Обучение грамоте. 1-й класс. "Письмо прописной буквы М"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • формирование в памяти первоклассников чёткого зрительно-двигательного образа заглавной буквы «М», научить писать её по алгоритму и соединять с буквами нижнего и верхнего соединения;
  • развитие у учащихся фонематического слуха, формирование умения звукового анализа слов и перекодирование их в графическую форму;
  • воспитание аккуратности при выполнении работы.

Оборудование:

У учащихся: шаблоны письменных букв, модели слов, звуков, Тетрадь по письму №2, цветные карандаши, ручки. 

Ход урока

I. Организационный момент.

– Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наш урок.

(Дети садятся)

– Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (Дети показывают карточки с лицом радостным или грустным).

– Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)

– Да! (Смотрят в бинокль)

– Вы готовы, ушки?

– Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживают их).

– Вы готовы, ручки?

– Да! (Хлопают в ладоши)

– Вы готовы, ножки?

– Да! (Поглаживают ноги, притопывают)

– Вы готовы?

– Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)

У детей на партах лежат смайлики с радостным и грустным настроением.

– Ребята, покажите с каким настроением вы пришли на урок.

– Я рада, что у вас у всех хорошее настроение. У меня, ребята, тоже радостное настроение.

Слайд 2

II. Определение целей урока.

– Определим цели нашего урока. Посмотрите внимательно на страницу тетради по письму.

Примерные ответы детей:

– Научиться писать прописную букву «М».

– Выполнить задания Вопрос Вопросыча.

– Выполнить задания Раскраскина.

– Составлять предложение.

– Писать слоги с буквой «М» и слова.

– Конструировать букву «М».

– Молодцы, ребята. Вы точно определили цели работы на уроке.

III. Повторение звуков, изученных на уроке чтения.

Слайд 3

Игра «Доскажи словечко»

  • Он всю зиму в шубе спал,
    Лапу бурую сосал,
    А, проснувшись, стал реветь.
    Это зверь лесной… (медведь) 
  • В подполье, в коморке
    Живёт она в норке,
    Серая малышка.
    Кто же это? … (Мышка)

– Что объединяет все эти слова?

– Произнесите первый звук слова «медведь».

– Покажите модель этого звука.

– Дайте характеристику этому звуку.

– Произнесите первый звук слова «мышка».

– Покажите модель этого звука.

– Дайте характеристику звуку м,

– Какой буквой обозначаются эти звуки?

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «М» в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырёх форм буквы «М»: малой и большой печатных, строчной и прописной (заглавной) письменных.

Слайд 4

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Скажите, из каких элементов состоит прописная буква «М»?

(Полоска в форме плавной линии и две полоски с закруглением с одной стороны)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради. Раскрасьте кружки возле тех элементов, которые нам потребуются для конструирования буквы «М».

( Один ученик выполняет на доске) Слайд 5

– Выполните конструирование прописной буквы «М» у себя на столе.

(1 ученик на магнитной доске)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

Послушайте стихотворные строчки:

Ходят белые барашки по горам,
Словно пенные барашки
По волнам.

– Почему я решила прочитать строчки, в которых говорится о пенных барашках на волнах? (Внизу страницы есть рисунок, похожий на волны).

– Рисунок показывает, какие бывают волны: верх у них как белая пена. Слайд 6

Подготовка к письму:

  • Упражнения для подготовки кистей рук к письму:

А) Идёт по парте человек,
Передвигая ножки.
А, если ножки смотрят вверх,
То получились? Рожки!

Б) Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке,
Будут буковки писать.

В) Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?

  • Проверка посадки:

– Руки? (На месте)

– Ноги? (На месте)

– Локти? (У края)

– Спина? (прямая)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

РИСОВАНИЕ ВОЛН ПО ОБРАЗЦУ.

  • Письмо элементов буквы «М» Слайд 7

Объяснение написания элементов буквы «М»

– Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ёё. Ведём плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо.

– Какой счёт будет для этого элемента? (-и-)

– Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. (-раз-и-)

– Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. (-два-и-).

Слайды 8-9

  1. «Письмо» в воздухе под счёт.
  2. Письмо в тетради.
  3. Самоконтроль.

Физминутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали.
Ванькой-Встанькой словно стали.

  • Выполнение заданий Вопрос Вопросыча. Слайд 10

– Как называется элемент, выделенный пунктиром во всех буквах? (Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны).

– Обведите данный элемент букв.

– Впишите общий элемент в окружность.

Слайд 11

– Сравните буквы а – у – ы – и – м. Чем они похожи? (В этих буквах есть одинаковый по форме и по размеру элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением снизу).

– Обведите данный элемент в каждой букве данной группы и впишите общий элемент в окружность.

Слайд 12

– Сравните буквы М – А. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Сравните буквы И – М. Чем они похожи? Чем отличаются?

  • Письмо второй строчки с буквой «М»
  • Обводят по точкам под счёт.
  • Письмо двух букв.
  • «Вылечивание» букв.
  • Письмо одной буквы («больные буквы»)
  • Письмо до конца строки.

VI. Работа по развитию речи на основе картинки и модели предложения.

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

– Что делает девочка?

– Придумайте имя девочки, чтобы оно начиналось со звука м или м, (Маша, Марина, Мила).

– С какой буквы надо писать имена людей?

– Придумайте кличку собаки, чтобы она начиналась со звука м или м, (Муму, Мухтар).

– С какой буквы надо писать клички животных?

– Проанализируйте данную схему предложения в тетради. Сколько в нём слов? Слайд 13

– Используя данную схему, составьте предложение по иллюстрации в тетради.

(Девочка Маша гуляет с собакой. Марина держит собаку за поводок. Собака хочет убежать от мила).

Физминутка «Цветик-семицветик» Слайд 14

VII. Письмо слогов. Определение видов соединений букв.

– Прочитайте слог.

– Найдите этот слог в тетради и прочитайте его.

– Каким соединением соединены эти буквы?

(Аналогичная работа с другими слогами).

VIII. Списывание слова «Муму».

– Прочитайте слово, написанное в тетради.

– Объясните, почему слово «Муму» написано с прописной буквы? (Клички животных надо писать с заглавной буквы).

Слово быстро произносится со звательной интонацией. Отмечается ударный гласный.

Слово проговаривается по слогам. Слоги отмечаются дугами.

Комментированное письмо.

IX. Итог урока.

– Какие цели ставили в начале урока?

– Каких целей достигли?

– Что было самым сложным?

– Какое задание вызвало особый интерес?

– Покажите, с каким настроением вы покидаете урок.