Тип урока: интегрированный
Цель: развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом у учащихся через нестандартные формы урока, повышая интерес к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории, а так же к урокам физической культуры и дополнительным занятиям спортом.
Задачи:
- Активизировать спортивно-массовую, оздоровительную и учебную работу в лицее.
- Агитация и пропаганда физической культуры и спорта.
- Привлечение учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
- Выявление сильнейших спортсменов для комплектования сборной команды лицея.
- Научить ребят пользоваться дополнительными источниками по истории при подготовке индивидуальных заданий.
- Воспитывать чувства любви к истории страны и родного города
- Повысить интерес к предметам через интересные исторические факты.
Сроки и место проведение мероприятий:
Урок проводится среди юношей и девушек весной
– в марте (в зависимости от празднования
Масленицы по православному календарю и
благоприятной погоды);
Следует уделить внимание подготовке места для
игры. Перед проведением мероприятия следует
ознакомиться с местностью, обозначить границы
для игры, подготовить инвентарь и разметить
площадку. Часть конкурсов можно проводить как в
зале, так и на улице.
Подготовить материал для ведущих, как
знакомство с историей празднования Масленицы в
России, показать ее связь с Костромой.
Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут
Оснащение: футбольные и баскетбольные мячи, пластиковые кегли, шахматы, зеркало, цветные ленты, туристическое оснащение: палатка, ложка, полотенце, кружка, миска, цветные картонные монетки, нарезанные карточки с вопросами, компьютер и проектор, блины (приготовление в столовой), соломенное чучело – Масленица.
Методические приемы: слово преподавателей, игра-соревнование, театрализованное действие, творческие задания.
Основные понятия: народный праздник, Масленица, Кострома, Православный календарь, эрудиция, смекалка, сила воли, азарт.
План урока:
1. Организационный момент
2. Объяснение правил игры
3. Театрализованное действие, игра, творческие
задания
4. Конкурсы в зале на улице
5. Домашнее задание
6. Рефлексия
7. Подведение итогов и выставление оценок.
Литература:
1. С.П. Перевезенцев «Россия: Великая
судьба» М.; 2005 г.
2. М. Забылин «Русский народ: обычаи,
предания, обряды» М.; 2003 г.
3. Е.А. Грушко «Русские легенды и предания» М.;
2006 г.
Эпиграф:
Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша добрая забава –
Молодецкая зима!П. Вяземский
Цели урока:
- Раскрыть взаимосвязь Русской истории с развитием спорта
- Воспитывать любовь к здоровому образу жизни и культурному наследию нашей страны
- Научить уважать однокурсников в роли спортивных оппонентов.
ХОД УРОКА
1. Мотивационная беседа
– Сегодня мы проводим необычный урок
физкультуры и истории. Он посвящен встрече весны
– Масленице. У этого праздника богатая история. О
ней вы узнаете от наших Скоморохов.
Конкурс открывают ряженые скоморохи и ведущие,
назначенные из числа учащихся заранее. Они
зазывают гостей на праздник – используются
заранее приготовленные стихи, исторические
интересные факты о Масленице. Их слова
сопровождаются демонстрацией картин Масленицы
(необходимо наличие компьютера).
2. Объяснение правил игры
Спортивный конкурс проводится по станциям. На каждой станции находится судейская коллегия в количестве 1-2 человек – это могут быть преподаватели или мастера производственного обучения. Судьям выданы вопросы и задания, касающиеся праздника – участники выполняют их на время или полностью. За правильно выполненное задание участники получают цветные монетки – блины, их цвет зависит от правильности и качества выполненного задания. Участники должны пройти все станции – это отмечается в сопроводительном листе, собрать как можно больше монеток. После завершения конкурса все собираются у чучела Масленицы, начинается подсчет карточек и подведение итогов. Главный приз «Русские блины», их количество зависит от полученного командой числа монеток. Мероприятие завершается чаепитием всех участников.
Пояснение: вопросы и конкурсы, представленные в разработке составляются преподавателями истории и физкультуры, так же материалы по истории и конкурсы могут варьироваться (см. Приложение).
3. Игра
Действующие лица: двое ведущих (преподаватели или дети), скоморохи (двое учащихся). Их слова могут быть вставлены в ход конкурсов или как отдельное театрализованное действие.
1 Ведущий: Масленица – сырная неделя, предшествующая Великому посту. Название Масленица появилось не ранее XIV века. Множество народных обычаев, обрядов, игрищ связанных с Масленицей свидетельствуют о языческом происхождении праздника. Возможно масленичные блины и символ солнца и поминок по умершим. В Западной Европе масленицу называют карнавалом.
