Цели урока:
- формирование в памяти первоклассников чёткого зрительно-двигательного образа заглавной буквы «М», научить писать её по алгоритму и соединять с буквами нижнего и верхнего соединения;
- развитие у учащихся фонематического слуха, формирование умения звукового анализа слов и перекодирование их в графическую форму;
- воспитание аккуратности при выполнении работы.
Оборудование:
У учащихся: шаблоны письменных букв, модели слов, звуков, Тетрадь по письму №2, цветные карандаши, ручки.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наш урок.
(Дети садятся)
– Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (Дети показывают карточки с лицом радостным или грустным).
– Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)
– Да! (Смотрят в бинокль)
– Вы готовы, ушки?
– Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживают их).
– Вы готовы, ручки?
– Да! (Хлопают в ладоши)
– Вы готовы, ножки?
– Да! (Поглаживают ноги, притопывают)
– Вы готовы?
– Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)
У детей на партах лежат смайлики с радостным и грустным настроением.
– Ребята, покажите с каким настроением вы пришли на урок.
– Я рада, что у вас у всех хорошее настроение. У меня, ребята, тоже радостное настроение.
Слайд 2
II. Определение целей урока.
– Определим цели нашего урока. Посмотрите внимательно на страницу тетради по письму.
Примерные ответы детей:
– Научиться писать прописную букву «М».
– Выполнить задания Вопрос Вопросыча.
– Выполнить задания Раскраскина.
– Составлять предложение.
– Писать слоги с буквой «М» и слова.
– Конструировать букву «М».
– Молодцы, ребята. Вы точно определили цели работы на уроке.
III. Повторение звуков, изученных на уроке чтения.
Слайд 3
Игра «Доскажи словечко»
- Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь)
- В подполье, в коморке
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? … (Мышка)
– Что объединяет все эти слова?
– Произнесите первый звук слова «медведь».
– Покажите модель этого звука.
– Дайте характеристику этому звуку.
– Произнесите первый звук слова «мышка».
– Покажите модель этого звука.
– Дайте характеристику звуку м,
– Какой буквой обозначаются эти звуки?
IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «М» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырёх форм буквы «М»: малой и большой печатных, строчной и прописной (заглавной) письменных.
Слайд 4
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Скажите, из каких элементов состоит прописная буква «М»?
(Полоска в форме плавной линии и две полоски с закруглением с одной стороны)
– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради. Раскрасьте кружки возле тех элементов, которые нам потребуются для конструирования буквы «М».
( Один ученик выполняет на доске) Слайд 5
– Выполните конструирование прописной буквы «М» у себя на столе.
(1 ученик на магнитной доске)
V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
Послушайте стихотворные строчки:
Ходят белые барашки по горам,
Словно пенные барашки
По волнам.
– Почему я решила прочитать строчки, в которых говорится о пенных барашках на волнах? (Внизу страницы есть рисунок, похожий на волны).
– Рисунок показывает, какие бывают волны: верх у них как белая пена. Слайд 6
Подготовка к письму:
- Упражнения для подготовки кистей рук к письму:
А) Идёт по парте человек,
Передвигая ножки.
А, если ножки смотрят вверх,
То получились? Рожки!
Б) Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке,
Будут буковки писать.
В) Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?
- Проверка посадки:
– Руки? (На месте)
– Ноги? (На месте)
– Локти? (У края)
– Спина? (прямая)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
РИСОВАНИЕ ВОЛН ПО ОБРАЗЦУ.
- Письмо элементов буквы «М» Слайд 7
Объяснение написания элементов буквы «М»
– Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ёё. Ведём плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо.
– Какой счёт будет для этого элемента? (-и-)
– Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. (-раз-и-)
– Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. (-два-и-).
Слайды 8-9
- «Письмо» в воздухе под счёт.
- Письмо в тетради.
- Самоконтроль.
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали.
Ванькой-Встанькой словно стали.
- Выполнение заданий Вопрос Вопросыча. Слайд 10
– Как называется элемент, выделенный пунктиром во всех буквах? (Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны).
– Обведите данный элемент букв.
– Впишите общий элемент в окружность.
Слайд 11
– Сравните буквы а – у – ы – и – м. Чем они похожи? (В этих буквах есть одинаковый по форме и по размеру элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением снизу).
– Обведите данный элемент в каждой букве данной группы и впишите общий элемент в окружность.
Слайд 12
– Сравните буквы М – А. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Сравните буквы И – М. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Письмо второй строчки с буквой «М»
- Обводят по точкам под счёт.
- Письмо двух букв.
- «Вылечивание» букв.
- Письмо одной буквы («больные буквы»)
- Письмо до конца строки.
VI. Работа по развитию речи на основе картинки и модели предложения.
– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?
– Что делает девочка?
– Придумайте имя девочки, чтобы оно начиналось со звука м или м, (Маша, Марина, Мила).
– С какой буквы надо писать имена людей?
– Придумайте кличку собаки, чтобы она начиналась со звука м или м, (Муму, Мухтар).
– С какой буквы надо писать клички животных?
– Проанализируйте данную схему предложения в тетради. Сколько в нём слов? Слайд 13
– Используя данную схему, составьте предложение по иллюстрации в тетради.
(Девочка Маша гуляет с собакой. Марина держит собаку за поводок. Собака хочет убежать от мила).
Физминутка «Цветик-семицветик» Слайд 14
VII. Письмо слогов. Определение видов соединений букв.
– Прочитайте слог.
– Найдите этот слог в тетради и прочитайте его.
– Каким соединением соединены эти буквы?
(Аналогичная работа с другими слогами).
VIII. Списывание слова «Муму».
– Прочитайте слово, написанное в тетради.
– Объясните, почему слово «Муму» написано с прописной буквы? (Клички животных надо писать с заглавной буквы).
Слово быстро произносится со звательной интонацией. Отмечается ударный гласный.
Слово проговаривается по слогам. Слоги отмечаются дугами.
Комментированное письмо.
IX. Итог урока.
– Какие цели ставили в начале урока?
– Каких целей достигли?
– Что было самым сложным?
– Какое задание вызвало особый интерес?
– Покажите, с каким настроением вы покидаете урок.