Уроки физической культуры – это 90% практических действий, но без теоретических знаний обойтись нельзя. Наверняка, каждый учитель сталкивался с тем, что теория по физической культуре, это проблема (иногда не только для учащихся, но и для учителя). Поэтому, я стараюсь уроки теории сделать особенно интересными; например, провожу интеллектуальные игры или викторины, используя возможности мультимедиа, целью таких презентаций является проверка усвоенных материалов по той или иной теме, либо знакомство с новой. Ребята с удовольствием участвуют в таких мероприятиях, предпочитая их письменным ответам. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. С помощью фотографий материал становится интересней. Материала по этой теме очень много. Но я хотела, чтобы ребята не были на уроке только зрителями, а были непосредственными участниками учебного процесса. Так как ничего подобного я не нашла, решила поделиться своим опытом. Хочу представить Вашему вниманию урок-презентацию, целью которого является проверка усвоенного материала по истории Олимпийских игр. В течение 1 и 2 четвертей, я знакомила ребят с историей Олимпийских игр. Полученные сведения они записывали дома в тетрадь (по памяти, а некоторые дополняли самостоятельно найденными материалами). И вот, в конце 2 четверти, когда зал заняли под проведение новогодних мероприятий (актовый зал в школе отсутствует, впрочем, как и спортивный; мы занимаемся в помещении 14х6), мы провели проверку в форме командной игры.
Данный урок можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации с учетом этапа обучения, отношения детей к учению, а также конкретных задач.
Надеюсь развить у детей стойкий интерес к спортивным событиям в мире, а также непосредственно в нашем городе.
Урок сведен с предыдущими по теме, в нем закрепляется ранее изученный материал. Во время урока в полной мере проявляется самостоятельность ребят: в выборе команд, в судействе, в ответах, в проведении физкультминутки.
Введение в тему в стихотворной форме позволяет сразу вовлечь ребят в обсуждение, мобилизовать мыслительную деятельность. Проверка усвоенного материала проводится в виде игры-соревнования между 3-мя командами.
Задачи урока:
- Повысить заинтересованность учащихся в предмете.
- Проверить качество усвоения ранее изученного материала.
- Расширить кругозор учащихся по данной теме.
- Учить самостоятельно мыслить и делать правильные выводы.
- Познакомить с работой судей.
- Воспитывать чувство товарищества.
Инвентарь: 3 набора табличек с номерами, 3 набора Олимпийских колец (из цветного картона) для каждой команды, бейджик для капитана, протоколы и ручки для судей, грамоты, магниты для доски, «след Геракла». У учащихся есть тетради по физической культуре.
Ход урока
- Организационный момент (2 мин.). Класс делится на 3 команды. Каждая команда садится за свой «круглый стол», выбирает капитана (он прикрепляет красный бейдж на одежду). У каждой команды есть таблички с цифрами от 1 до 4). Учитель выбирает 4 человек, которые будут выполнять роль судей (для них отдельный стол и все необходимые принадлежности: протоколы, ручки, грамоты, см. Приложение).
- Введение (5 мин.). Учащиеся, заранее выбранные, (они же судьи) читают стих, посвященный О.И.(слова выданы на прошлом уроке, каждому по куплету). Стих сопровождается иллюстрациями. Обсуждение прослушанного. Представление команд, представление жюри. Работа судейской коллегии. Критерии оценивания (за каждый правильный ответ команда получает 1 очко, ребята, которые устно отвечают правильно больше всех, отдельно награждаются), правила работы команд. Роль капитана.
- Игра «Знатоки» (30 мин. + 5 мин. физкультминутка).
- Заключение. Итоги, награждение, домашнее задание (3 мин.).
Действия учителя | Действия учеников | Использование слайдов презентации |
Просит внимательно послушать стих | 4 человека (судьи) читают стих, который сопровождается специально подобранными фото | 1 слайд |
Чему посвящается этот стих? Какую главную мысль передает стих? (говорим о гордости за свой флаг, свою страну, о цене победы). | отвечают | (После ответов) 2 слайд |
Представляет ребят, помогающих учителю. Как можно назвать членов жюри на соревнованиях? После ответов ребят, учитель говорит о работе секретаря соревнований (каждый фиксирует ответы одной команды, 4-ый член судейской коллегии выполняет роль секретаря, занося в общий протокол баллы за правильные ответы). Кроме таблички, команда может дополнить ответ устно, самые отличившиеся будут награждены в конце урока. При определении ответа, нужно быть очень внимательными и обсудить варианты с командой, правильного ответа может и не быть (я намеренно вставляю такие слайды, для мотивирования командных действий и процессов запоминания). | Слушают учителя,предлагают варианты: судьи, рефери, арбитры… | |
Читает вопрос, озвучивает варианты ответа. | Слушают учителя. Выбирают варианты ответа, поднимают табличку с соответствующим номером, по желанию дополняют. | 3 слайд |
Читает, озвучивает правильный номер ответа. | Проверяют правильность ответа | 4 слайд |
Читает вопрос, озвучивает варианты ответа. | Слушают учителя.Выбирают варианты ответа | 5 слайд |
Читает, озвучивает правильный номер ответа. | Проверяют правильность ответа. Слушают учителя. | 6 слайд |
Читает вопрос, озвучивает варианты ответа, просит внимательно посмотреть на цифры. | Выбирают варианты ответа. Отвечают. | 7 слайд (правильного ответа нет, предполагается устный ответ). |
