Цели урока:
- познакомиться с устройством вывода информации – клавиатурой, назначением пяти групп клавиш, расширять кругозор;
- развивать внимание, речь, память, наблюдательность, познавательную активность учащихся;
- воспитывать у учащихся навык учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, интерес к предмету;
- контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК.
Форма проведения: путешествие по сказке.
Оборудование: презентация, умки (приложение 1), изображение клавиатуры для каждого учащегося (приложение 2), Памятка «Назначение клавиш клавиатуры» (приложение 3), маска клавиатуры (приложение 4), таблички с названиями клавиш (приложение 5), медали (приложение 6), карточки с домашним заданием для каждого ученика (приложение 7), прямоугольники с буквами (приложение 8).
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
II. Мотивационный этап.
Учитель: 2-ю четверть наши друзья решили с вами прошагать дорогами сказок, а девизом выбрать слова из детской песенки (слайд 1): Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…
Ребята, вы любите сказки?
Ученики: ответы учащихся.
Учитель: А информатику?
Ученики: ответы учащихся.
Учитель: (слайд 2)
Информатика и сказки...
Ну и чудеса!
Только вы не удивляйтесь,
Но она везде нужна – Информатика.
Даже сказочным героям
Всем приходится учиться,
А мы в этой четверти
Будем с ними
Уму-разуму учиться.
Учитель: А сейчас под волшебную музыку (слайд 3) мы окажемся на сказочном Лукоморье, т.е. на берегу морского залива.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый.
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Ребята, а кто автор этих строк?
Ученики: Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: А из какого произведения вам прочитали отрывок?
Ученики: Вступления из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила".
Учитель: И сегодня у нас в гостях. … Как вы думаете кто?
Ученики: Кот ученый (слайд 4, появляется кот).
Учитель: Раз кот ученый, то выскажите свои предположения: какие задания он приготовил для вас?
Ученики: ответы учащихся.
Учитель: Вы абсолютно правы, эти задания для гимнастики вашего ума, чтобы вы думали, смекали, рассуждали.
Кот ученый в этой четверти предлагает собирать вам умки (учитель показывает умку). Кто насобирает пять умок, получит «5», так что старайтесь.
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Посмотрите, что принес с собой Кот ученый (слайд 4)?
Ученики: Кот ученый принес портфель.
Учитель: В нем, наверное, задания для вас. Посмотрим?
Ученики: Да.
Учитель: (слайд 4, выскакивают из портфеля вопросы) Вспомните, для чего предназначен наш главный помощник на уроках информатики Персональный компьютер?
Ученики: Компьютер предназначен для работы с информацией.
Учитель: На какие два вида делятся устройства компьютера?
Ученики: Устройства компьютера бывают внутренними и внешними.
Учитель: Вспомним названия и назначения устройств компьютера, разгадав кроссворд (слайд 4).
Устройство для вывода информации на экран (слайд 5).
Ученики: Монитор.
Учитель: Устройство для ввода информации указательного типа.
Ученики: (слайд 6) Мышь.
Учитель: В компьютере его называют системный …
Ученики: (слайд 7) Блок.
Учитель: Устройство, предназначенное для хранения информации.
Ученики: (слайд 8) Память.
Учитель: Устройство для обработки информации.
Ученики: (слайд 9) Процессор.
IV. Объяснение нового материала.
1) Сообщение целей и темы урока
Учитель: Используя разноцветные клетки кроссворда, получите слово.
Ученики: Клавиатура.
Учитель: Для того чтобы успешно работать на компьютере необходимо хорошо знать клавиатуру: назначение отдельных клавиш и их комбинаций для выполнения различных задач. И целью нашего путешествия будет узнать, на какие группы делятся клавиши клавиатуры, их назначение. Получить первые навыки набора текста с помощью клавиатуры.
Запишем тему урока в тетрадь (слайд 10).
2) Клавиатура – устройство ввода информации
Учитель: Со времён персонального компьютера вплоть до настоящего времени внешний вид, и структура клавиатуры остались практически неизменными.
Клавиатура сначала имела 101 клавишу (слайд 11), а в 1995 году, привычные 101-клавишные устройства были заменены клавиатурами со 104/105 клавишами (слайд 12). Три новых клавиши были добавлены специально, чтобы реализовать новые возможности новой клавиатуры.
Еще ряд изменений был связан с необходимостью соответствия новых клавиатур современным требованиям медицины. Было замечено, что при интенсивной каждодневной работе со старыми плоскими клавиатурами у пользователя начинало развиваться профессиональное заболевание кистей рук. Поэтому сейчас появилось множество новых клавиатур самых причудливых форм (слайд 13): как бы “разломанных” надвое, изогнутых, снабженных подставками для кистей и т.д.
Последнее нововведение – клавиатура, не требующая шнура для подключения к системному блоку.
