Клавиатура – инструмент писателя

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • познакомиться с устройством вывода информации – клавиатурой, назначением пяти групп клавиш, расширять кругозор;
  • развивать внимание, речь, память, наблюдательность, познавательную активность учащихся;
  • воспитывать у учащихся навык учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, интерес к предмету;
  • контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК.

Форма проведения: путешествие по сказке.

Оборудование: презентация, умки (приложение 1), изображение клавиатуры для каждого учащегося (приложение 2), Памятка «Назначение клавиш клавиатуры» (приложение 3), маска клавиатуры (приложение 4), таблички с названиями клавиш (приложение 5), медали (приложение 6), карточки с домашним заданием для каждого ученика (приложение 7), прямоугольники с буквами (приложение 8).

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

II. Мотивационный этап.

Учитель: 2-ю четверть наши друзья решили с вами прошагать дорогами сказок, а девизом выбрать слова из детской песенки (слайд 1): Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…

Ребята, вы любите сказки?

Ученики: ответы учащихся.

Учитель: А информатику?

Ученики: ответы учащихся.

Учитель: (слайд 2)

Информатика и сказки...
Ну и чудеса!
Только вы не удивляйтесь,
Но она везде нужна – Информатика.
Даже сказочным героям
Всем приходится учиться,
А мы в этой четверти
Будем с ними
Уму-разуму учиться.

Учитель: А сейчас под волшебную музыку (слайд 3) мы окажемся на сказочном Лукоморье, т.е. на берегу морского залива.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый.
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Ребята, а кто автор этих строк?

Ученики: Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель: А из какого произведения вам прочитали отрывок?

Ученики: Вступления из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".

Учитель: И сегодня у нас в гостях. … Как вы думаете кто?

Ученики: Кот ученый (слайд 4, появляется кот).

Учитель: Раз кот ученый, то выскажите свои предположения: какие задания он приготовил для вас?

Ученики: ответы учащихся.

Учитель: Вы абсолютно правы, эти задания для гимнастики вашего ума, чтобы вы думали, смекали, рассуждали.

Кот ученый в этой четверти предлагает собирать вам умки (учитель показывает умку). Кто насобирает пять умок, получит «5», так что старайтесь.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Посмотрите, что принес с собой Кот ученый (слайд 4)?

Ученики: Кот ученый принес портфель.

Учитель: В нем, наверное, задания для вас. Посмотрим?

Ученики: Да.

Учитель: (слайд 4, выскакивают из портфеля вопросы) Вспомните, для чего предназначен наш главный помощник на уроках информатики Персональный компьютер?

Ученики: Компьютер предназначен для работы с информацией.

Учитель: На какие два вида делятся устройства компьютера?

Ученики: Устройства компьютера бывают внутренними и внешними.

Учитель: Вспомним названия и назначения устройств компьютера, разгадав кроссворд (слайд 4).

Устройство для вывода информации на экран (слайд 5).

Ученики: Монитор.

Учитель: Устройство для ввода информации указательного типа.

Ученики: (слайд 6) Мышь.

Учитель: В компьютере его называют системный …

Ученики: (слайд 7) Блок.

Учитель: Устройство, предназначенное для хранения информации.

Ученики: (слайд 8) Память.

Учитель: Устройство для обработки информации.

Ученики: (слайд 9) Процессор.

IV. Объяснение нового материала.

1) Сообщение целей и темы урока

Учитель: Используя разноцветные клетки кроссворда, получите слово.

Ученики: Клавиатура.

Учитель: Для того чтобы успешно работать на компьютере необходимо хорошо знать клавиатуру: назначение отдельных клавиш и их комбинаций для выполнения различных задач. И целью нашего путешествия будет узнать, на какие группы делятся клавиши клавиатуры, их назначение. Получить первые навыки набора текста с помощью клавиатуры.

Запишем тему урока в тетрадь (слайд 10).

2) Клавиатура – устройство ввода информации

Учитель: Со времён персонального компьютера вплоть до настоящего времени внешний вид, и структура клавиатуры остались практически неизменными.

Клавиатура сначала имела 101 клавишу (слайд 11), а в 1995 году, привычные 101-клавишные устройства были заменены клавиатурами со 104/105 клавишами (слайд 12). Три новых клавиши были добавлены специально, чтобы реализовать новые возможности новой клавиатуры.

Еще ряд изменений был связан с необходимостью соответствия новых клавиатур современным требованиям медицины. Было замечено, что при интенсивной каждодневной работе со старыми плоскими клавиатурами у пользователя начинало развиваться профессиональное заболевание кистей рук. Поэтому сейчас появилось множество новых клавиатур самых причудливых форм (слайд 13): как бы “разломанных” надвое, изогнутых, снабженных подставками для кистей и т.д.

Последнее нововведение – клавиатура, не требующая шнура для подключения к системному блоку.

Но, независимо от того, как выглядят клавиатуры, устроены они по одному принципу.