Пояснения. Если дети не вспомнили о легенде – читает. Предлагает ребятам узнать из легенды чему равна длина стопы Геракла. Мы знаем расстояние и количество стоп. Для удобства переведем метры в сантиметры и, разделив 19227 см на 600 стоп получим значение 32,045 см. Учитель показывает вырезанный из картона «след» Геракла и предлагает ребятам сравнить его со своим. | Проверяют правильность ответа. Слушают учителя. Выполняют в тетрадях математические действия. Отвечают. Сравнивают «след» со своим, делают вывод о росте Геракла и соответственно о его силе. | 8 слайд |
Читает вопрос, озвучивает варианты ответа. | Выбирают варианты ответа. Отвечают. | 9 слайд |
Читает. Называет правильный вариант ответа. Дополнения: дата проведения игр определялась особой комиссией. Об этом жителей греческих государств извещали специальные послы – спондофоры. За месяц до открытия игр спортсмены прибывали в Олимпию, где под руководством опытных тренеров готовились к соревнованиям. На время проведения Олимпийских игр прекращались войны и устанавливалось священное перемирие – экехирия, которая продолжалась два месяца |
Проверяют правильность ответа Слушают учителя.Записывают в тетрадь новые слова. | 10 слайд |
Читает вопрос, озвучивает варианты ответа. | Выбирают варианты ответа. По желанию дополняют устно. |
11 слайд |
Читает. Называет правильный вариант ответа. Дополнения: Знакомое многим название – панкратион, однако мало кто знает его истинное значение. Панкратион – это древний вид борьбы без правил.Правила были, целых два. Первое запрещало выцарапывать противнику глаза, второе – кусаться. Противники просто дрались и боролись – без разделения на весовые категории, без раундов.За нарушение правил судья бил нарушителя палкой. | Проверяют правильность ответа Слушают учителя. Делают записи в тетрадь. | 12 слайд |
Читает вопрос, озвучивает варианты ответа. | Выбирают варианты ответа. По желанию устно дополняют.. | 13 слайд |
Читает. Называет правильный вариант ответа. Рассказ учителя (если в этом есть необходимость, т. к. предполагается рассказ ребят).В 490 году до н. э. десять тысяч афинян под командованием греческого стратега Мильтиада в Марафонской долине, возле селения Марафон, противостояли армии персидского царя Дария, которая была во много раз больше афинской. Прекрасные тактики, греки сумели нанести персам серьезное поражение.А в сорока километрах от Марафона Афины лихорадочно ждали исхода битвы. Афиняне с тоской смотрели на горизонт, боялись увидеть авангард армии Дария – это означало бы конец Афинам. Мильтиад, конечно, знал, в каком состоянии находятся его соотечественники. Он велел позвать к себе солдата Фидипида, очень популярного среди афинян из-за своего быстрого бега и приказал ему бежать в Афины и объявить о победе. Фидипид, очень усталый после битвы, снял снаряжение, положил оружие и быстро помчался, пересекая холмы и возвышенности, мелкие речушки и перелески, отделяющие Марафон от Афин. Сорок километров – расстояние немалое, а если учесть, что в тот день стояла страшная жара, да и дорога была не безопасной – можно было встретить отставших от армии Дария персов, – станет ясно, что Фидипид отправился не на прогулку. Разбив в кровь ноги, задыхаясь, Фидипид вбежал в Афины. «Радуйтесь, мы победили!» Это были его последние слова: тут же он упал замертво. Его смерть стала символом нации. С 1896 года, в честь этой битвы и гонца, принесшего весть о победе, проводятся соревнования в марафонском беге. | Проверяют правильность ответа. Слушают учителя. Делают запись в тетрадь. | 14 слайд |
Читает вопрос, озвучивает варианты ответа. О наградах предлагается дать устный ответ. | Выбирают варианты ответа. Отвечают. По желанию другие дополняют. | 15 слайд |
Читает. Называет правильный вариант ответа. При необходимости дополнения учителя: медалями чемпионов награждали не всегда; древних атлетов-чемпионов награждали оливковыми венками, ветвями и оливковым маслом в амфорах. Потом призы несколько видоизменились, однако оливковые ветви навсегда остались признаком чемпиона, а сами чемпионы моментально становились героями для своих сограждан. | Проверяют правильность ответа. Слушают учителя. Делают запись в тетрадь. | 16 слайд |
Читает слайд и предлагает ребятам записать в тетрадь все атрибуты (мы говорили лишь о символе – пяти переплетенных кольцах). | Делают запись в тетрадь. Желающие рассказывают о флаге, олимпийском огне (мы об этом уже говорили на прошлых уроках). | 17 слайд |
Предлагает ребятам посмотреть и дать ответ: правильно ли изображен символ Олимпийских игр.Пока ребята заняты, учитель помогает секретарю подсчитать очки и определить команду победителя. | Работает весь класс, отвечают: какие цвета неправильные и какая должна быть последовательность колец. От каждой команды по одному учащемуся, используя комплект колец, выходят к доске и располагают их в правильной последовательности. | 18 слайд |
Читает слайд и предлагает ребятам проверить правильность расположения колец и записать их значение, если это он не записал на прошлых уроках. | Проверяют правильность ответа. Слушают учителя. | 19 слайд |
Предлагает капитану каждой команды (или назначенному капитаном), провести физкультминутку. В это время учитель вместе с судьями, подписывает грамоты. После физкультминутки – подведение итогов, награждение команд и игроков. Учитель просит поблагодарить судей и секретаря за работу. | Проводят физкультминутку по очереди (несколько упражнений показывает капитан первой команды, потом – второй и заканчивает третья команда). Судейская бригада проводит награждение. Команда победитель и награжденные лично получают «5» за урок. |
|
Домашнее задание. | 20 слайд |