Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание парных согласных на концах слов"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • формировать умения обнаруживать орфограммы при письме;
  • научить подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемой орфограммы;
  • обогащать словарный запас обучающихся;
  • прививать интерес к предмету;
  • развивать навыки самоконтроля.

ХОД УРОКА

1. Введение в тему урока

На доске буквы: Г Д В З Ж Б.

– Чем похожи эти буквы? (Эти буквы обозначают парные звонкие согласные звуки)
– Припишите  к ним буквы, обозначающие глухие согласные.
(1 ученик у доски)
– Что можете сказать о парных звонких – глухих согласных? (Они могут вызывать сомнения при написании в конце слов)
– Как не ошибиться в написании таких слов? (Подобрать проверочное слово)
– Определите тему нашего урока. (Правописание парных согласных в конце слов)
– Чему мы должны научиться на уроке? (Правильно писать слова с парными согласными в конце слов).

2. Словарная работа

– В словаре найти 3 слова с парной согласной на конце, подчеркнуть орфограмму, рядом написать проверочное слово.

(2 ученика на индивидуальных досках. Взаимопроверка.)

Город – города, мороз – морозы, тетрадь – тетради, морковь – моркови.

– Как проверить парную согласную в конце слова? (Надо слово изменить так, чтобы после согласной стоял гласный)
– Как можно слово изменить? (Поставить во множественное число, изменить по вопросу нет чего?)

3. Отгадайте загадки, напишите отгадки

  1. За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся.
  2. Мягкие лапки, а на лапках царапки.
  3. В иголках бугорок мышку уволок.
  4. Тучка по небу гуляла, тучка бусы растеряла.
    Скачут бусы по дорожке, как хрустальные горошки.
  5. Землю пробуравил, корешок оставил.
    Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

(След, кот,  ёж, град, гриб)

– Написать слова вместе с проверочным словом, подчеркнуть орфограмму.

Следы – след,
коты – кот, и т. д. 

(Слова-отгадки записываются самостоятельно с последующей самопроверкой. 2 человека работают у доски  с обратной стороны)

– Чем похожи  слова – отгадки? (Во всех словах 1 слог,  все эти  слова – имена существительные, мужского рода, единственного числа, при произнесении слышатся на конце глухие парные согласные звуки.)

– Какое слово из записанных  лишнее? Почему? (Лишнее слово «кот», потому что у него на конце  пишется буква, обозначающая парный  глухой согласный, а в остальных словах буквы, обозначающие  парные звонкие согласные.)

4. Обобщение

– Как проверить парные согласные в конце слова? (Чтобы проверить парные согласные в конце слова, надо слово изменить так, чтобы после согласного стоял гласный или непарный звонкий)
– Как можно слово изменить? (Поставить во множественное число, подставить слова нет чего?, много чего?)

5. Физминутка

6. Беседа о зимующих птицах «Кто как зимует»

На доске предложение:

Куропатки на ночлег
В  голубой  нырнули снег.

– Списать  предложение, подчеркнуть все опасные места.

Куропатки на ночлег
В  голубой  нырнули снег.

– Написание каких слов  можете объяснить?

(Без) ночлега – ночлег – слышится глухой согласный [к],букву надо писать г,проверяем – нет ночлега, перед гласным слышится звук [г],
снега – снег.

– Каким правилом необходимо пользоваться при написании парных согласных в конце слов? (Чтобы правильно написать букву согласного звука на конце слова, надо подобрать проверочное слово. Для этого нужно слово изменить  так, чтобы после согласного стоял гласный или непарные звонкие согласные  и звуки [в], [в'].)

– Подчеркнуть в предложении  основу.

7. Работа в группах

Игра «Цепочка слов»

Каждое слово должно начинаться с буквы, на которую оканчивается предыдущее, а заканчиваться парной звонкой или глухой согласной , которую нужно проверить.

Холод – … (дед – дог – газ – зуб – брод – …)
Автобус –  ... (след – друг – год – дрозд – ..)
Мороз – … ( зуб – багаж – жук – куб..)

Выигрывает та команда, которая придумала больше слов.

– Как нужно действовать, если встретились слова с парными согласными на конце слов?

Игра «Спустись по лесенке»

Каждому ряду даётся столбик слов. Вставить буквы и объяснить их написание.

лё..                     во..                          го..
сне..                   гри..                        гру..
моро..                заво..                      горо..

Проверка: выходят по 1 человеку от каждого ряда, вставляют букву  и объясняют её  написание). Повторение правила.

8. Домашнее задание

По выбору:

  • Подобрать 5 слов с парной согласной  на конце по теме «Зима» и написать проверочные слова.
  • Написать рассказ по теме «Зима», чтобы в нём были слова с парной согласной на конце и подчеркнуть орфограмму.

9. Подведение итогов

– Чему учились на уроке?
– Как правильно писать парные согласные на конце слов?

10. Рефлексия (на карточках)

  • Могу сам…
  • Нужна помощь…
  • Испытываю затруднения…
  • Могу сам и помогу другим…