(слайд 14) Основными элементами клавиатуры являются клавиши, на которых обозначены различные символы: буквы, цифры, знаки препинания, а так же специальные знаки (№, $ и др.) (записать в тетрадь).

Ученики: делают записи в тетради.

Учитель: (слайд 15) Все ее клавиши можно условно разделить на следующие группы:

  • Функциональные клавиши – за ними закреплены определенные операции.
  • Алфавитно-цифровые клавиши – предназначены для ввода информации
  • Клавиши управления курсором.
  • Специальные клавиши.
  • Дополнительная клавиатура.

Ученики: делают записи в тетради.

Учитель: (слайд 16) На каждой буквенной клавише размещено по 2 символа – русского и латинского алфавита (записать в тетрадь).

Ученики: делают записи в тетради.

Учитель: (слайд 17) Для набора текста можно использовать программу. Вы ее сможете узнать, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

Ученики: Это программа Блокнот.

Учитель: Запускается программа Блокнот через Главное меню Пуск – Программы – Стандартные – Блокнот.

V. Физкультминутка.

Учитель: А сейчас наш гость предлагает нам немного размяться, чтобы мы были такими же ловкими и гибкими, как он. А для этого надо встать…

Черный котик потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
И как будто бы пошел,
Головой он повертел
И за стол компьютерный
С тетрадкой и ручкой тихо сел.

VI. Практическая работа.

Учитель: Ребята, давайте покажем нашему уважаемому Коту, что мы умеем не только выполнять задания, сидя за партой, но и работать за компьютерами.

Выполним практическую работу, целью которой будет познакомиться с основными блоками клавиш, клавишами управления курсором и специальными клавишами.

Запустим программу Блокнот (слайд 17).

Ученики: запускают программу Блокнот.

Учитель: Посмотрим на клавиши расположенные в центральной части клавиатуры. Найдем среднюю буквенную строчку. Расположим руки, так как показано на рисунке (слайд 18). Правая рука отвечает за правую часть клавиатуры, ее пальцы лежат на клавишах ОЛДЖ, а левая рука отвечает за левую часть клавиатуры, ее пальцы лежат на клавишах ФЫВА. Большие пальцы лежат на клавише пробел.

Посмотрите на рисунок (слайд 19) какое положение должно быть у ваших пальцев рук, и посмотрите, так ли вы их расположили на клавишах клавиатуры.

В окне программы Блокнот (слайд 20) вы видите вертикально мигающую черту – это курсор. Он показывает место, где появится символ, набранный на клавиатуре.

Запишем в тетрадь (слайд 20): Курсор – вертикально мигающая черта на экране. Он показывает место, где появится символ, набранный на клавиатуре.

Ученики: делают записи в тетради.

Учитель: Напечатаем словосочетание Добрая сказка (слайд 21). Чтобы набрать заглавную букву надо одной рукой удерживать нажатой клавишу Shift, а другой буквенную клавишу.

Клавиша Пробел – отделяет одно слово от другого (слайд 22).

Ученики: печатают словосочетание.

Учитель: Нажмите на клавишу Home (слайд 23). Что произошло?

Ученики: Курсор перешел в начало строки.

Учитель: Теперь нажмите клавишу End (слайд 23). Куда переместился курсор?

Ученики: Курсор перешел в конец строки.

Учитель: Клавиши управления курсором (слайд 23) предназначены для перемещения курсора по тексту. При помощи клавиши управления курсором стрелка влево , переместитесь на начало слова «добрая».

Ученики: выполняют задание.

Учитель: Нажмите клавишу Delete (слайд 23) 2 раза. Что произошло?

Ученики: Удалились буквы «д» и «о».

Учитель: Клавиша Delete предназначена для удаления символов справа от курсора.

При помощи клавиши стрелка вправо , переместите курсор за букву «б».

Ученики: выполняют задание.

Учитель: Нажмите клавишу Backspace (слайд 23). Эта клавиша отображается как стрелка влево. Что произошло?

Ученики: Удалилась буква «б».

Учитель: Для чего предназначена клавиша Backspace?

Ученики: Клавиша Backspace предназначена для удаления символа слева от курсора.

Учитель: Прочтите, какое слово у нас осталось? Что оно обозначает?

Ученики: Осталось слово «рая», оно обозначает имя.

Учитель: С какой буквы должно писаться имя?

Ученики: Имена людей пишутся с заглавной буквы.

Учитель: Известными клавишами для удаления символов удалите букву “р”.

Ученики: выполняют задание.

Учитель: Нажмите клавишу Caps Lock (слайд 23). При нажатии на эту клавишу в правом верхнем углу клавиатуры загорится индикатор, соответствующий этой клавише.

Ученики: выполняют задание.

Учитель: Нажмите на клавиатуре клавишу с буквой «р». Какая буква напечаталась?

Ученики: Напечаталась заглавная буква «Р».