2 Ведущий: В России Масленица начинается после Вселенской субботы, в которую поминают усопших родственников. В церквях поминают изгнания Адама из рая, готовя верующих к Великому посту. Народ предается в это время забавам катания с гор на санях, пиршествам, а в старину даже кулачным боям. Во всю масленицу пекут блины, пряженцы, оладьи. В народном быту Масленица слывет честной, а по разгульности и раздолью широкой, т.к. русский человек в эти дни предается широкому разгулу. От этого происходят поговорки: «Не житье, а масленица», «Душа моя Масленица», «бумажное житье», «сахарные уста», «ты моя, перепёлочка», «сладкая твоя речь» и т.д.
Ведущий:
Собирайтесь гости дорогие!
Встретить масленицу годовую,
Нашу гостью дорогую.
Душа ль ты моя масленица!
Приезжай к нам в гости на широкий двор:
На горках покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться!
(Появляются скоморохи)
– Едет Масленица! Едет Масленица! (Выносят чучело Масленицы под музыку «Масленица» из репертуара группы «Иван Купала», скоморохи ему кланяются)
1 скоморох: Здравствуй, сударыня Масленица!
2 скоморох:
Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
1 скоморох:
Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Оба скомороха: Масленица весела, всех на горы увела!
Проводятся игры:
1) Конкурсы «На станциях»
2) «Счастливый случай»
3) «Заморочки из бочки»
4) «Ты – мне, я – тебе»
5) Музыкальная пауза
6) «Темная лошадка»
7) «Гонка за лидером»
8) Музыкальная пауза
4. Спортивные конкурсы
1) Конкурсы «На станциях»
«Русская метла»: выставить кегли в цепочку, пробежать верхом на метле и не сбить кегли. Инвентарь: самодельная метла, кегли или пластиковые бутылки.
«Метла на лбу»: попробовать, как можно дольше продержать метлу (можно заменить на пластиковую кеглю) на лбу.
«Снежный тир»: дарц устанавливается на специальных стойках, с расстояния 2 м. участник метает дротики и зарабатывает очки. Инвентарь: дарц – 2 шт., 6 дротиков.
«Дерево сластей»: на дереве на разной высоте подвешиваются сладости. Участники конкурса за установленное время проявив смекалку, должны их достать.
Станция «Эрудит – Ассорти»:
– Какой мячик прячется от игроков в лунке? (Гольф)
– Название какой игры происходит от греческого
слова «лента»?
– В какой русской игре строят, чтобы разрушить? (Городки)
– Название какой игры буквально переводится как
«Царь умер»? (Шахматы)
– В какой командной игре участники сидят верхом
на лошадях? (Поло)
– Известный советский футбольный вратарь. (Лев
Яшин)
– Какой вид спорта называют «Королевой спорта»? (Легкая
атлетика)
– О какой игре эти стихи – «Короли-то, короли –
воевать опять пошли! Только начали войну – тут же
съели по слону»? (Шахматы)
– В немецком языке слово «федер» означает
«перо», а слово «баль» – «мяч». Какую игру немцы
называют «федербаль»? (Бадминтон).
«Лепка снеговика»: на этой станции участники должны вылепить маленького снеговика за 1,5 мин. (при наличии снега)
«Свет мой зеркальце, скажи …»: надеть на голову платок, смотреть в зеркало и быстро, без эмоций и улыбок повторять «Свет мой зеркальце, скажи …»
«Боулинг»: пластиковые кегли устанавливаются на расстоянии 6 метров от участника. С трех попыток необходимо мячом попасть в кегли и сбить их. Инвентарь: баскетбольные мячи, 5 пластиковых кеглей.
«Русская горка»: за день до мероприятия, если позволяет погода, строим горку и заливаем водой, участник должен подняться на горку с пластиковым стаканчиком с водой и нерасплескав ее, скатиться в низ.
«Виртуоз»: жонглировать ногами футбольный мяч (количество раз); инвентарь – футбольный мяч
«Перетягивание каната»
«Петушиный бой»: инвентарь: 1 гимнастическая скакалка, 2 подушки;
Конкурс для девочек: жюри и болельщики пробуют заранее приготовленные спортсменами блины, те которые понравились, одобряют жестами.
2) Счастливый случай (программа конкурсов)
«Вопросы и ответы» – за 1 мин. задается 18-20 вопросов каждой команде:
1 вариант
– Назовите средства закаливания. (Солнце.
Воздух. Вода)
– Кому принадлежат слова «В человеке все должно
быть прекрасно…»? (А.П. Чехов)
– Перечислите способы прыжка в высоту. (Перешагивание,
перекидной, перекат, волна, фосбери-флоб)
– Назовите только женский гимнастический
снаряд. (Бревно)
– Какому спортсмену нежелательно иметь открытое
лицо? (Боксеру)
– В каких видах спорта необходима мишень? (Биатлон,
стрельба из лука, т.д.)