Но, независимо от того, как выглядят клавиатуры, устроены они по одному принципу.
(слайд 14) Основными элементами клавиатуры являются клавиши, на которых обозначены различные символы: буквы, цифры, знаки препинания, а так же специальные знаки (№, $ и др.) (записать в тетрадь).
Ученики: делают записи в тетради.
Учитель: (слайд 15) Все ее клавиши можно условно разделить на следующие группы:
- Функциональные клавиши – за ними закреплены определенные операции.
- Алфавитно-цифровые клавиши – предназначены для ввода информации
- Клавиши управления курсором.
- Специальные клавиши.
- Дополнительная клавиатура.
Ученики: делают записи в тетради.
Учитель: (слайд 16) На каждой буквенной клавише размещено по 2 символа – русского и латинского алфавита (записать в тетрадь).
Ученики: делают записи в тетради.
Учитель: (слайд 17) Для набора текста можно использовать программу. Вы ее сможете узнать, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
Ученики: Это программа Блокнот.
Учитель: Запускается программа Блокнот через Главное меню Пуск – Программы – Стандартные – Блокнот.
V. Физкультминутка.
Учитель: А сейчас наш гость предлагает нам немного размяться, чтобы мы были такими же ловкими и гибкими, как он. А для этого надо встать…
Черный котик потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
И как будто бы пошел,
Головой он повертел
И за стол компьютерный
С тетрадкой и ручкой тихо сел.
VI. Практическая работа.
Учитель: Ребята, давайте покажем нашему уважаемому Коту, что мы умеем не только выполнять задания, сидя за партой, но и работать за компьютерами.
Выполним практическую работу, целью которой будет познакомиться с основными блоками клавиш, клавишами управления курсором и специальными клавишами.
Запустим программу Блокнот (слайд 17).
Ученики: запускают программу Блокнот.
Учитель: Посмотрим на клавиши расположенные в центральной части клавиатуры. Найдем среднюю буквенную строчку. Расположим руки, так как показано на рисунке (слайд 18). Правая рука отвечает за правую часть клавиатуры, ее пальцы лежат на клавишах ОЛДЖ, а левая рука отвечает за левую часть клавиатуры, ее пальцы лежат на клавишах ФЫВА. Большие пальцы лежат на клавише пробел.
Посмотрите на рисунок (слайд 19) какое положение должно быть у ваших пальцев рук, и посмотрите, так ли вы их расположили на клавишах клавиатуры.
В окне программы Блокнот (слайд 20) вы видите вертикально мигающую черту – это курсор. Он показывает место, где появится символ, набранный на клавиатуре.
Запишем в тетрадь (слайд 20): Курсор – вертикально мигающая черта на экране. Он показывает место, где появится символ, набранный на клавиатуре.
Ученики: делают записи в тетради.
Учитель: Напечатаем словосочетание Добрая сказка (слайд 21). Чтобы набрать заглавную букву надо одной рукой удерживать нажатой клавишу Shift, а другой буквенную клавишу.
Клавиша Пробел – отделяет одно слово от другого (слайд 22).
Ученики: печатают словосочетание.
Учитель: Нажмите на клавишу Home (слайд 23). Что произошло?
Ученики: Курсор перешел в начало строки.
Учитель: Теперь нажмите клавишу End (слайд 23). Куда переместился курсор?
Ученики: Курсор перешел в конец строки.
Учитель: Клавиши управления курсором (слайд 23) предназначены для перемещения курсора по тексту. При помощи клавиши управления курсором стрелка влево , переместитесь на начало слова «добрая».
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Нажмите клавишу Delete (слайд 23) 2 раза. Что произошло?
Ученики: Удалились буквы «д» и «о».
Учитель: Клавиша Delete предназначена для удаления символов справа от курсора.
При помощи клавиши стрелка вправо , переместите курсор за букву «б».
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Нажмите клавишу Backspace (слайд 23). Эта клавиша отображается как стрелка влево. Что произошло?
Ученики: Удалилась буква «б».
Учитель: Для чего предназначена клавиша Backspace?
Ученики: Клавиша Backspace предназначена для удаления символа слева от курсора.
Учитель: Прочтите, какое слово у нас осталось? Что оно обозначает?
Ученики: Осталось слово «рая», оно обозначает имя.
Учитель: С какой буквы должно писаться имя?
Ученики: Имена людей пишутся с заглавной буквы.
Учитель: Известными клавишами для удаления символов удалите букву “р”.
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Нажмите клавишу Caps Lock (слайд 23). При нажатии на эту клавишу в правом верхнем углу клавиатуры загорится индикатор, соответствующий этой клавише.
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Нажмите на клавиатуре клавишу с буквой «р». Какая буква напечаталась?
Ученики: Напечаталась заглавная буква «Р».
