Цель: показать особое значение и познакомить с историей и традициями празднования величайшего из двунадесятых праздников - Рождества Христова.
Задачи:
- познакомить с традициями празднования православного праздника;
- обогащать, активизировать культорологический словарь учащихся;
- расширять представление о православной культуре и святынях;
- формировать интерес школьников к православной культуре.
Основные термины и понятия: Рождество Христово. Вертеп. Вифлеемская звезда. Дары волхвов. Тропарь. Рождественский пост. Колядки. Христославы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник для 3 класса «Православная культура» авт. Шевченко Л.Л.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выставка открыток-поздравлений на тему «Рождественская елочка».
III. Сообщение темы и цели урока.
- Скажите, пожалуйста, какой сейчас год?
-Какое событие явилось началом нашего летосчисления?
-С каким праздником мы сегодня будем знакомиться?
-Что бы вам хотелось о нем узнать?
- На какие вопросы вам хотелось бы найти сегодня ответ?
-Действительно, сегодня мы будем знакомиться с величайшим христианским праздником - Рождеством Христовым. А кто может сказать, когда он отмечается?
IV. Повторение.
-Как звали Мать Иисуса Христа?
-Что мы знаем о ней?
- Расскажите про Благовещение.
-Кто такой Иосиф?
V. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
-Люди давно ожидали Спасителя. Пророки предсказывали, что он родится в Вифлееме, но Дева Мария с Иосифом жили в Назарете, а Назарет от Вифлеема был далеко. Как же сбылось пророчество?
Учитель зачитывает отрывки из Библии. По ходу чтения детям задаются вопросы:
-Как вы думаете, что такое перепись, зачем она была нужна?
-Кто знает, что такое ясли?
2. Работа по учебнику.
Комментированное чтение текста «Рождество Христово» (учебник с.11)
-Как вы думаете, что сказал ангел пастухам? (Слайд 2)
-Как вы понимаете слово «благоволение»?
-Пастухи пришли в пещеру и поклонились Младенцу. (Слайд 3)
3. Беседа.
Учитель зачитывает отрывки из Библии. (Слайд 4) (Слайд 5)
- Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисусу?
-А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец?
Учитель зачитывает отрывки из Библии. (Слайд 6)
-Вот так произошло Рождество Христово. А теперь скажите, кто были земными родителями Христа?
-А кто на самом деле был Отцом Младенца?
4. Физкультминутка
5. Продолжение объяснения нового материала.
-Сейчас вы услыщите тропарь праздника. Кто знает, что такое тропарь?
(Слайд 7)
-Кто такие «поклонявшиеся звездам»?
-Как вы думаете, кого в тропаре называют Солнцем правды и Востоком?
-Почему? Что бывает на востоке?
6. Знакомство с иконами праздника
-Отгадайте загадку: «Спиной к стене, а лицом к избе». Что это?
-Как догадались?
-Как вы думаете, о какой иконе мы будем говорить?
-Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника. Вот и на Рождество Христово в православных храмах можно увидеть иконы, на которых изображено это великое событие. Иконописцы разных времен рассказывали о явлении в мир Христа Спасителя по-разному, но все они передают радость.
Просмотр слайдов (Слайд 8) (Слайд 9) (Слайд 10)(слайд 11)
- Уже давно существует обычай поздравлять друг друга с этим праздником. (Слайд 12)
- Есть и благочестивый обычай - для того, чтобы достойно встретить Рождество, надо поститься. Что такое пост?
- У русского народа существовал обычай: по вечерам в святые дни люди ходили колядовать, то есть славить Христа. Этих людей называли христославами. Народные песни про Рождество Христово, которые они пели, называют колядками. (Слайд 13)
-Послушайте колядку и скажите, о каких событиях в ней говорится.
Читает подготовленный ученик:
Пастыри в пещеру
Первые пришли
И Младенца Бога
С Матерью нашли.
Стояли, молились,
Христу поклонились.
Днесь Христово Рождество.
VI. Закрепление изученного.
-Вы сегодня хорощо поработали. Проверим, как вы усвоили знания о празднике
-Где произошло Рождество Христово? (Слайд 14)
-Отгадайте кроссворд. (Слайд 15)
-Отгадайте рождественские загадки. (Слайд 16)
Чтение вслух стихотворение о Рождестве (Слайд 17)
VII. Подведение итогов урока.
-О каком празднике мы сегодня говорили? (Слайд 18)
-Что нового вы узнали на уроке?
-Получили ли ответы на вопросы, которые интересовали вас в самом начале урока?
VIII. Домашнее задание.
На выбор:
-Расспросить близких, не знают ли они каких-нибудь рождественских колядок.
-Найти и разучить стихи, посвященные Рождеству.
-Нарисовать, как праздновали Рождество у нас на Руси раньше или как мы празднуем Рождество сейчас.
-Изготовить своими руками подарки, которые бы вы хотели подарить Младенцу Христу.
Список литературы
- Библия в рассказах для детей. Российское библейское общество. М., 2006
- Иванова С.Ф. Введение во храм Слова. Отчий дом. М..2006.
- Шевченко Л. Л. Учебник «Православная культура» 2-й год обучения, книга вторая. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. М., 2007.
- Я иду на урок в начальную щколу: Основы православной культуры: Книга для учителя. Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. М., 2006.