Класс: 4.
Цели:
- сформировать у учащихся представление о природной зоне степей;
- ознакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром;
- развивать умения работать с картой, дополнительной литературой, гербарием;
- учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование: карта природных зон, картина «Степь», презентация с изображением растений и животных степей, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, тетрадь «Окружающий мир».
Урок сопровождается презентацией Microsoft PowerPoint, что поможет преподнести материал интересно и повысит степень восприятия представляемой информации.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети:
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Учитель:
– Мы продолжим путешествие по природным зонам нашей страны. В ходе наших исследований мы познакомились с тремя зонами России. Назовите зоны в порядке их изучения.
– Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны – зоны Арктики? (Чтобы проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)
– А сейчас проверим свои знания по теме «Леса России». Поработаем с тестом.
II. Проверка домашнего задания:
Индивидуальная работа по тестам (фронтальная проверка)
-
Природная зона лесов состоит из…
а) пяти частей;
б) трех частей;
в) двух частей;
г) одной части. -
Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса;
б) широколиственные леса;
в) хвойные леса. -
Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов. -
В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы;
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы. -
Экологические проблемы лесной зоны связаны:
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.
III. Работа над новой темой.
Постановка учебных задач урока.
– Куда приведёт нас дорога ? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее этот кроссворд разгадать. (Слайд 3).
– Отгадай растения и животных зоны лесов.
-
Фотография брусники.
Кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. ( Брусника ) -
Загадка:
Вроде сосны, вроде ёлок,
А зимою без иголок. ( Лиственница ) -
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. ( Медведь ). -
Показ иллюстрации.
В народе это дерево часто называют « сладким ». Во время цветения к нему летят пчёлы и мёд потом будет самый душистый. ( Липа ). -
Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках. ( Ольха ).
Ключевое слово – СТЕПЬ.(Слайд4)
IV. Формулирование темы урока.
– Сформулируйте тему урока.
«Степь». (Слайд 5-7)
Учитель:
– Посмотрите на карту природных зон (работа проводится в парах) (Слайд 5)
– Где расположена зона степей?
– Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
– Как выглядит земная поверхность зоны?
– Почему про степь говорят: «Безбрежные просторы»?
(Проверка учащихся).
Учитель:
– Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты
перегноем.(Слайды 6, 7)
Там теплое продолжительное засушливое лето. Дуют горячие сухие ветры - суховеи. Они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. (Слайды 9-12)
– Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.
– А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.
– Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?
– (слайд – раст. степи) Разнообразен растительный мир степи: кустарники, травы, цветы, злаки. Степь-царство трав.В степи растут … (Слайды 13-26).
Облик степи меняется за год больше 10 раз из-за смены цветовых аспектов и изменчивости растительного покрова.
– Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.
(Слайды 27-52)
А знаете ли вы?
Что в степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растительноядных животных.
Животный мир степи представляют грызуны, птицы, парнокопытные, пресмыкающиеся, насекомые.
Степь по праву можно назвать царством грызунов – вредителей полей. Миллионы таких зверьков, как большой суслик, степной сурок или байбак, степная пищуха населяют ее. Питание сурков составляют степные травы. В степи много лисиц, зайцев. Лисицы питаются грызунами, тем самым приносят пользу полеводству.
Птицы в степи менее заметны, чем млекопитающие. Как и везде в открытых местах, прежде всего обращает на себя внимание степной жаворонок. Степной орел устраивает свои гнезда на земле, курганах, буграх. Степной орел питается грызунами, особенно сусликами. Из крупных животных в степях водятся сайгаки.
В зоне степи, как и в любой другой зоне возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Слайд 53-61)
V. Работа по учебнику.
стр. 114-120. Вместе рассматривается рисунок на стр. 116-117, на котором показаны степные животные.
Учитель:
– Почему нет крупных животных?
– Где прячутся степные животные? (в траве, в земляных норах).
Учащиеся самостоятельно читают тексты по учебнику стр. 114-120. Прочитывается вывод на стр. 121.
Учитель:
– Почему необходимо сберегать степную зону?
VI. Закрепление изученного материала.
Работа по тетрадям стр. 36-38.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания: 1, 2, 5, 6:
– Записывают названия степных растений;
VII. Подведение итогов урока.
– Почему степи почти везде распаханы?
– Какие экологические проблемы возникли в степи?
VIII. Домашнее задание.
Используемая литература:
- Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков.
- С.С. Бердоносов, Г.В. Лисичкин «Экологический букварь».
- А.А. Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба».