Цель: закрепить навыки поведения в лесу.
Задачи:
– формирование представлений о лесе;
– коррекция высших психических функций;
– воспитание бережного отношения к природе.
Словарная работа: Экология.
Оборудование: раздаточный материал; карточки со знаками природы; картинки цветов, деревьев, грибов; природный материал: шишки ели и сосны; жёлудь, грецкий орех; листья рябины, берёзы; мох.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Нервно-психологическая подготовка.
Дидактическая игра “Корзинка добрых пожеланий”.
Воспитатель показывает детям красивую корзинку.
Инструкция: “Эта нарядная красивая корзина так и светится любовью, радостью, теплом. Называется она “Корзина добрых пожеланий”. Какие это пожелания? Посмотрим.
Дети достают из корзины пожелания, читают их:
- Желаю победы!
- У тебя всё получится!
- Ты всё знаешь!
- Желаю тебе успехов!
- Будь самым внимательным!
- Будь самым активным!
- Ты самый умный!
- Лени – нет, ученью – да!
- Успехов на занятии!
- Будь самый решительный!
– Ребята я присоединяюсь к этим пожеланиям и желаю всем вам быть активными на нашем занятии.
Коррекционное упражнение на узнавание.
Цель: развитие зрительного, слухового, речевого и тактильного анализаторов.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть, что находится у него на столе. Дети отгадывают, что это и откуда.
(Шишки ели, и сосны, жёлуди, грецкий орех, листочки рябины и берёзы; мох).
Введение в тему:
Вступительное слово воспитателя.
Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нём, и он ещё далёкий для нас, так как вам ещё не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты!
Коррекционное упражнение “Зашифрованное слово в листьях”.
Цель: Упражнение на развитие логического мышления.
Задание: На доске разбросаны листья разных деревьев. Детям предлагается составить из этих листьев тему занятия.
Л |
Е |
С |
И |
М |
Ы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
II. Основная часть:
Мы сегодня совершим удивительное путешествие в лес на нашем школьном автобусе. Усаживайтесь поудобнее. Наш автобус отправляется. Но прежде чем мы начнём наше путешествие по лесу, нам нужно вспомнить с вами правила поведения в лесу.
Дидактическое упражнение “Будь природе другом”
Цель: Развитие способности к восприятию мысленных образов.
Задание: У каждого ребёнка на столе лежит конверт со знаками природы и комментарием к нему, воспитатель по очереди выкладывает на доске знаки охраны природы и ребёнок, у которого в конверте есть, такой знак с надписью читает его и выкладывает рядом со знаком.
– Не обижайте лягушек и жаб
– Не ломайте ветки деревьев и кустарников
– Не ловите диких животных и не уносите их домой
– Не ловите бабочек, шмелей стрекоз и других насекомых
– Не подходите близко к гнёздам птиц
– Не рвите луговые и лесные цветы.
– Наш автобус сделал остановку на поляне с красивым названием
“Хоровод деревьев”.
Игра-упражнение: “Хоровод деревьев”
Цель: Развитие высших психических функций.
Задание:
- Работа с картинками деревьев и загадками.
- Иллюстративные ответы детей выкладываются на доске.
– Наш автобус останавливается, и вот мы в лесу. Хором говорим: “Здравствуй, лес, могучий лес, полный сказок и чудес”.
– Ребята, посмотрите, какая удивительная полянка?
Давайте узнаем, что растёт на полянке.
1.Разбежались по опушке, в белых
платьицах подружки (Берёза) |
2.Что же это за девица? Не швея, не
мастерица. Ничего сама не шьет, а в иголках
круглый год. (Ель) |
3. Весной зелена, Летом загорела. Осенью надела Красные кораллы. (Рябина). |
4.У меня длинней иголки. Чем у ёлки. Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке, Ветки только на макушке. (Сосна). |
5.Что за дерево стоит – ветра нет, а лист
дрожит? (Осина). |
6.Каждый год на нём с охотой Врастают самолёты. Жаль, что это вертолет На всего один полёт. (Клён) |
7.Не загадка это даже, Сразу назовём, Если только кто-то Скажет- Жёлуди на нём. (Дуб) |
8.С моего цветка берёт пчёлка самый
вкусный мёд. (Липа) |
– Как можно назвать, одним словом: ель, берёзу, сосну, рябину, клён, осину?