– Перечислите спортивные игры. (Футбол,
баскетбол, волейбол и т.д.)
– Назовите имя ученого, изобретателя теоремы,
победителя Олимпийских игр в кулачном бою (Пифагор)
– Какой спортсмен бежал как угорелый? (Пожарник)
– Как называется вид легкой атлетики, включающий
в себя несколько легкоатлетических видов? (Многоборье)
– Каким спортсменам принято желать попутного
ветра? (Яхтсменам)
– Как называют игрока в футбол, мечтающего о
безразмерных воротах? (Нападающий)
– Сколько игроков в команде по баскетболу,
волейболу, хоккею с шайбой, гандболу? (5, 6, 6, 7)
– Какой спортсмен занимается крючкотворством? (Рыболов)
– Какое самое высокое спортивное звание? (Олимпийский
чемпион)
– Какой город участвовал в конкурсе на
проведение очередной олимпиады? (Санкт-Петербург)
– Назовите фигуры в шахматах. (Пешка, конь,
ладья, ферзь, королева, слон, король)
– Какому спортсмену на соревнованиях приходится
вязать узлы? (Туристу)
– Что такое скейтбординг? (Катание на
роликовой доске)
– В каких видах кроме конного конь может
работать на двух ставках? (В шахматах и в
гимнастике)
– Какого спортсмена можно назвать кузнецом? (Метателя
молота)
3) Музыкальная пауза
4) «Темная лошадка» – 3-4 вопроса. В роли «темной лошадки» учитель физкультуры или преподаватель, задаются вопросы экспромтом.
5) «Гонка за лидером» – 20 минут каждой команде.
1 вариант:
– Как часто проводятся Олимпийские игры? (Через
4 года)
– Какое количество игроков в футбольной команде?
(10 полевых и один вратарь)
– Без чего судья не может выйти на поле? (Без
свистка)
– В какой игре пользуются самым легким мячом? (В
теннисе)
– Как называется строй, в котором строятся к
плечу плечо? (Шеренга)
– Как называется расстояние между стоящими в
шеренге? (Интервал)
– Неправильно взятый старт? (Фальстарт)
– Как называют вратаря? (Голкипер)
– Как называют бегуна на короткие дистанции? (Спринтер)
– Какой инвентарь необходим для игры в
бадминтон? (Ракетка, волан)
– Где проводились первые Олимпийские игры? (В
Греции)
– Что произносят спортсмены и судьи на
Олимпийских играх? (Клятву)
– Как называется бег на пересеченной местности? (Кросс)
– Какой удар применяют игроки в волейболе? (Нападающий)
– Какими могут быть современные Олимпийские
игры? (Зимние и летние)
– В каком виде спорта самый высокий старт? (В
парашютном)
– Чем награждаются победители современных
олимпийских игр? (Медалью и дипломом)
– Как называется борьба на руках? (Армрестлинг)
– Как называют судью в боксе? (Рефери)
– Как называют скоростной спуск на управляемых
санях? (Бобслей)
– Как называют человека лазающего по скалам? (Скалолаз)
– Упражнение в гимнастике, выполняемое на
опорном снаряде? (Прыжок)
6) Музыкальная пауза
1 ведущий: Масленичное пиршество можно разделить на три части
1) Встреча Масленицы – это понедельник,
2) Разгул или широкая Масленица – это четверг,
3) Прощанье – воскресенье. Богатые люди начинали
печь блины с понедельника, а бедные с четверга ли
с пятницы. Опару готовили из снега, взятого со
двора когда выйдет месяц и приговаривали: «Месяц,
ты месяц! Золотые рожки, выгляни в окошко, подуй
на опару!» считали что при этом блины получаются
белые и рыхлые. В разных областях выходили
готовить опару на реку или озеро, к колодцу до
появления первой звезды.
2 ведущий: На «заигрыши» – гулянья
собирались молодцы и девицы. Катались с гор на
санях. В богатых семьях горки устраивались прямо
во дворе.
Гостей встречали у ворот, у крыльца, в образной. В
Туле тещи пекут блины для зятевей на
твороге. В Нерехте девицы катались с гор отдельно
от мужчин. В четверг начинается гулянье по улицам
и кулачные бои. Народ играл на музыкальных
инструментах, катались на тройках. На тещины
вечерки зятья угощали тещь. На «золовкины
посиделки» молодая невеста приглашала гостей к
себе в гости.
