Урок по развитию речи "По следам ваших сочинений"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • развитие умения правильно использовать средства русского языка при устном и письменном общении;    
  • обогащение и усложнение словарного запаса;    
  • формирование умений видеть речевые и грамматические ошибки и исправлять их.

Приложение 1 (Презентация)

Вступительное слово учителя

Сегодня у нас урок-практикум, который условно можно назвать так: “По следам ваших сочинений”. Мы будем тренироваться в исправлении речевых и грамматических ошибок, допущенных вами в ваших письменных работах.

Эти ошибки многообразны, но объединить их можно условно так: неумение строить из кирпичиков-слов стройное здание самостоятельного высказывания. Чтобы вас с интересом выслушали и правильно поняли, чтобы ваши письменные высказывания были логичны, интересны, правильны, необходимо научиться не допускать речевых ошибок.

Настоящим бедствием для русского языка стало засилье в нём канцеляризмов, иностранных слов, казённых формулировок. Послушайте замечательный рассказ “Обезьяний язык” М. Зощенко, и вы поймёте, как смешно выглядит человек, желающий выражаться красиво, но не знающий свой родной язык.

Инсценировка рассказа М. Зощенко “Обезьяний язык” заранее подготовленными учащимися.

Приложение 2

В западных странах, в том числе и во Франции, существует закон: нельзя употреблять в средствах массовой информации иностранные слова, если в родном языке существуют слова-синонимы, аналогичные им.

Плохо не то, что вы употребляете иностранные слова, а то, что часто не понимаете их значения.

Потренируемся в замене слов иностранного происхождения русскими синонимами.

Задание 1

Слайд 4

Замените слова иностранного происхождения русскими словами-синонимами. Дебаты, финал, лепта, коррупция, атеист, банкротство, антракт, ситуация, лозунг, имитация, атлет, эксперт, ралли.

Слайд 5

  • Дебаты – обмен мнениями.
  • Финал – конец.
  • Лепта – посильный вклад во что-то.
  • Коррупция – подкуп, продажность должностных лиц.
  • Атеист – человек, отвергающий всякую веру.
  • Банкротство – крах, несостоятельность.
  • Антракт – перерыв.
  • Ситуация – положение.
  • Имитация – подражание.
  • Атлет – человек с сильно развитыми мышцами, сильный человек.
  • Эксперт – специалист по каким-либо вопросам.
  • Ралли – автогонки.

-В каком словаре мы можем уточнить значение иностранных слов?

Есть прекрасное стихотворение А. Пьянова “Забытые слова”. Оно очень подходит к нашей теме. Послушайте его.

Чтение стихотворения учителем

Среди этой кутерьмы,
В сумасшедшем этом ралли
Сколько слов мы растеряли!
Сколько слов забыли мы!
Сочных, точных, огневых,
Бесшабашных и печальных,
Родниковых, изначальных
Наших русских коренных!

Задание 2

Слайд 6

А теперь представьте себя в роли главного редактора, которому приходиться перечитывать много материалов. Иногда к нему попадают такие работы, разобраться в которых очень сложно.

Перед вами образец такого сочинительства. Давайте поможем редактору и исправим текст.

Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружьё, привязал собаку и побежал за ним. “Поймаю живым”,– решил Максим Петрович. Максим Петрович накинул на голову мешок и когда увидел, что он не может его сбросить, то вмиг очутился на нём верхом.

Неправильное употребление местоимений превратило рассказ в полную абракадабру: кто за кем побежал, кто кого ловил непонятно.

Правильный вариант:

Слайд 7

Слайд 8

Охотник увидел барса, но не испугался, Он положил ружьё, привязал собаку и побежал за зверем. “Поймаю живым”,– решил Максим Петрович. Охотник накинул на голову барса мешок и когда увидел, что хищник не может освободиться, то вмиг очутился на нём верхом.

Задание 3.

Слайд 9

В следующем задании нужно отредактировать предложения, исправив ошибки, вызванные наличием лишнего слова.

  1. Очень замечательные пироги печёт моя бабушка.
  2. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
  3. Мы знаем, что ещё живы сейчас предки Пушкина.
  4. Специфическая особенность русского языка состоит в том, что в нём много образных слов и выражений.

Задание 4.

