Урок в 7-м классе по теме "Такие разные танцы"

Разделы: Музыка


Изучение темы “Такие разные танцы” основывается на музыкальных фрагментах балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.

Балет – это музыкально – театральное произведение, в котором объединяются музыка, танец и сценическое действие. Чувства героев раскрываются посредством танцевальных движений под музыку.

Во втором действии балета раскрывается красочная вереница разнообразных танцев. Каждый танец имеет свое название: “Шоколад” (испанский танец), “Кофе” (арабский танец), “Чай” (китайский танец), “Танец пастушков”, “Вальс цветов”, “Танец феи Драже”.

Использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет возможность просмотра фрагментов балета П.И. Чайковского, прочувствовать красоту, возвышенность музыки этого произведения.

Цель урока: раскрыть понятие “танца” как жанра музыки с особой ролью балета.

Задачи урока:

I. Образовательная:

Познакомить с разнообразными танцами, представленными в балете “Щелкунчик”. Направить деятельность учащихся на осознанное определение отличительных черт разновидностей жанра танец. Раскрыть понятия: танец, балет, либретто, трепак, вальс.

II: Развивающая:

Развивать музыкальный слух, чувство ритма в ансамбле, творческую фантазию, воображение. Выразительное исполнение песни. Способствовать формированию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, развитию умения проникать в художественный образ музыкального произведения. Содействовать развитию способности сравнительного рассмотрения предлагаемого материала.

III. Воспитывающая:

Воспитывать любовь к высокому искусству во всех его проявлениях, к классической музыке, к творческому наследию великих композиторов.

Технологии: информационные, здоровье-сберегающие, развивающие.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, сравнение, сопоставление, исполнение.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: традиционный.

Музыкальный репертуар: слушание: П. И. Чайковский балет “Щелкунчик” – китайский танец – “Чай”, русский танец – “Трепак”, вальс цветов.

Вокальное исполнение: песня “Новый год, с новой строчки”.

Просмотр: фрагмент “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”).

Наглядно-иллюстративный материал: портрет П.И.Чайковского, иллюстрации с изображением танцев, иллюстрации к балету “Щелкунчик” П. И. Чайковского.

Оборудование: интерактивная доска, музыкальные инструменты-фортепиано, бубен.

ИКТ: компьютер, мультимедиа проектор, мультимедиа презентация по теме: “Такие разные танцы”. CD и DVD диски для прослушивания и просмотра музыкального материала.

Ход урока

Вход детей в класс под “Марш” из балета “Щелкунчик”.

Организационный момент.

Учитель: Огромный мир музыкального содержания зашифрован прежде всего в жанрах. Музыкальные жанры сложились в ходе развития музыкального искусства. Каждому их них присущи свои особенности.

Какая музыка встретила вас, когда вы вошли в кабинет? Какой звучал жанр?

С каким музыкальным жанром мы познакомились на прошлом уроке?

Ученики: (Ожидаемый результат: мы познакомились с жанром – марш)

Учитель: А что такое марш?

Ученики: (Ожидаемый результат: марш – (франц. marche), музыкальная композиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения движения людей).

Учитель: Музыкальная литература богата разнообразными танцевальными произведениями. И тема нашего урока: “Такие разные танцы”. (Слайд)

Широкое применение нашел танец в театральной музыке и прежде всего в балете.

И в преддверии новогодних праздников, я предлагаю вам перенестись в рождественскую сказку – балет “Щелкунчик” П. И. Чайковского, полной чудес, волшебства, приключений и неожиданностей. (Слайд)

Учитель: А как вы думаете, что такое балет?

Ученики: (Предположительные ответы. Балет – спектакль, где все артисты танцуют) (Слайд)

Учитель: Правильно, музыка балета состоит из пьес танцевального склада.

И мы сегодня познакомимся с вереницей разнообразных танцев, которые представлены в балете “Щелкунчик”.

Основой для балета “Щелкунчик” послужила сказка немецкого писателя Эрнеста Гофмана, (Слайд) который был щедро одарён музыкальным талантом и сочинил много музыки. А в балет, сказка превратилась 23 марта 1892, когда П. И. Чайковский завершил работу над его партитурой. Сказка Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей в новогоднюю ночь. На сюжет этой сказки было написано либретто к балету.

Сочинил его балетмейстер Мариус Петипа.

Учитель: Вспомните, что такое либретто?

Ученики: (Ожидаемый результат: либретто – это сценарий или сюжет балета) (Слайд)

Учитель: Правильно. Без либретто не может существовать и состоять балет. В балете П. И. Чайковского 2 действия. События происходят зимой в канун Нового года. Итак, 1 действие…

(Фильм о снежинках)

Учитель: “Снежные хлопья летят за окнами. В комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной елки. Танцы прерываются приходом старого мастера игрушек. Он дарит им заводные куклы. Также он подарил щипцы для колки орехов. Они сделаны в виде маленького человечка – Щелкунчика. Щелкунчик понравился Маше и ей приснился сон: шла борьба Щелкунчика с мышами. Победив врага он вместе с Машей отправился в город Конфитюрнбург – страну сладостей и игрушек. И это 2 действие балета. Они попадают в царство феи Драже. Трубные сигналы возвещают начало празднества. По знаку феи Драже, появляется стол с роскошными яствами. Нарядные сласти и приветливые куклы открывают бал. Начинается пестрая галерея характерных танцев. Придворные исполняют для Маши “вкусные” танцы: испанский – “Шоколад”, арабский – “Кофе”, китайский – “Чай”, русский – “Пряники”, вальс цветов, танец феи Драже.

