Открытый урок по русскому языку. Тема: "Сложносокращенные слова"

Разделы: Русский язык


Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Цели:

  • повторить теоретический материал;
  • воспитывать умение грамотно использовать аббревиатуры в устной и письменной речи;
  • развивать у учащихся способность быстро и грамотно определять род и форму числа сложносокращенного слова.

Материалы и оборудование: учебник,  карточки, орфографические и толковые словари, электронное приложение к учебнику.

Предварительная подготовка: учащимся необходимо повторить теоретический материал, а также выполнить несколько упражнений на отработку данной темы, подготовить небольшие сообщения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка знаний учащихся

– Наша мудрая сова летала в лес посмотреть все ли в порядке в ее доме и принесла нам вот такое предложение: Далеко в лесу огромном, возле синих рек, жил с детьми в избушке темной бедный дровосек. – Что хочет нам напомнить сова?
– Сова напоминает тему, которую мы изучаем. Эта тема звучит так: образование сложных слов.
– Найдите сложное слово (Дровосек).
– Как оно образовано? (Сложением с помощью соединительной гласной О).
– Какие еще есть соединительные гласные? (Е, И). 
– Распределите слова  в 3 столбика в зависимости от соединительной гласной.
Землеройка, знаменосец, утконос, овощевод, мухоловка, пятилетка, землетрясение, пчеловод, звездопад, пешеход, семидневка, треугольник, шестиклассник.
– Поиграем: образуем новое слово.
– От слова пригорок возьмем приставку, от ставленник –  корень, от корзинки – суффикс, от умывалась – окончание. Какое слово получилось? (Приставка).
– Какое отношение имеет это слово к изучаемой теме? (Слова образуются приставочным способом).
– А еще с  помощью  какой морфемы образуются слова?  (Суффикс).  
– Приведите примеры.
– Работа с электронным приложением к учебнику (п.12). 

3. Изучение нового материала

– Как вы понимаете: сложносокращенные слова?
– Для русского языка характерны сложносокращенные слова или аббревиатуры. Данные слова образуются с помощью особого типа словообразования или аббревиации. Определите способы сокращения слов: профком, РФ, избирком, ТЮЗ, завуч, ОРТ, вуз, МХАТ. 

1. Сложение начальных частей слова (профком, избирком, завуч).
2. Сложение названий начальных букв (РФ, ОРТ).
3. Сложение начальных звуков (вуз, ТЮЗ, МХАТ).

Упражнение 1.

Спишите, подчеркните сложносокращенные слова.  

Совхоз, перестройка, аргумент, абажур, МХАТ, универмаг, привычка, приготовление, завуч, телеграмма, завхоз, самбо, ТВ-студия.

– Наша мудрая сова попросила Морозову Алену сходить в лесную библиотеку и узнать, когда  и для чего появились первые сокращения слов? 
– Индивидуальное сообщение-рассказ. 
– Зачем сокращали слова? (для экономии места и времени).

Физкультминутка

 Упражнение 2.

Попробуйте прочитать и перевести старославянский текст. 

Мънога же лЕ дароуи бъ сътяжавшоумоу Е улие ее на оуЕшение мъногамъ дшам крестианьскамъ. Дан емоу ть бъ блние стыхъ еванглисть иоана мафеа лоукы Мар и стых праоць Авраама и Исака и Иакова самомоу емоу и подружию его и чадам ею и поддрожнемь чадъ ею. Съдравствоуите же мънога ле. Аминь. (Остромирово Евангелие).

– Найдите слова, подвергшиеся сокращению. (Бог, Господь, святой, лет).
– Как видим, помимо сокращений этих слов, в старославянском языке  допускалось и сокращение собственных имен.  В современном русском языке основная функция сложносокращенных слов осталась прежней – экономия места и времени. Гораздо быстрее и проще написать короткое трехбуквенное сообщение, чем выписывать длинное определение или название. Однако при использовании сокращений есть свои тонкости. Это определение рода сложносокращенного слова.

Работа с электронным приложением к учебнику (п.12, задание, упр. 4). 

Упражнение 3.

Дать расшифровку аббревиатуры и определить род.

ГАИ, ООО, ТЮЗ, ГЭС, МГИМО, ЦРУ, ФБР, ФСБ, ООН, МИД, ЦИК, КБ, НИИ, США, КНР, ОМОН, вуз.

Упражнение 4.

Распределите слова в три группы по способу сокращения:  универмаг, канцтовары,  химчистка, Сбербанк, детсад, НИИ,  ТЮЗ, ДК, КП.

4. Подведение итогов

– Что повторили на уроке? (Способы образования слов).
– Что узнали нового о сложносокращенных словах? (Как они  образуются, как определять род).  
– С каким новым термином познакомились? (Аббревиатура, с латинского: от, сокращаю).

5. Домашнее задание

Составьте и запишите предложения со сложносокращенными существительными, правильно согласуя их. (Упражнение 136).

6. Выставление оценок