Учитель: Клавиша Caps Lock включает режим заглавных букв. Чтобы выйти из этого режима нужно еще раз нажать на клавишу Caps Lock.

Ученики: выполняют задание.

Учитель: При помощи одной из клавиш управления курсором подведите курсор к началу слова “сказка”.

Ученики: выполняют задание.

Учитель: Нажмите клавишу Enter (слайд 23). Что произошло?

Ученики: Слово «Сказка» перешло на новую строчку.

Учитель: Клавиша Enter переводит курсор на новую строку.

Перейдите на новую, пустую строчку.

Ученики: выполняют задание.

Учитель: Нажмите клавишу Num Lock, расположенную на дополнительной клавиатуре (слайд 23). Опять загорелся индикатор в правом верхнем углу, но теперь тот, который соответствует этой клавише.

Ученики: выполняют задание.

Учитель: Клавиша Num Lock – включает и выключает ввод цифр на дополнительной клавиатуре.

Наберите с дополнительной клавиатуры сегодняшнее число.

Ученики: выполняют задание.

Учитель: Перейдите на новую, пустую строчку.

Ученики: выполняют задание.

Учитель: Нажмите одновременно клавиши Ctrl и Shift или Alt и Shift (слайд 24). Язык написания должен поменяться на противоположный.

Ученики: выполняют задание.

Учитель: Напечатайте слово Dog (слайд 24), что в переводе на русский язык означает собака.

Ученики: выполняют задание.

VII. Закрепление.

Учитель: С практической работой вы все справились. Ученый кот предлагает вам задание. Он пригласил в гости … кого (слайд 25)?

Ученики: (отгадывают ребус) Клавиши.

Учитель: Клавиши хотят, чтоб вы их отгадали.

Ученик 1:

Коль клавиатуру знаешь,
Времени, чтоб напечатать текст
Не потеряешь!

Ученик:

Чтоб большую написать,
Надо нам …... нажать;
Чтоб малютку получить,
Надо …... отключить.

Ученики: Caps Lock.

Ученик:

И другой есть вариант.
Нужен здесь большой талант.
Букву мы большую пишем.
Точно делай то, что слышишь:
Держи, … не отпускай
И на букву нажимай!

Ученики: Shift.

Ученик 1:

Вы печатать научились,
Очень славно потрудились!
Знания надо закреплять –
Клавиатуру изучать!

Ученик:

Перейти на русский шрифт
Нам помогут и !

Ученики: Ctrl и Shift.

Ученик:

Написали предложение –
Ах, как сложно, ох, мучение!
Чуть оплошность допустили –
И ошибку получили.
Что же делать нам теперь?
Нам поможет только !
Справа курсор подведи
И нажми.
Вмиг исчезнет буква эта,
Словно затерялась где-то!

Ученики: Del.

Ученик:

У Del альтернатива есть.
Это клавиша !
Символ слева от курсора
Удаляет вместо сора!

Ученики: Backspace.

Ученик:

В конец строчки прыгнуть всем
поможет без проблем!

Ученики: End.

Ученик:

. в начало, чтоб попасть,
Надо срочно нажать!

Ученики: Номе.

Ученик:

На другую строчку, может,
перейти поможет?

Ученики: Enter.

Ученик:

Напечатать номерок
Можно с помощью …:
Индикатор загорелся –
смело нажимай.

Ученики: Num Lock, цифры.

Учитель:

Все умеем мы теперь!
В мир чудес открыта дверь!
Текст любой введем в компьютер,
Распечатаем его.
Коль учиться есть желание,
То не трудно ничего!

VIII. Подведение итога.

Учитель: Ребята, вам понравился урок (слайд 26)?

Ученики: ответы учеников.

Учитель: Какие задания, на ваш взгляд, были самые интересные у Ученого кота?

Ученики: ответы учеников.

Учитель: Какие задания показались самыми сложными?

Ученики: ответы учеников.

Учитель: Я думаю, что ученый кот сегодня вами очень доволен. Он восхищен вашим умом, сообразительностью и очень рад, что подрастают такие умные и смекалистые ученики. Самым активным учащимся урока, тем, кто набрал самое большое количество умок, ученый кот подготовил памятную медаль (слайд 26) с изображением самого себя, чтобы вы стали такими же мудрыми и учеными, как он.

IX. Домашнее задание.

(слайд 27)

1) Раскрась цветными карандашами основные группы клавиш и выучи их, используя Памятку:

  • функциональные клавиши – синим.
  • алфавитно-цифровые клавиши – желтым.
  • клавиши управления курсором – оранжевым.
  • специальные клавиши – красным.
  • клавиши дополнительной клавиатуры – зеленым.

2) Что получится из исходного слова после нажатия указанных клавиш?

3)*Стоит отметить, что на сегодняшний день Екатеринбург является одним из самых богатых причудливыми скульптурами городов. В столице Среднего Урала есть памятник компьютерной клавиатуре.

 Сделать сообщение.

Дополнительные материалы – Приложение 9.