Цели:
- закрепить умения определять падежи имён существительных;
- познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
- проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- развивать память, мышление, внимание;
- воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
- воспитывать уважение к родному языку.
Оборудование: учебник русского языка Т.Г. Рамзаевой. Москва "Дрофа", 2008 год; рабочая тетрадь, карточки с заданиями для исследовательской работы; карточки с заданиями для самостоятельной работы, кроссвордом; компьютерное сопровождение урока (используется для выведения алгоритма на экране проектора и для проверки некоторых заданий).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
Готовность учащихся к уроку.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5"!
- Сегодня мы закрепим изученное на прошлом уроке и приступим к изучению новой темы "Мягкий знак на конце существительных после шипящих".
(Слайд № 1)
- На уроке нам понадобятся: рабочая тетрадь, учебник, карточки с заданиями.
II. Введение в урок.
- Мы изучаем большую тему "Имя существительное". Что узнали об этой части речи?
(Имя существительное отвечает на вопросы КТО? (одуш.) или ЧТО? (неодуш.);изменяется по числам: единственное и множественное; изменяется по падежам (склоняется); имена существительные бывают: мужского, женского и среднего рода.)
- Чем занимались на прошлом уроке?
(Учились определять падежи имён существительных.)
- Как определить падеж существительного?
(Чтобы определить падеж существительного, надо найти слово, с которым связано имя существительное, поставить от него вопрос.По вопросу (и по предлогу) определить падеж.)
III. Повторение и закрепление знаний и умений, полученных на прошлом уроке.
1. Проверка домашнего задания. Комментарий выполнения упражнения № 447.
- Как же определить падеж существительного?
2. Несколько учащихся работают индивидуально по карточкам.
(Дифференцированные задания.)
Группа А:
Задание: запиши слова, связывая их в словосочетания. Определи падеж имени существительного.
Читать (книга). Писать (ручка). Ловить (рыба). Календарь (погода).
Группа Б: из данных слов составь и запиши предложение в порядке схемы.
Подлежащее, когда?, сказуемое, в чём?
(палатки, жили, туристы, лето)
Группа В:
Задание: составь предложение по данной схеме.
Когда? (сущ., ед.ч., м.р.), на чём? (сущ., ед.ч., ж.р.), подлежащее (сущ., мн.ч.), сказуемое, что? (сущ., ед.ч., м.р.)
3. Коллективное выполнение задания (устно).
Слайд № 2.
- Определите падеж имён существительных по вопросу и предлогу.
Ходил (по чему?) по дорожке - : .
Телеграмма (от кого?) от друга - : .
Познакомился (с кем?) с мальчиком - : .
Написал (о чём?) о погоде - : .
- Как определим падеж существительного?
4. Запись числа в тетради.
5. Чистописание.
- Послушайте стихотворение
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На "отлично" напишу.
Актуализация знаний.
- Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?
(Шипящие согласные звуки.)
- Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.
([ч'] [щ'] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску))
- Охарактеризуйте эти звуки.
(Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).
- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте еще вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами (ча, ща, чу, щу, жи, ши).
На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.
Ученики записывают буквы и сочетания с данными буквами.
Слайд № 3.
- Прочитайте пословицы.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье - луч света, а неученье - тьма.
- Что общего в этих пословицах?
(Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).
Ученики объясняют смысл пословиц, орфограммы и записывают одну из них в тетради (по выбору).
IV. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
- А что это за буква "ь знак"?
- Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).
- Зачем же она тогда нужна в русском языке?
- Сейчас мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.
Задание 1.
- Давайте определим роль мягкого знака в словах: тьма, ученье.
Ученики объясняют написание слов, работу ь знака.
Слайд № 4.
тьма - ь - показатель мягкости согласного
ученье - ь - разделительный
Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:
- указывать на мягкость предыдущего согласного;
- предупреждать о появлении звука [й'] после согласного звука перед гласным.
Задание 2.
Записать слова, распределив их в 2 группы, в зависимости от работы ь знака.
Коньки, вьюга, пальто, воробьи, соловьи, лось.
(1 ученик работает на индивидуальной доске, с последующей проверкой).
1. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
- В какую группу вы запишите слово речь? Почему?
- Для чего в нем пишется ь знак?
Наблюдение над словом.
- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).
- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком?
- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).
- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
- Это какая-то новая работа ь знака. Давайте еще понаблюдаем за именами существительными с шипящим на конце.
V. Изучение нового материала.
Слайд № 5.
- Перед вами слова - синонимы.
- Что такое синонимы? (Близкие по значению слова.)
Тьма - ночь
Спокойствие - тишь
Ребята - молодежь
Поддержка - помощь
С данными словами проводится аналогичная работа.
Вывод:ь знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч'] [щ'] и без него мягкие, [ш] [ж] - как произносились твёрдо, так и произносятся твёрдо.
2. Постановка проблемы учащимися и ее фиксация с помощью знака вопроса.
Слайд № 6.
- Какая возникла проблема?
(Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется ь знак).
- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч)
- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?
- Давайте сформулируем цель нашего урока?
Слайд № 7.
(Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).
3. Открытие детьми нового знания.
Работа в группах.
- Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя инструкцию, обсудив проблему, выполните задание.
Алгоритм исследования:
- Прочитайте слово.
- Определите часть речи.
- Определите род имён существительных.
- Какие звуки слышатся на конце слова?
- Определите, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их в группы.
- Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
- Сделайте вывод. Сформулируйте правило.
- Сравните свой вывод с другими группами.
Слова на карточках:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мышь.
Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.
Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.
- Какова же работа ь знака в эти словах?(Грамматическая, он указывает на род).
Слайд № 8.
Есть ь знак после шипящего - ж. р.
Нет ь знака после шипящего - м. р.
4. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5. Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник?
6. Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями.
Слайд № 9.
Верный товарищ..?, любимая доч..?, полный неуч..?, мелкая дрож..?, разная чуш..?.
(Записать словосочетания, объяснить орфограмму.Дети объясняют, применяя алгоритм).
- Какие слова нам оказывают помощь в определении рода существительных?(Прилагательные).
VI. Закрепление изученного на уроке.
1. Практическая работа на карточках.
Индивидуальная работа.
Борщ:, ключ:, лещ:, мелоч:, луч:, дич:, лож:, глуш:, уж: .
Самопроверка + самооценка.
Слайд № 10.
Борщ, ключ, лещ, мелочь, луч, дичь, ложь, глушь, уж.
2. Тест (самостоятельная работа).
1. Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
б) 2 работы;
в) 1 работу.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
а) пишется между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова.
3. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
4. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется ь знак;
б) пишется ь знак.
5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
в) на падеж.
Взаимопроверка + взаимооценка.
Слайд № 11. (Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.)
3. Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).
Загадки.
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. (Нож).Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
- Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна. (Ночь. Звезды).
VII. Обобщение и систематизация знаний и умений.
- Какова была цель нашего урока?
(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)
- Узнали?
Слайд № 12.
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь.
Если род мужской у слова -
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач.
VIII. Задание на дом.
Дифференцированные задания.
- 1-й ряд - стр. 42 упр. № 455;
- 2-й ряд - стр. 41 упр. № 453;
- 3-й ряд - стр. 40 упр. № 450.
IX. Подведение итогов и результатов урока.
- Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Что понравилось?
Рефлексия.
- Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Прикрепите соответствующую звездочку к доске:
- Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - желтую.
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - розовую.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно - голубую.