Цели:
- в игровой форме продолжить знакомить учащихся с печатной продукцией (детскими журналами);
- развивать внимание и творческие возможности детей с помощью игр со словами;
- развивать навыки коллективной работы;
- обогащать словарный запас;
- обобщить знания учащихся по предмету;
- развивать память, внимание, мышление;
- воспитывать и развивать интерес к чтению.
Оборудование:
- игровое поле из 9 квадратов;
- жетоны, на которых изображены крестик и нолик;
- названия конкурсов;
- игровое поле игры «Три обезьяны», кубик, фишки;
- призы для победителей конкурсов;
- выставка журналов.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Учащиеся вытягивают жетоны, на которых изображены крестик и нолик. Таким образом, все участники делятся на две команды. – Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы проводим информационно – развлекательную игру «Крестики-нолики». Число 9 является её символом. В игре 9 конкурсов. Тема игры: «Открываем богатства – журнального царства!». Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды. В игре побеждает та команда, чьих знаков окажется больше.
2. Постановка цели урока
– Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас.
А для кого они?
Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, стихи и загадки,
Но нет ничего интересней
Путешествия по журнальному царству,
Где тайны ребусов надо разгадать
И лишь тогда эрудитами стать.
3. Работа по теме урока. Проведение конкурсов
Конкурс №1 «Называй-ка»
Каждый игрок по очереди называет название журнала, чья команда не сможет продолжить называть журнал проигрывает, повторяться нельзя.
А почему?; АТЛАС; Автобус; Азбука техники; Акбузат; Апельсинка; Библиотеки; Байр; Баламут; Барвинок; Батискаф; Божья Коровка; Брайлинка; Букаши; В мире животных; Введенская сторона; Ведьма; Великие победы; Веселые животные; Веселые идейки; Веселые картинки; Веселые медвежата; Веселые уроки; Веселый затейник; Веселый колобок; Винни и его друзья; Внучок; Вовочка и компания; Вундеркинд; Вяселка; ГЕОлёнок; Галилео; Горизонты техники для детей; Девчонки и мальчишки; Школа ремесел; Детская Энциклопедия; Детская академия; Детская литература; Детская школьная академия; Детский литературный альманах; Детское чтение для сердца и разума; Доброе слово; Дружные ребята; Ералаш; Желтая гусеница; Жили-были; Журнал сказок; Журналы на иностранных языках; Загадки Ювентика; Звездочка; Земляничка и её друзья; Искорка; КАТАЛОГ; Как устроено тело человека; Карапуз; Картинки в паутинке; Классный журнал; Клёпа; Книговар; Книжки-нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки; Коллекция идей; Колобок; Колокольчик; Комиксы; Костер; Кукумбер; Лазурь; Лампадка; Ларец Клио; Левша; Лего-Самоделки; Лунтик; Мадагаскар; Маленькая компания; Маленький Зоомагазин; Маруся; Матрешка; Матушка; Маша и медведь; Минералы – Сокровища Земли; Мир Животных; Миша; Мишка-Топтыжка; Мишутка; Мишуткины сказки; Муравейник; Мурзилка; Настоящие насекомые и их знакомые; Настя и Никита; Научи меня мама; Неугомонные детки; Ну погоди!; Обзор; Ого Город; Оляпка; Открой мир с Волли; Панда Переплёт; Персей для детей; Пионер; Познай историю с Волли; Познайка (рус); ПониМашка; Почитай-ка; Приключения Скуби-Ду; Приключения Шрека; Простоквашино; Путевой журнал; Пятнашки; Развивалки; Раскрась-ка; Розовый слон; Рюкзак; Рюкзачишка; Рюкзачок; Веселый зоопарк; Мир компьютеров; Рюкзачок. Мир путешествий; СТАРЫЕ журналы; Сверчок; Свирель; Свирелька; Семейное чтение; Семья; Серебряная стрела; Сибирячок; Синдбад; Сказка на ночь; Сказки Златовласки; Сказочник; Смекалочка; Смешарики; Солнышко; Спортивный марафон; Страна знаний; Странник; Супергонки; Тачки; Твои весёлые друзья зверята; Творчество юных; Топ-Шлеп; Тошка и компания; Трамвай; Тропинка; Улица Сезам; Умняша; Ура каникулы!; Фенька; Филя; ХиП; Цветной мир; Человек без границ; Чиж и Ёж; Читаем – учимся – играем!; Читайка; Чудеса и Приключения детям; Чудеса и тайны планеты Земля; Шишкин лес; Шуша; Экран – детям; Электронные пампасы; Эскиз; Юла; Юная Галактика; Юные строители; Юный краевед; Юный натуралист; Юный путешественник; Юный техник; Юный художник; Юный эрудит; Я – дизайнер.
