Урок окружающего мира по теме "Природные зоны. Степи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Класс: 4.

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне степей;
  • ознакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром;
  • развивать умения работать с картой, дополнительной литературой, гербарием;
  • учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: карта природных зон, картина «Степь», презентация с изображением растений и животных степей, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, тетрадь «Окружающий мир».

Урок сопровождается презентацией Microsoft PowerPoint, что поможет преподнести материал интересно и повысит степень восприятия представляемой информации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети:

Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.

Учитель:

– Мы продолжим путешествие по природным зонам нашей страны. В ходе наших исследований мы познакомились с тремя зонами России. Назовите зоны в порядке их изучения.

– Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны – зоны Арктики? (Чтобы проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)

– А сейчас проверим свои знания по теме «Леса России». Поработаем с тестом.

II. Проверка домашнего задания:

Индивидуальная работа по тестам (фронтальная проверка)

  1. Природная зона лесов состоит из…
    а) пяти частей;
    б) трех частей;
    в) двух частей;
    г) одной части.

  2. Самую большую территорию занимают:
    а) смешанные леса;
    б) широколиственные леса;
    в) хвойные леса.

  3. Природные зоны России расположены так:
    а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
    б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
    в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

  4. В тайге растут:
    а) пихты, ели, лиственницы;
    б) дубы, сосны, ели;
    в) березы, липы, лиственницы.

  5. Экологические проблемы лесной зоны связаны:
    а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
    б) с неблагоприятными погодными условиями;
    в) с участившимися лесными пожарами.

III. Работа над новой темой.

Постановка учебных задач урока.

– Куда приведёт нас дорога ? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее этот кроссворд разгадать. (Слайд 3).

– Отгадай растения и животных зоны лесов.

  1. Фотография брусники.
    Кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. ( Брусника )

  2. Загадка:
    Вроде сосны, вроде ёлок,
    А зимою без иголок. ( Лиственница )

  3. Хозяин лесной
    Просыпается весной.
    А зимой под снежный вой
    Спит в избушке снеговой. ( Медведь ).

  4. Показ иллюстрации.
    В народе это дерево часто называют « сладким ». Во время цветения к нему летят пчёлы и мёд потом будет самый душистый. ( Липа ).

  5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. ( Ольха ).

Ключевое слово – СТЕПЬ.(Слайд4)

IV. Формулирование темы урока.

– Сформулируйте тему урока.

«Степь». (Слайд 5-7)

Учитель:

– Посмотрите на карту природных зон (работа проводится в парах) (Слайд 5)

– Где расположена зона степей?

– Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

– Как выглядит земная поверхность зоны?

– Почему про степь говорят: «Безбрежные просторы»?

(Проверка учащихся).

Учитель:

– Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты

перегноем.(Слайды 6, 7)

Там теплое продолжительное засушливое лето. Дуют горячие сухие ветры - суховеи. Они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. (Слайды 9-12)

– Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.

– А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.

– Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?

– (слайд – раст. степи) Разнообразен растительный мир степи: кустарники, травы, цветы, злаки. Степь-царство трав.В степи растут … (Слайды 13-26).

Облик степи меняется за год больше 10 раз из-за смены цветовых аспектов и изменчивости растительного покрова.

– Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.

(Слайды 27-52)

А знаете ли вы?

Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растительноядных животных.

Животный мир степи представляют грызуны, птицы, парнокопытные, пресмыкающиеся, насекомые.

Степь по праву можно назвать царством грызунов – вредителей полей. Миллионы таких зверьков, как большой суслик, степной сурок или байбак, степная пищуха населяют ее. Питание сурков составляют степные травы. В степи много лисиц, зайцев. Лисицы питаются грызунами, тем самым приносят пользу полеводству.

Птицы в степи менее заметны, чем млекопитающие. Как и везде в открытых местах, прежде всего обращает на себя внимание степной жаворонок. Степной орел устраивает свои гнезда на земле, курганах, буграх. Степной орел питается грызунами, особенно сусликами. Из крупных животных в степях водятся сайгаки.

В зоне степи, как и в любой другой зоне возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Слайд 53-61)

V. Работа по учебнику.

стр. 114-120. Вместе рассматривается рисунок на стр. 116-117, на котором показаны степные животные.

Учитель:

– Почему нет крупных животных?

– Где прячутся степные животные? (в траве, в земляных норах).

Учащиеся самостоятельно читают тексты по учебнику стр. 114-120. Прочитывается вывод на стр. 121.

Учитель:

– Почему необходимо сберегать степную зону?

VI. Закрепление изученного материала.

Работа по тетрадям стр. 36-38.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания: 1, 2, 5, 6:

– Записывают названия степных растений;

VII. Подведение итогов урока.

Почему степи почти везде распаханы?

– Какие экологические проблемы возникли в степи?

VIII. Домашнее задание.

Используемая литература:

  1. Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков.
  2. С.С. Бердоносов, Г.В. Лисичкин «Экологический букварь».
  3. А.А. Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба».