Урок русского языка в 8-м классе с элементами личностно значимого подхода в обучении

Разделы: Русский язык


Класс - 8 (общеобразовательный)

Тип урока - повторение, обобщение, полученных сведений.

Тема лингвистическая - функция знаков препинания

Тема коммуникативная - коммуникативно-организационный материал из стихов русских поэтов, ставших основой песен и романсов.

Тема по развитию речи - рассуждение-миниатюра на тему детства

Технология урока - комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная обработка умений и навыков при закреплении)

Средства обучения - учебник Т.А. Ладыженской; дидактический материал - простые и сложные предложения из стихов, творений русских поэтов 19-20 вв., ставших основой широко известных песен и романсов; обобщающая таблица " Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения"; словарь; портреты поэтов.

Цели урока

1. Познавательные:

  • повторить ранее изученные сведения о синтаксических условиях употребления знаков препинания; повторить попутно: основные признаки простого и сложного предложения, отдельные орфограммы, союзы.
  • познакомиться с определением "назначения знаков препинания".
  • Методы познавательные - эвристическая беседа и лекция.

2. Практические:

  • закрепить умения различать простое и сложное предложения; видеть осложнения простого предложения; разграничивать части сложного предложения.
  • сформировать умение определять назначение знаков препинания.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

  • интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала;
  • языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);
  • нравственные качества школьников (понимание чувства родины, чувства семьи: сопричастности к миру природы как к миру прекрасного)

б) развивать: память, логическое мышление (анализ, сравнение, систематизация), речь, способности, эмоции;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.

Оформление доски.

Знаки препинания твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К. Паустовский "Золотая роза").

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Содержание проверки и спроса Методы проверки и приемы  
1. Знания о простом и сложном предложении. Опрос индивидуальный и фронтальный с примерами из домашнего упражнения №5  
2. Умение различать простое и сложное предложение (по домашнему упражнению №5). Чтение и комментирование учащимися вначале простых предложений (составление схемы осложнения в тетради), затем сложных предложений, средств соединения частей сложных предложений (составление схем)  
3.Опыт творческой деятельности. Вопрос учителя: "Можно ли каждое четверостишие считать картиной, выражающей восхищение природой, ее могуществом?"  
4.НЭОМ (нормы эмоционального отношения миру, к себе) - воспитание нравственных чувств. Вопрос учителя: "Что дает вам чтение стихов Ф.И.Тютчева? Что особенно понравилось в них?" Размышление учащихся вслух, возможна дискуссия.

II. Объяснение нового материала.

Краткое сообщение целей урока.

1. Осознание восприятия.

А. Эвристическая беседа по предложениям (четверостишиям) с доски.

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом.
(И.Козлов)

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне она
Другую жизнь и берег дальний.
(А.Пушкин)

И припомнил я ноги иные
И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза
(И.Макаров)

Вопросы к учащимся:

  • Чем различаются предложения по структуре, смыслу, интонации? (доказать)
  • Из скольких частей состоят? (доказать)
  • Что можно подчеркнуть интонацией при выразительном чтении? (см. эпиграф)
  • Какие мысли и чувства вызвали строчки их стихотворений?

Первые выводы учащихся о назначении знаков препинания (введение термина "функция").

Б. Работа по учебнику (стр. 5-6)

В. Небольшая лекция о 3 основных функциях знаков препинания, организующих письменный текс (краткое знакомство с лингвистом А.А. Реформатским, давшим определение пунктуации как самостоятельной системы знаков графической информации).

Обобщение и систематизация знаний на основе таблицы.

2. Воспроизведение изученного. Приведение своих примеров или из упр.№7.

III. Закрепление

1. Репродуктивные упражнения.

а) Анализ и графическое оформление записанных под диктовку предложений.

Дремлют плакучие ивы,
Низко склоняясь над ручьем,
Струйки бегут торопливо,
Шепчут во мраке ночном!
(А.Тимофеев).

Песня русская - это просторы,
По которым всю жизнь мне идти.
Это батюшка - Дон у Ростова,
Это матушка - Волга в пути.
(В.Боков).

Забытая песня возникла, звеня,
В ноги за углом
И за душу вдруг зацепила меня
Прозрачным крылом.
(К.Ваншенкин).

Вопросы учителя по содержанию предложений, по их семантике, структуре.

Вопрос к учащимся: Какие строчки на вас произвели особенное впечатление? Почему?

б) работа на доске (упр. 7 № 1,3,5). Графический анализ предложения, составление схем.

2. Репродуктивно-продуктивные упражнения.

а) Запись предложений по памяти (из разных песен или одной песни, указать фамилию автора).

Вопрос к учащимся: Поэты мастерски употребляют сложные предложения. Как вы думаете, почему? Какие слова и выражения вам особенно понравились?

б) Выбор предложений простых и сложных, вид которых не совсем понятен, для индивидуальной, самостоятельной работы (предложения без знаков препинания).

Березовая роща. Это арфа
На нем играет набежавший ветер
Простую незатейливую песню
И я теперь совсем не удивляюсь
Как много музыкальных инструментов
Подслушал у природы
Человек
(В.Семерин)

Как сложилась песня у меня
вы спросили
Что же вам сказать
Я сама стараюсь у огня
По частям снежинку разобрать.
(Н.Матвеева)

3. Продуктивное (творческое) задание.

Синтез в использовании языковых средств в тексте и в умениях и навыках учащихся.

Составить связный текст с опорой на строчки из стихотворений в публицистическом стиле, в форме рассуждения, использовать рассмотренные предложения разных видов и самостоятельно составленные простые и сложные предложения, озаглавить текст; выразить в нем определенный взгляд на понимание чувства родины, восприятие мира природы, вспомнить песни, звучащие в семье.

Прочитать вслух выразительно свое сочинение и провести краткий анализ по плану:

  1. Соответствие заголовка содержанию;
  2. Основная мысль;
  3. Стиль;
  4. Тип речи;
  5. Языковые средства.
  6. Работы сдать.

IV. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки. Рефлексия: "Чему я научился сегодня?"

Домашнее задание: Упр.10 (графически обозначить синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания).

(Начальный этап подготовки к сочинению на лингвистическую тему "Зачем нужны знаки препинания?" в системе подготовки к ГИА)