Конкурс №2 «Пропавшее слово»
В названии журнала исчезло последнее слово. Какое?
Задания для 1 команды:
Весёлые …(картинки)
Винни и его …(друзья)
Том и …(Джерри)
Кот и …(пёс)
Черепашки …(Ниндзя)
Юный ….(натуралист)
Приключения …(Шрека)
Задания для 2 команды:
Весёлый …(художник)
Маша и …(медведь)
В мире …(животных)
Человек – Паук и его … (друзья)
Книга …(джунглей)
Тошка и …(его друзья)
Микки …(Маус)
Конкурс №3 «Угадай-ка»
(Загадки из журнала «Трамвай»)
Задания для 1 команды:
– Чем кончается ВСЁ? (Буквой Ё)
– Что есть у слонов и больше ни у каких животных? (Слонята)
– Где находятся города без домов, реки без воды и
леса без деревьев? (На географической карте)
– Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не
догонишь его? (Время)
Задания для 2 команды:
– На пяти проводах, отдыхает стая птах. (Ноты)
– Таять может, да не лёд, не фонарь, а свет даёт? (Свеча)
– Накормишь – живёт, напоишь – умрёт. (Огонь)
– Зубов много, а ничего не ест? (Расчёска)
Конкурс №4 «У нас в гостях поэты»
(На карточках отрывки произведений, вы называете автора и название его произведения. Посоветуйтесь в группах и прочитайте выразительно).
Задания для 1 команды:
«…Я теперь уже не Петька,
Я теперь автомобиль,
А за Петькой бегал Васька
По дороге,
По панели,
Бегал Васька
По панели,
И кричал он:
– Ду-ду-ду!..»(«Игра» Д.Хармс)
«…Чиж накрывает,
Чиж созывает,
Чиж разливает,
Чиж раздаёт …»(«Весёлые чижи» Д.Хармс, С.Маршак)
«…Вот вышли две старушки,
Похлопали в ладошки,
Похлопали в ладошки,
Закладывали дрожки
И мчались по дорожке…»(«Лошадка» А.Введенский)
«…Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков,
Один пятак на кушак,
Другой пятак на колпак,
А третий пятак так…»(«Чудаки» Ю.Владимиров)
Задания для 2 команды:
«…Знаю очень хорошо:
Снег – зубной порошок,
Но особый, интересный,
Не земной, а небесный.
Зяблик больше не летает,
Как известно, оттого:
Крылья к туче примерзают,
Примерзают у него…»(«Учёный Петя» А.Введенский)
«…Раз увидел паука,
Страшно испугался,
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
«Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гуль-гуль-гуль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да буль-буль-буль!..»(«Весёлый старичок» Д.Хармс)
«…Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый пирог.
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости не идут…»(«Очень-очень вкусный пирог» Н.Гернет, Д.Хармс)
«…– А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились, точно птицы, –
Не как звери,
Не как рыбы,
Точно ястребы летать!..»(«Вы знаете?» Д.Хармс)
Конкурс №5 «Памятные узелки»
Найди и назови лишнего героя
Задания для 1 команды:
Шанти, Ранжан, Балу, Багира, Шер-Хан, Скуб-Ду,
Каа
Люмина, Санбёрст, Гли, Девид, Барби, Кен
Шрек, Папус, Мася, Бемби, Симка, Дим Димыч
Карандаш, Чиполлино, Дюймовочка, Незнайка,
Самоделкин, Буратино, Крош
Задания для 2 команды:
Шредер, Донателло, Фред, Сплинтер,
Леонардо, Микеланджело, Рафаэль
Лейла, Люмина, Техна, Блум, Флора, Стела,
Муза
Джамба, Стич, Нолик, Нани, Пликли, Лило
Кар-Карыч, Лосяша, Бараш, Пин, Совунья, Нюша, Ёжик, Папус
Конкурс №6 «Три обезьяны» (физминутка)
Хотите немного пообезьянничать?