Остановимся подробнее на трех разнохарактерных танцах. Так как танец это украшение в балете, то каждым таким танцем как украшение, мы будем наряжать елку, которая является главным атрибутом новогоднего праздника.

(Слайд)

Учитель: Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

Перед прослушиванием музыки, вам будет дано задание: во время слушания, записать в тетрадях 2–3 характеристики музыки танца, которыми можно охарактеризовать данный прозвучавший танец, а также чувства, которые возникли у вас. Итак, слушаем первый танец.

Звучит китайский танец – “Чай”

Учитель: какая музыка по характеру этого танца?

Учащиеся делятся своими ответами.

Учитель: Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали музыку этого танца?

Учащиеся делятся своими ответами.

(Слайд)

Учитель: это китайский танец – “Чай”, живой, веселый и даже комичный. Его исполнители, как заводные куклы, все время подпрыгивают, кружатся, переворачиваются. Их движения четкие, острые. Очень высоко, резко, со свистом звучит мелодия у флейты. Стремительные взлеты, пронзительные трели, неожиданные скачки делают ее рисунок причудливым.

Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки. И мы украшаем нашу елку 1 танцем украшением.

Слайд (Украшение елки 1-й новогодней игрушкой – сладостью)

Учитель: предлагаю прослушать второй танец.

Звучит “Трепак” в ансамблевом исполнении.

Учитель: какой был танец по характеру?

Ученики: (Ожидаемый результат: задорный, жизнерадостный, ритмический, чёткий, танцевальный, с лихим притопыванием)

Учитель: что хотел показать в этом танце композитор?

Ученики: (Ожидаемый результат: ловкость, силу, удаль танцоров)

Учитель: это русский танец – трепак.

Учитель: А кто мне может рассказать о трепаке, что это за танец?

Ученики: (Ожидаемый результат. Сведения о трепаке)

(Слайд)

Учитель: трепак – это старинный русский танец в быстром темпе. Поскольку П. И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет “Щелкунчик” вобрал в себя движения народного танца. Украшаем нашу елку 2 танцем украшением.

Слайд (Украшение елки 2-й новогодней игрушкой – сладостью)

Учитель: Предлагаю просмотреть третий танец

На экране видеофрагмент “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”.

Учитель: Какую характеристику музыке этого танца вы можете дать?

Учащиеся делятся своими ответами

Учитель: разновидность какого танца мы просмотрели?

Ученики: (Ожидаемый результат. Вальс)

Учитель: Да, этот танец в балете называется “Вальс – цветов”

Учитель: А кто мне может рассказать о вальсе, что это за танец?

Ученики: (Ожидаемый результат. Сведения о вальсе)

(Слайд)

Вальс – (франц. valse), танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении.

Учитель: Маленький человек в золотой парче (мажордом) ударяет в ладоши: появляются 36 танцовщиц и 36 танцовщиков, одетых цветами. Они несут большой букет, который дарят Маше и Щелкунчику. После этого начинается общий большой вальс. Украшаем нашу елку 3 танцем украшением.

Слайд (Украшение елки 3-й новогодней игрушкой – сладостью)

Балет завершается в светлых, мягких тонах, как поэтическое сказание о безмятежном детстве, пробуждении чувств любви, света, радости.

(Слайд)

Учитель: Маша просыпается. Щелкунчик все еще у нее в руках. Она сидит в знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…

Учитель: До П. И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. При этом танцы могли переставляться как угодно и не очень-то отражали единую линию развития сюжета. В “Щелкунчике” композитор блестяще и поистине виртуозно объединил сочетание танцев в балете. Иначе говоря, им были созданы выразительные сцены, где музыка правдиво отражает все детали сценического действия. Это было великое достижение в истории балета.

Учитель: Вот мы с вами прослушали три контрастных танца и дали им характеристику. Попробуйте сами дать определение танцу, что такое танец?

Ученики: (Ожидаемый результат)

(Слайд)

Учитель: Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений.

Учитель: Давайте подведем итог. Что нового вы узнали на уроке? С какими танцами познакомились, музыкальными понятиями?

Ученики: (Ожидаемый результат)

Учитель: Сегодня на уроке, благодаря сюжету балета “Щелкунчик” мы попали в рождественскую сказку и познакомились с разнообразными танцами. И сейчас, предлагаю вам просмотреть танцы из балета “Щелкунчик” (испанский – “Шоколад”, арабский – “Кофе”, китайский – “Чай”, русский – трепак, танец пастушков, танец феи Драже).

С 6 на 7 января на Руси празднуется Рождество – Рождественский сочельник, который подводит черту под прожитый год, открывая двухнедельные новогодние праздники – святки. Также с древних времен на Руси праздновался Новый год. Обычаи и обряды, связанные со встречей Нового года, у разных народов свои, но все они сводятся к одному – добиться удачи, счастья, благополучия. Поскольку зимой единственным зелёным деревом оставалась ёлка, она была выбрана как жизнеутверждающий символ праздника. Поэтому, когда для детей украшалась ёлка, она считалась рождественской. Макушку ёлки украшали звездой. Отсюда и пошло название “Рождественская звезда”.

Слайд (Украшение елки – звездой)

Учитель: А еще в Новый год принято петь новогодние песни. И мы сейчас все вместе, хором споем новогоднюю песню “Новый год с новой строчки”

Исполнение песни учащимися “Новый год с новой строчки”.

Учитель: Вы сегодня активно поработали и отметки получают следующие ученики….

Домашнее задание: стр. 58–60, ответить на вопросы в конце параграфа.

Выполнить задание в дневнике музыкальных размышлений на стр. 16–17.

Презентация