(Деревья)
– Ребята посмотрите внимательно на поляну, что вы можете сказать о деревьях? (у одних есть листья, а у других – иголки; лиственные и хвойные).
Затем дети классифицируют деревья на лиственные и хвойные.
– Мы продолжаем наше путешествие и следующей остановкой будет поляна “Хоровод цветов”.
Чтение и обсуждение рассказа И.Соколова.
“Цветы лета”
Идешь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру красные маки, голубые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики.
А у самой тропинки, по обочинам канав, на зелёных лужайках, цветут, кланяются вам знакомые белые ромашки.
На радостную улыбку похожи скромные красные маки.
(И.Соколов)
– О каких растениях говорится в рассказе? (Мак, ромашка, колокольчик, одуванчик)
– А какого цвета эти цветы? (Мак-красный, ромашка – белая, колокольчик – синий, одуванчик – жёлтый).
(Иллюстративные ответы детей выкладываются на доске).
– Посмотрите, какая красивая у нас поляна.
– Как можно назвать одним словом ромашку, колокольчик, одуванчик.
(Цветы)
Физминутка “Ветер дует…”
Цель: поддержание здоровьесберегающих технологий
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
– Мы продолжаем наше путешествие и следующей остановкой будет поляна “Хоровод грибов”.
– Посмотрите, сколько грибов вокруг! Какая это поляна? (грибная).
Давайте узнаем, а какие грибы мы встретили на поляне?
Дидактическая игра “Угадай-ка”.
Цель: развитие высших психических функций.
Задание: Дети по очереди отгадывают загадки, а иллюстративные ответы выкладывают на доске.
1. Нет грибов дружней, чем эти,- Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (Опята) |
2. Он в лесу стоял, Никто его не брал, В красной шапке модной, В пищу не пригодный. (Подосиновик) |
3. Золотистые …(лисички) Очень дружные сестрички, Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. |
4. В лесу, в бору… Стоят, стары старички, На них красны колпачки (Подосиновик) |
5. Не спорю – не белый, Я, братцы, попроще. Расту я обычно… В березовой роще, В роще у березки… Повстречались тёзки! (Подберезовик) |
6. Бледная она стоит, У нее съедобный вид. Принесешь домой – беда, Будет ядом та еда. Знай, что это гриб – обманка Враг наш – бледная… (Поганка) |
7. Глубоко был спрятан он, Раз-два-три– и вышел вон, И стоит он на виду, Белый, я тебя найду. (Боровик) |
8. В шляпе Розовой, мохнатой, Но не выглядит растяпой, Будто плюшевое ушко, Для соления…(Волнушка) |
– Как можно назвать одним словом : опята, мухомор, волнушки, боровик, лисички, поганки, подосиновик. (Грибы).
Игра: “Съедобное и несъедобное”.
Цель: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.
Ход игры:
– Ребята, сколько красивых грибов мы встретили на полянке?
– Давайте, проверим, все ли они съедобные?
(дети по очереди выходят к доске и классифицируют грибы на съедобные и несъедобные).
III. Словарная работа: Экология.
IV. Заключительная часть:
Чтение и обсуждение рассказа на экологическую тему.
“Воскресенье в лесу”.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес.
В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежа. Решив, что мать бросила его, взяли с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.
(В. Маркин)
– Ребята перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки. (Фронтальный опрос).
Вопросы:
– Почему нельзя брать домой диких животных?
– Почему нельзя разжигать костры в лесу?
– Почему нельзя ломать ветки деревьев?
– Почему нельзя пинать и сбивать палками грибы?
– Почему нельзя трогать яйца птиц?
– Почему луговые и лесные цветы рвать нельзя?
(Ответы детей)
V. Итог занятия:
Скажем на прощанье
Лесу до свидания!
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя все будем,
Добрый лес, красивый лес
Полный сказок и чудес.