Основы православной культуры в 3-м классе. Тема урока: "Рождество Христово"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: показать особое значение и познакомить с историей и традициями празднования величайшего из двунадесятых праздников - Рождества Христова.

Задачи:

  • познакомить с традициями празднования православного праздника;
  • обогащать, активизировать культорологический словарь учащихся;
  • расширять представление о православной культуре и святынях;
  • формировать интерес школьников к православной культуре.

Основные термины и понятия: Рождество Христово. Вертеп. Вифлеемская звезда. Дары волхвов. Тропарь. Рождественский пост. Колядки. Христославы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник для 3 класса «Православная культура» авт. Шевченко Л.Л.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка открыток-поздравлений на тему «Рождественская елочка».

III. Сообщение темы и цели урока.

- Скажите, пожалуйста, какой сейчас год?

-Какое событие явилось началом нашего летосчисления?

-С каким праздником мы сегодня будем знакомиться?

-Что бы вам хотелось о нем узнать?

- На какие вопросы вам хотелось бы найти сегодня ответ?

-Действительно, сегодня мы будем знакомиться с величайшим христианским праздником - Рождеством Христовым. А кто может сказать, когда он отмечается?

IV. Повторение.

-Как звали Мать Иисуса Христа?

-Что мы знаем о ней?

- Расскажите про Благовещение.

-Кто такой Иосиф?

V. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

-Люди давно ожидали Спасителя. Пророки предсказывали, что он родится в Вифлееме, но Дева Мария с Иосифом жили в Назарете, а Назарет от Вифлеема был далеко. Как же сбылось пророчество?

Учитель зачитывает отрывки из Библии. По ходу чтения детям задаются вопросы:

-Как вы думаете, что такое перепись, зачем она была нужна?

-Кто знает, что такое ясли?

2. Работа по учебнику.

Комментированное чтение текста «Рождество Христово» (учебник с.11)

-Как вы думаете, что сказал ангел пастухам? (Слайд 2)

-Как вы понимаете слово «благоволение»?

-Пастухи пришли в пещеру и поклонились Младенцу. (Слайд 3)

3. Беседа.

Учитель зачитывает отрывки из Библии. (Слайд 4) (Слайд 5)

- Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисусу?

-А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец?

Учитель зачитывает отрывки из Библии. (Слайд 6)

-Вот так произошло Рождество Христово. А теперь скажите, кто были земными родителями Христа?

-А кто на самом деле был Отцом Младенца?

4. Физкультминутка

5. Продолжение объяснения нового материала.

-Сейчас вы услыщите тропарь праздника. Кто знает, что такое тропарь?

(Слайд 7)

-Кто такие «поклонявшиеся звездам»?

-Как вы думаете, кого в тропаре называют Солнцем правды и Востоком?

-Почему? Что бывает на востоке?

6. Знакомство с иконами праздника

-Отгадайте загадку: «Спиной к стене, а лицом к избе». Что это?

-Как догадались?

-Как вы думаете, о какой иконе мы будем говорить?

-Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника. Вот и на Рождество Христово в православных храмах можно увидеть иконы, на которых изображено это великое событие. Иконописцы разных времен рассказывали о явлении в мир Христа Спасителя по-разному, но все они передают радость.

Просмотр слайдов (Слайд 8) (Слайд 9) (Слайд 10)(слайд 11)

- Уже давно существует обычай поздравлять друг друга с этим праздником. (Слайд 12)

- Есть и благочестивый обычай - для того, чтобы достойно встретить Рождество, надо поститься. Что такое пост?

- У русского народа существовал обычай: по вечерам в святые дни люди ходили колядовать, то есть славить Христа. Этих людей называли христославами. Народные песни про Рождество Христово, которые они пели, называют колядками. (Слайд 13)

-Послушайте колядку и скажите, о каких событиях в ней говорится.

Читает подготовленный ученик:

Пастыри в пещеру
Первые пришли
И Младенца Бога
С Матерью нашли.
Стояли, молились,
Христу поклонились.
Днесь Христово Рождество.

VI. Закрепление изученного.

-Вы сегодня хорощо поработали. Проверим, как вы усвоили знания о празднике

-Где произошло Рождество Христово? (Слайд 14)

-Отгадайте кроссворд. (Слайд 15)

-Отгадайте рождественские загадки. (Слайд 16)

Чтение вслух стихотворение о Рождестве (Слайд 17)

VII. Подведение итогов урока.

-О каком празднике мы сегодня говорили? (Слайд 18)

-Что нового вы узнали на уроке?

-Получили ли ответы на вопросы, которые интересовали вас в самом начале урока?

VIII. Домашнее задание.

На выбор:

-Расспросить близких, не знают ли они каких-нибудь рождественских колядок.

-Найти и разучить стихи, посвященные Рождеству.

-Нарисовать, как праздновали Рождество у нас на Руси раньше или как мы празднуем Рождество сейчас.

-Изготовить своими руками подарки, которые бы вы хотели подарить Младенцу Христу.

Список литературы

  1. Библия в рассказах для детей. Российское библейское общество. М., 2006
  2. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова. Отчий дом. М..2006.
  3. Шевченко Л. Л. Учебник «Православная культура» 2-й год обучения, книга вторая. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. М., 2007.
  4. Я иду на урок в начальную щколу: Основы православной культуры: Книга для учителя. Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. М., 2006.