Сыграйте в эту игру. В этой игре могут принять
участие несколько человек. Понадобится кубик и
фишки по числу игроков. Бросая по очереди кубик,
перемещаемся по игровому полю. Побеждает тот, кто
первым дойдёт до финиша. Кто остановился на
клетке с обезьянкой, должен воспроизвести её
движения (подсказка в центре игрового поля) и
продолжить делать это до своего следующего хода!
Удачи!
Конкурс №7 «Слова спрятались»
Обе команды составляют слова из слова ПРОСТОКВАШИНО. Можно использовать буквы в любом порядке, затем называть по очереди слова. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
Из-за печки словосклад
Буквоед достал и рад.
Если ручки подкрутить,
Части слова совместить,
То составишь много слов,
Ты попробовать готов?
Конкурс №8 «Расшифруй филворд»
В этом кроссворде все слова уже расставлены, задача – найти их в сетке, Слова могут ломаться в любом направлении, кроме диагонального, но не пересекаться.
Я | М | Ы | И | Г | Р | А | ||||
Ё | Ж | У | Р | З | И | Л | К | А | ||
С | Д | У | Ю | В | Л | А | Д | И | Х | А |
Т | Е | Р | В | В | Е | Д | Е | М | Ч | Р |
И | Т | Н | К | П | И | Л | Н | И | И | М |
Х | И | А | О | И | О | Е | С | Р | Ж | С |
Я | Л | Л | С | А | Т | К | О | В | ||
Ы | О | Б | О | К | И | Й |
- Название произведения Д.Хармса («Игра»)
- Ежемесячный журнал, который читали бабушки и дедушки («Ёж»)
- Журнал, герой которого плюшевый мишка в красном берете («Мурзилка»)
- Автор стихотворения «Чудаки» (Владимиров Ю.)
- Журнал название которого расшифровывается как – чрезвычайно интересный журнал («Чиж»)
- Кто автор стихотворения «Учёный Петя» (Введенский А.)
- Назовите одним словом: «Ёж», «Чиж», «Мурзилка», «Колобок». Это (журналы)
- В журналах Д.Хармс, А.Введенский, Ю.Владимиров печатали свои (стихи).
- Как называется журнал главный герой, которого колобок? («Колобок»)
- Любят взрослые и … (дети) все читать журналы эти.
- Назовите автора строк: «Жил на свете старичок маленького роста…» (Хармс Д.)
- В журналах «Чиж» и «Ёж» печатали свои произведения детские (писатели).
Конкурс №9 «Отвечай-ка»
Конкурс для капитанов команд. Прочитать пословицу (добавьте гласные).
Задание для капитана 1 команды:
ДРВ СМТР В ПЛДХ, ЧЛВК В ДЛХ (Дерево смотри в плодах, а человека в делах).
МЛ ШБТС, МЙ ППРВТС (Умел ошибиться, умей и поправиться).
Задание для капитана 2 команды:
В ПСТЙ БЧК ЗВН МНГ (В пустой бочке звону много).
М ПЛТ, КЛЧ Т Н ПТРН (Ума палата, а ключ от неё потерян).
Итог урока
– Понравилось ли вам играть со словами?
– Что запомнилось? – Что нового узнали?
(Награждение победителей конкурсов)
Вошли в волшебный мир журналов,
Где множество загадок, игр и сказок.
Выходят в свет они,
Уж очень много лет.
Их с удовольствием читают все.Перелистали мы страницы,
Звонок звенит, пора проститься.
На табло взгляните все –
Подведём итог игре.
До новых встреч друзья,
Закончена игра.
Домашнее задание: Придумать макет своего журнала, его рубрики и содержание. Представить на следующем уроке.
– Спасибо за урок! Приятно было с вами работать.