Но особенно много мы говорили о прилёте одних удивительных птиц.
Птичка (читает загадку о скворце):
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет
А всё же голос свой имеет.
Учитель: В рассказе какого автора мы читали об этих птицах? Слайд 9,10.
(А.И.Куприн “Скворцы”)
Учитель: О какой помощи им в весенний период говорит автор?
А, что интересного произошло в рассказе?
(Чтение со слов “А потом началось…”)
Птичка предлагает ребятам игру “Приметы
народного календаря”. Слайд 11.
Звучит музыка, появляется Русская барышня. Она читает “Веснянку”.
Барышня:
Приди весна с радостью, с радостью,
С великою милостью, милостью.
Учитель: Перед каким важным событием в жизни крестьянина – землепашца могла исполняться эта песня?
Чтение отрывка:“Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое зелёное, такое праздничное!”
Учитель: Почему поле было зелёное? Как называется хлеб засеянный под зиму?
Как зимовал хлеб? А как встретил весну?
Небольшая беседа о хлебе, с показом колосков. Слайд 12.
Учитель: Тяжёлым трудом достаётся нам хлеб и тем более обидно видеть как небрежно люди к нему относятся и особенно тяжело видеть хлеб на полу под ногами.
Русская Барышня читает пословицы.
Учитель: Народ придумал много пословиц о труде, хлебе. Объясните, как вы понимаете эти пословицы. Слайд 13.
- Веселись, играй, да дело знай.
- Горька работа, да сладок хлеб.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Учитель: Много дел не только на полях. Весна ведь чувствуется во всём.
Какой рассказ нам говорит ещё об одном виде весенних работ?
Е. Пермяк “Для себя”. II часть – чтение по ролям.
Учитель напоминает детям: всё делаем для себя: учимся, убираем вокруг школы.
Весна:
Зеленеет даль полей
Запевает соловей
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. “Угадай,
Что за месяц это… (май)
Чтобы легче вам было вспомнить о приметах последнего месяца весны, я расскажу вам народную примету “Гром ранней весной – перед холодом”.
Слайд 14.
Чтение стихотворения А. Барто “Весенняя гроза”.
Учитель: Что хотела сказать А.Барто этим стихотворением?
Короткая беседа о бережном отношении ко всему живому; участок вокруг школы– наш домашний сад и лес.