Цели урока:
- развитие умения правильно использовать средства русского языка при устном и письменном общении;
- обогащение и усложнение словарного запаса;
- формирование умений видеть речевые и грамматические ошибки и исправлять их.
Вступительное слово учителя
Сегодня у нас урок-практикум, который условно можно назвать так: “По следам ваших сочинений”. Мы будем тренироваться в исправлении речевых и грамматических ошибок, допущенных вами в ваших письменных работах.
Эти ошибки многообразны, но объединить их можно условно так: неумение строить из кирпичиков-слов стройное здание самостоятельного высказывания. Чтобы вас с интересом выслушали и правильно поняли, чтобы ваши письменные высказывания были логичны, интересны, правильны, необходимо научиться не допускать речевых ошибок.
Настоящим бедствием для русского языка стало засилье в нём канцеляризмов, иностранных слов, казённых формулировок. Послушайте замечательный рассказ “Обезьяний язык” М. Зощенко, и вы поймёте, как смешно выглядит человек, желающий выражаться красиво, но не знающий свой родной язык.
Инсценировка рассказа М. Зощенко “Обезьяний язык” заранее подготовленными учащимися.
В западных странах, в том числе и во Франции, существует закон: нельзя употреблять в средствах массовой информации иностранные слова, если в родном языке существуют слова-синонимы, аналогичные им.
Плохо не то, что вы употребляете иностранные слова, а то, что часто не понимаете их значения.
Потренируемся в замене слов иностранного происхождения русскими синонимами.
Задание 1
Слайд 4
Замените слова иностранного происхождения русскими словами-синонимами. Дебаты, финал, лепта, коррупция, атеист, банкротство, антракт, ситуация, лозунг, имитация, атлет, эксперт, ралли.
Слайд 5
- Дебаты – обмен мнениями.
- Финал – конец.
- Лепта – посильный вклад во что-то.
- Коррупция – подкуп, продажность должностных лиц.
- Атеист – человек, отвергающий всякую веру.
- Банкротство – крах, несостоятельность.
- Антракт – перерыв.
- Ситуация – положение.
- Имитация – подражание.
- Атлет – человек с сильно развитыми мышцами, сильный человек.
- Эксперт – специалист по каким-либо вопросам.
- Ралли – автогонки.
-В каком словаре мы можем уточнить значение иностранных слов?
Есть прекрасное стихотворение А. Пьянова “Забытые слова”. Оно очень подходит к нашей теме. Послушайте его.
Чтение стихотворения учителем
Среди этой кутерьмы,
В сумасшедшем этом ралли
Сколько слов мы растеряли!
Сколько слов забыли мы!
Сочных, точных, огневых,
Бесшабашных и печальных,
Родниковых, изначальных
Наших русских коренных!
Задание 2
Слайд 6
А теперь представьте себя в роли главного редактора, которому приходиться перечитывать много материалов. Иногда к нему попадают такие работы, разобраться в которых очень сложно.
Перед вами образец такого сочинительства. Давайте поможем редактору и исправим текст.
Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружьё, привязал собаку и побежал за ним. “Поймаю живым”,– решил Максим Петрович. Максим Петрович накинул на голову мешок и когда увидел, что он не может его сбросить, то вмиг очутился на нём верхом.
Неправильное употребление местоимений превратило рассказ в полную абракадабру: кто за кем побежал, кто кого ловил непонятно.
Правильный вариант:
Слайд 7
Слайд 8
Охотник увидел барса, но не испугался, Он положил ружьё, привязал собаку и побежал за зверем. “Поймаю живым”,– решил Максим Петрович. Охотник накинул на голову барса мешок и когда увидел, что хищник не может освободиться, то вмиг очутился на нём верхом.
Задание 3.
Слайд 9
В следующем задании нужно отредактировать предложения, исправив ошибки, вызванные наличием лишнего слова.
- Очень замечательные пироги печёт моя бабушка.
- Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
- Мы знаем, что ещё живы сейчас предки Пушкина.
- Специфическая особенность русского языка состоит в том, что в нём много образных слов и выражений.