Учитель: Клавиша Caps Lock включает режим заглавных букв. Чтобы выйти из этого режима нужно еще раз нажать на клавишу Caps Lock.
Ученики: выполняют задание.
Учитель: При помощи одной из клавиш управления курсором подведите курсор к началу слова “сказка”.
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Нажмите клавишу Enter (слайд 23). Что произошло?
Ученики: Слово «Сказка» перешло на новую строчку.
Учитель: Клавиша Enter переводит курсор на новую строку.
Перейдите на новую, пустую строчку.
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Нажмите клавишу Num Lock, расположенную на дополнительной клавиатуре (слайд 23). Опять загорелся индикатор в правом верхнем углу, но теперь тот, который соответствует этой клавише.
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Клавиша Num Lock – включает и выключает ввод цифр на дополнительной клавиатуре.
Наберите с дополнительной клавиатуры сегодняшнее число.
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Перейдите на новую, пустую строчку.
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Нажмите одновременно клавиши Ctrl и Shift или Alt и Shift (слайд 24). Язык написания должен поменяться на противоположный.
Ученики: выполняют задание.
Учитель: Напечатайте слово Dog (слайд 24), что в переводе на русский язык означает собака.
Ученики: выполняют задание.
VII. Закрепление.
Учитель: С практической работой вы все справились. Ученый кот предлагает вам задание. Он пригласил в гости … кого (слайд 25)?
Ученики: (отгадывают ребус) Клавиши.
Учитель: Клавиши хотят, чтоб вы их отгадали.
Ученик 1:
Коль клавиатуру знаешь,
Времени, чтоб напечатать текст
Не потеряешь!
Ученик:
Чтоб большую написать,
Надо нам …... нажать;
Чтоб малютку получить,
Надо …... отключить.
Ученики: Caps Lock.
Ученик:
И другой есть вариант.
Нужен здесь большой талант.
Букву мы большую пишем.
Точно делай то, что слышишь:
Держи, … не отпускай
И на букву нажимай!
Ученики: Shift.
Ученик 1:
Вы печатать научились,
Очень славно потрудились!
Знания надо закреплять –
Клавиатуру изучать!
Ученик:
Перейти на русский шрифт
Нам помогут … и …!
Ученики: Ctrl и Shift.
Ученик:
Написали предложение –
Ах, как сложно, ох, мучение!
Чуть оплошность допустили –
И ошибку получили.
Что же делать нам теперь?
Нам поможет только …!
Справа курсор подведи
И … нажми.
Вмиг исчезнет буква эта,
Словно затерялась где-то!
Ученики: Del.
Ученик:
У Del альтернатива есть.
Это клавиша …!
Символ слева от курсора
Удаляет вместо сора!
Ученики: Backspace.
Ученик:
В конец строчки прыгнуть всем
… поможет без проблем!
Ученики: End.
Ученик:
. в начало, чтоб попасть,
Надо срочно … нажать!
Ученики: Номе.
Ученик:
На другую строчку, может,
… перейти поможет?
Ученики: Enter.
Ученик:
Напечатать номерок
Можно с помощью …:
Индикатор загорелся –
смело … нажимай.
Ученики: Num Lock, цифры.
Учитель:
Все умеем мы теперь!
В мир чудес открыта дверь!
Текст любой введем в компьютер,
Распечатаем его.
Коль учиться есть желание,
То не трудно ничего!
VIII. Подведение итога.
Учитель: Ребята, вам понравился урок (слайд 26)?
Ученики: ответы учеников.
Учитель: Какие задания, на ваш взгляд, были самые интересные у Ученого кота?
Ученики: ответы учеников.
Учитель: Какие задания показались самыми сложными?
Ученики: ответы учеников.
Учитель: Я думаю, что ученый кот сегодня вами очень доволен. Он восхищен вашим умом, сообразительностью и очень рад, что подрастают такие умные и смекалистые ученики. Самым активным учащимся урока, тем, кто набрал самое большое количество умок, ученый кот подготовил памятную медаль (слайд 26) с изображением самого себя, чтобы вы стали такими же мудрыми и учеными, как он.
IX. Домашнее задание.
(слайд 27)
1) Раскрась цветными карандашами основные группы клавиш и выучи их, используя Памятку:
- функциональные клавиши – синим.
- алфавитно-цифровые клавиши – желтым.
- клавиши управления курсором – оранжевым.
- специальные клавиши – красным.
- клавиши дополнительной клавиатуры – зеленым.
2) Что получится из исходного слова после нажатия указанных клавиш?
3)*Стоит отметить, что на сегодняшний день Екатеринбург является одним из самых богатых причудливыми скульптурами городов. В столице Среднего Урала есть памятник компьютерной клавиатуре.
Сделать сообщение.
Дополнительные материалы – Приложение 9.