После того, как были проведены конкурсы,
участники прошли все станции, все подходят к
чучелу Масленицы, где их ждут скоморохи, которые
будут развлекать веселыми играми, пока не
соберутся все участники соревнований.
1 скоморох:
К нам сюда! Собирайся народ!
Сегодня вас интересное ждет!
2 скоморох:
Игры, забавы, веселье и смех,
Праздника хватит у нас для всех!
– Предлагаем подвижную игру, например «Али-Баба». Участники делятся на 2 команды и выкрикивают: – Али-Баба! – О чем слуга? – Пятого-Десятого (счет с лева на права) нам сюда. Названные «номера» разбегаются и прорывают шеренгу противника. Затем вопрос повторяет другая шеренга. Можно предложить поучаствовать в каком-либо танцевальном номере – что бы участники не замерзли.
1 ведущий: На проводы масленицы сооружали прощальный поезд: сколачивали несколько саней, впереди сажали мужика-балагура, опытного в играх и забавах. Такой поезд ехал по улицам и вокруг его пели и плясали. Мальчишки, держа в руках ухваты, кричали: «Мы Масленицу прокатили!»
2 ведущий: Главную роль в празднике играют блины, которые пекут всю неделю, на их зовут гостей. Возможно до появления закваски для блинов, пекли обычные пресные лепешки. Блины символизируют древние хлеба. В книгах Священного Писания мы встречаем, что царь Давид раздавал по случаю празднества «при пренесении Кивота Завета по млину сковородному». В Германии тоже пекут оладьи и крендели. На площадях часто работали балаганы, карусели.
1 скоморох: А какая же Масленица без блинов, горячих да румяных! Подходите, гости дорогие! Ешьте да радуйтесь!
2 скоморох:
Правда вкусен наш блинец,
Аж не нужен холодец!
Угощенье праздничное,
Настроение радостное!
Вместе:
Уж ты, Масленица годовая,
Гостья наша дорогая,
Накормила нас блинами,
Угостила пирогами!
СПАСИБО!!!
5. Домашнее задание
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Мы предлагаем вам выполнить небольшое домашнее задание, разумеется на оценку по истории и физкультуре. Напишите нам небольшие сообщение (доклад, реферат, сочинение) о русских праздниках и связанных с ними видами спорта и обычаях. Самые интересные работы будут отмечены призами и разместятся на выставке работ лицея.
6. Рефлексия
Учитель: Уважаемые участники соревнований! Сейчас наши скоморохи выдадут вам вопросы, касающиеся проведенного урока. Понравился ли вам урок? Для нас это важно.
Вопросы:
– Что нового я узнал на уроке?
– Какие виды соревнований мне понравились, какие
вопросы показались сложными?
– Добросовестно ли я работал на уроке?
(Результаты смотри в Приложении)
1 ведущий: Название нашего города тоже связано с Масленицей. Кострома – это богиня весны у славян. Этой богине приносили жертвы, возможно, человеческие, которые затем были заменены сожжением соломенной куклы – ее дым поднимался к небу, чем вше, тем лучше для молитвы о плодородии. Масленице пели песни как хвалебные, так и погребальные. Поющим всегда подносили угощение. На прощание с Масленицей людям принято просить прощение друг у друга и даже приветствовали друг друга: «Прости меня, пожалуйста» – «Бог тебя простит!». По окончании Масленицы было принято мыться в бане.
2 ведущий: Игры и забавы это здорово, но что-то мы забыли? Правильно – надо проводить Масленицу – сжечь ее. Все участники соревнований встают в хоровод и под песню «Гори-гори ясно», поджигают Масленицу и водят хоровод.
1 скоморох: Вот и прощаемся мы с Масленицей! Прощай, Зимушка! Здравствуй, Весна-Красна!
2 скоморох: Прощай честная Масленица! Коль быть живым – увидимся, хоть год прождать, да ведать – знать, что Масленица придет опять. (текст можно произносить под музыку)
7. Подведение итогов
– А сейчас наши скоморохи посчитают блинчики – жетоны, полученные каждой командой. Исходя из их количества, мы определим победителя и выставим всем оценки за работу на уроке. БЛАГОДАРИМ ВСЕХ И КОЛЛЕГ И УЧАЩИХСЯ ЗА УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИИ И ПРИГЛАШАЕМ НА ЧАЕПИТИЕ С РУССИМИ БЛИНАМИ!!! (Все оценки должны быть хорошими, т.к. старались все участники)
В нашем Приложении
вы можете найти рецепты масленичных блинов XVIII –
XIX веков, варианты исторических материалов, а
также стихи о Масленице.
А в Презентации –
увидеть как весело и активно работали ребята
разных возрастов на уроке.
С 1 сентября 2011 года ПЛ № 15 получил статус
техникума.