Задание 4.
Слайд 10
Отредактируйте предложения, исправив ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений.
- За дорогой на вершине холма хвойный лес, а на его склонах раскинулись луга.
- Отец умер, когда ему было девять лет.
- Эту селёдку мне дала продавщица Люба, из-за жары она уже припахивала.
- В комнате, возле печки стояла девушка, она была жарко натоплена.
Задание 5.
Слайд 11
Отредактируйте предложения, исправив ошибки, связанные с неправильным построением предложений с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот оставьте без изменения.
- Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе.
- Прочитав письмо, ему стало многое понятно.
- Познакомившись с этим произведением, мне очень полюбились главные герои.
- Войдя в лес, голод начал мучить меня
Слайд 12
– Употребляя в речи предложения с деепричастными оборотами, вы должны помнить, что в них обязательно должно быть подлежащее, обозначающее того, кто производит действие, выраженное деепричастием.
Задание 6.
Слайд 13
Отредактируйте предложения, исправив ошибки, связанные с нарушением порядка слов.
- Столяр сделал эту табуретку из дуба с четырьмя ножками.
- У героя была нестерпимая вера в Родину.
- К праздничному столу купили пять кило банан.
- Я познакомился с ужасно красивой девушкой.
Задание 7.
Слайд 14
Отредактируйте предложения, исправив ошибки, вызванные нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
- Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание.
- На свободу русского народа пытались посягнуть множество врагов.
- Много молодёжи пришли на вечер танцев.
- Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.
Задание 8.
Слайд 15
Отредактируйте предложения, исправив ошибки, связанные с неправильным употреблением однородных членов.
- Я люблю игру на скрипке и петь.
- В качестве материала для романа писатель использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники, другие официальные документы.
- За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей, рассказов.
- Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских писателей– классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.
Слайд 16
В первом предложении в однородный ряд соединены понятия, не совпадающие по своему лексическому объёму.
В четвёртом предложении нарушено требование согласования однородных членов со сказуемым.
Задание 9.
Слайд 17
Составьте предложение, выбрав одно из данных в скобках слов.
- Помещики жестоко обращались со своими (придворными – дворовыми).
- Знаток во всём, он всё же был (невежей – невеждой) в живописи.
- Любой (поступок – проступок) заслуживает осуждения.
- После десятимесячного возраста ребёнка переводят на (искусное – искусственное) вскармливание.
Итог урока.
Слайд 18
Вы сегодня хорошо поработали.
А урок я бы хотела закончить отрывком из рассказа А. II. Чехова “ Каникулярные работы институтки Наденьки Н.”
Сочинение
“Как я провела летние каникулы?
Как только я выдержала экзамен, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу.
…Природа была в великолепии ….Солнце то всходило, то заходило… На том месте, где была заря, летала стая птиц. Где-то пастух пас свои стада, и какие-то облака неслись немножко ниже неба... Я ужасно люблю природу”
Слайд 19
Из этой юмористической ситуации можно сделать серьёзный вывод: необходимо соблюдать языковые нормы, читать побольше наших великих писателей: Чехова, Толстого, Бунина, Гончарова и других писателей. Смейтесь вместе с Зощенко и Чеховым над корявой, невежественной речью и будьте требовательны к себе.
Использованная литература
- Русская советская сатирико-юмористическая проза: Рассказы и фельетоны 20-30-х годов: юмор, сатира: Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
- Чехов А.П. Собрание сочинений в 12 т./ А. П. Чехов. Т.1: Рассказы 1880-1882: М.: Худож. лит., 1954.
- Пьянов. А.С. Берег, милый для меня: пушкинские места Верхневолжья М.: Моск. рабочий, 1974.
- Лев Успенский Слово о словах Ленинград: Детская литература, 1982.
- Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку, М.: Просвещение 1985.
- Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку, М.: Просвещение, 1980.
- Рейнке Н.Н. Шапкин В. И. О трудном в орфографии и пунктуации Ленинград,: Просвещение, 1971.
- Шапкин Н.М. В мире слов, М.: Просвещение, 1971.