Слайд 10

Отредактируйте предложения, исправив ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений.

  1. За дорогой на вершине холма хвойный лес, а на его склонах раскинулись луга.
  2. Отец умер, когда ему было девять лет.
  3. Эту селёдку мне дала продавщица Люба, из-за жары она уже припахивала.
  4. В комнате, возле печки стояла девушка, она была жарко натоплена.

Задание 5.

Слайд 11

Отредактируйте предложения, исправив ошибки, связанные с неправильным построением предложений с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот оставьте без изменения.

  1. Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе.
  2. Прочитав письмо, ему стало многое понятно.
  3. Познакомившись с этим произведением, мне очень полюбились главные герои.
  4. Войдя в лес, голод начал мучить меня

Слайд 12

– Употребляя в речи предложения с деепричастными оборотами, вы должны помнить, что в них обязательно должно быть подлежащее, обозначающее того, кто производит действие, выраженное деепричастием.

Задание 6.

Слайд 13

Отредактируйте предложения, исправив ошибки, связанные с нарушением порядка слов.

  1. Столяр сделал эту табуретку из дуба с четырьмя ножками.
  2. У героя была нестерпимая вера в Родину.
  3. К праздничному столу купили пять кило банан.
  4. Я познакомился с ужасно красивой девушкой.

Задание 7.

Слайд 14

Отредактируйте предложения, исправив ошибки, вызванные нарушением связи между подлежащим и сказуемым.

  1. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание.
  2. На свободу русского народа пытались посягнуть множество врагов.
  3. Много молодёжи пришли на вечер танцев.
  4. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.

Задание 8.

Слайд 15

Отредактируйте предложения, исправив ошибки, связанные с неправильным употреблением однородных членов.

  1. Я люблю игру на скрипке и петь.
  2. В качестве материала для романа писатель использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники, другие официальные документы.
  3. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей, рассказов.
  4. Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских писателей– классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.

Слайд 16

В первом предложении в однородный ряд соединены понятия, не совпадающие по своему лексическому объёму.

В четвёртом предложении нарушено требование согласования однородных членов со сказуемым.

Задание 9.

Слайд 17

Составьте предложение, выбрав одно из данных в скобках слов.

  1. Помещики жестоко обращались со своими (придворными – дворовыми).
  2. Знаток во всём, он всё же был (невежей – невеждой) в живописи.
  3. Любой (поступок – проступок) заслуживает осуждения.
  4. После десятимесячного возраста ребёнка переводят на (искусное – искусственное) вскармливание.

Итог урока.

Слайд 18

Вы сегодня хорошо поработали.

А урок я бы хотела закончить отрывком из рассказа А. II. Чехова “ Каникулярные работы институтки Наденьки Н.”

Сочинение

“Как я провела летние каникулы?

Как только я выдержала экзамен, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу.

…Природа была в великолепии ….Солнце то всходило, то заходило… На том месте, где была заря, летала стая птиц. Где-то пастух пас свои стада, и какие-то облака неслись немножко ниже неба... Я ужасно люблю природу”

Слайд 19

Из этой юмористической ситуации можно сделать серьёзный вывод: необходимо соблюдать языковые нормы, читать побольше наших великих писателей: Чехова, Толстого, Бунина, Гончарова и других писателей. Смейтесь вместе с Зощенко и Чеховым над корявой, невежественной речью и будьте требовательны к себе.

Использованная литература

  1. Русская советская сатирико-юмористическая проза: Рассказы и фельетоны 20-30-х годов: юмор, сатира: Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
  2. Чехов А.П. Собрание сочинений в 12 т./ А. П. Чехов. Т.1: Рассказы 1880-1882: М.: Худож. лит., 1954.
  3. Пьянов. А.С. Берег, милый для меня: пушкинские места Верхневолжья М.: Моск. рабочий, 1974.
  4. Лев Успенский Слово о словах Ленинград: Детская литература, 1982.
  5. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку, М.: Просвещение 1985.
  6. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку, М.: Просвещение, 1980.
  7. Рейнке Н.Н. Шапкин В. И. О трудном в орфографии и пунктуации Ленинград,: Просвещение, 1971.
  8. Шапкин Н.М. В мире слов, М.: Просвещение, 1971.