Задачи:
- формировать умения обнаруживать орфограммы при письме;
- научить подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемой орфограммы;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- прививать интерес к предмету;
- развивать навыки самоконтроля.
ХОД УРОКА
1. Введение в тему урока
На доске буквы: Г Д В З Ж Б.
– Чем похожи эти буквы? (Эти буквы
обозначают парные звонкие согласные звуки)
– Припишите к ним буквы, обозначающие глухие
согласные.
(1 ученик у доски)
– Что можете сказать о парных звонких – глухих
согласных? (Они могут вызывать сомнения при
написании в конце слов)
– Как не ошибиться в написании таких слов? (Подобрать
проверочное слово)
– Определите тему нашего урока. (Правописание
парных согласных в конце слов)
– Чему мы должны научиться на уроке? (Правильно
писать слова с парными согласными в конце слов).
2. Словарная работа
– В словаре найти 3 слова с парной согласной на конце, подчеркнуть орфограмму, рядом написать проверочное слово.
(2 ученика на индивидуальных досках. Взаимопроверка.)
Город – города, мороз – морозы, тетрадь – тетради, морковь – моркови.
– Как проверить парную согласную в
конце слова? (Надо слово изменить так, чтобы
после согласной стоял гласный)
– Как можно слово изменить? (Поставить во
множественное число, изменить по вопросу нет
чего?)
3. Отгадайте загадки, напишите отгадки
- За тобою он плетётся, хоть на месте остаётся.
- Мягкие лапки, а на лапках царапки.
- В иголках бугорок мышку уволок.
- Тучка по небу гуляла, тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке, как хрустальные горошки. - Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.
(След, кот, ёж, град, гриб)
– Написать слова вместе с проверочным словом, подчеркнуть орфограмму.
Следы – след,
коты – кот, и т. д.
(Слова-отгадки записываются самостоятельно с последующей самопроверкой. 2 человека работают у доски с обратной стороны)
– Чем похожи слова – отгадки? (Во всех словах 1 слог, все эти слова – имена существительные, мужского рода, единственного числа, при произнесении слышатся на конце глухие парные согласные звуки.)
– Какое слово из записанных лишнее? Почему? (Лишнее слово «кот», потому что у него на конце пишется буква, обозначающая парный глухой согласный, а в остальных словах буквы, обозначающие парные звонкие согласные.)
4. Обобщение
– Как проверить парные согласные в
конце слова? (Чтобы проверить парные согласные
в конце слова, надо слово изменить так, чтобы
после согласного стоял гласный или непарный
звонкий)
– Как можно слово изменить? (Поставить во
множественное число, подставить слова нет
чего?, много чего?)
5. Физминутка
6. Беседа о зимующих птицах «Кто как зимует»
На доске предложение:
Куропатки на ночлег
В голубой нырнули снег.
– Списать предложение, подчеркнуть все опасные места.
Куропатки на ночлег
В голубой нырнули снег.
– Написание каких слов можете объяснить?
(Без) ночлега – ночлег –
слышится глухой согласный [к],букву
надо писать г,проверяем – нет ночлега,
перед гласным слышится звук [г],
снега – снег.
– Каким правилом необходимо пользоваться при написании парных согласных в конце слов? (Чтобы правильно написать букву согласного звука на конце слова, надо подобрать проверочное слово. Для этого нужно слово изменить так, чтобы после согласного стоял гласный или непарные звонкие согласные и звуки [в], [в'].)
– Подчеркнуть в предложении основу.
7. Работа в группах
Игра «Цепочка слов»
Каждое слово должно начинаться с буквы, на которую оканчивается предыдущее, а заканчиваться парной звонкой или глухой согласной , которую нужно проверить.
Холод – … (дед – дог – газ – зуб – брод – …)
Автобус – ... (след – друг – год – дрозд – ..)
Мороз – … ( зуб – багаж – жук – куб..)
Выигрывает та команда, которая придумала больше слов.
– Как нужно действовать, если встретились слова с парными согласными на конце слов?
Игра «Спустись по лесенке»
Каждому ряду даётся столбик слов. Вставить буквы и объяснить их написание.
лё.. во.. го..
сне.. гри.. гру..
моро.. заво.. горо..
Проверка: выходят по 1 человеку от каждого ряда, вставляют букву и объясняют её написание). Повторение правила.
8. Домашнее задание
По выбору:
- Подобрать 5 слов с парной согласной на конце по теме «Зима» и написать проверочные слова.
- Написать рассказ по теме «Зима», чтобы в нём были слова с парной согласной на конце и подчеркнуть орфограмму.
9. Подведение итогов
– Чему учились на уроке?
– Как правильно писать парные согласные на конце
слов?
10. Рефлексия (на карточках)
- Могу сам…
- Нужна помощь…
- Испытываю затруднения…
- Могу сам и помогу другим…