Занятие на тему "Введение в экономику"

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятия "Введение в экономику" являются попыткой приобщить дошкольников к элементарным экономическим понятиям. Прошло время, когда за человека многие его проблемы решало государство. Наступил момент, когда каждый человек в системе экономических отношений должен стать самостоятельным, ответственным в решении разнообразных ситуаций, связанных с его экономическим положением.

Главная цель - ознакомление детей с окружающим их миром как миром естественной природы и миром людей, их потребностей и способов удовлетворения этих потребностей.

Занятия "Введение в экономику" дают возможность детям изучать экономику как часть собственной жизни, других людей, показывает важность семьи, как экономической категории, уточняет знания о профессиях, их роли в жизни государства, дает понятия об услугах. Формирует коммуникативные способности в единстве с развитием экономических отношений, осознание своего здоровья, как экономической категории.

Изучая экономику, ребенок осознает, что человек выполняет три роли: личность, работник, потребитель. Для успешного действия в любой из этих ролей нужно уметь ставить задачи и принимать решения. Формированию такого рода мышления способствуют знания экономики.

Занятия проходят с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Изучение проводиться, как на специальных занятиях, так и в игровой деятельности, в индивидуальных беседах, играх, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Целенаправленно используются для этого дидактические и сюжетно-ролевые игры, режимные моменты, проблемно-практические ситуации. При разработке тематики и описании занятий рекомендуется использование активных методов обучения, игровая подача материала, акцент на практическую деятельность дошкольника (решение игровых проблемно-практических ситуаций, наглядно-пространственное моделирование, опыты и эксперименты, методы РТВ и ТРИЗ).

Межпредметная связь - необходимое условие, для реализации данного материла. Широкие возможности для интеграции представляют занятия математикой, обучение грамоте, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, ознакомление с окружающим.

Темы занятий распределены по циклам:

  • "Я родом из детства";
  • "Моя семья";
  • "Что нас окружает";
  • "Будем здоровы";
  • "У каждого из нас свой дом";
  • "Я по городу иду".

Если ставить вопрос о необходимости изучения данного курса в дошкольном возрасте, то, опираясь на разработанный материал с уверенностью можно сказать "Формирование экономического мышления, интеллектуальных способностей детей через знакомство с элементарными экономическими понятиями - задача насущная, задача сегодняшнего дня.

Примерное распределение занятий и программного материала

Старший дошкольный возраст.

I. Цикл занятий "Я родом из детства".

Цели:

  • Осознание ребенком себя как отдельного индивидуума.
  • Осознавать себя в системе отношений близких людей и своей роли в этих отношениях. Дать понятие о прошлом, настоящем и будущем человеческой жизни через смену поколений.
  • Ввести понятие "рождаемость" как экономическую категорию, понятие "потребность". Соотношение рождаемости с экономическим благосостоянием общества.

 II. Цикл занятий "Моя семья".

Цели:

  • Уточнить знания детей о семье, родственных отношениях и роли каждого члена семьи в ее жизни.
  • Показать важность семьи, участие семьи в системе экономических отношений общества, внутренних составных частях семейного бюджета.
  • Рассказать: кто и как оказывает помощь одиноким людям.
  • Ввести в обучение детей следующие экономические понятия: бюджет, доход, расход, заработная плата, гуманитарная помощь, спонсор.

III. Цикл занятий "Что нас окружает".

Цели:

  • Дать детям понятие о том, что человек в центре мира и от него зависит состояние окружающей действительности.
  • При помощи наглядно-пространственного моделирования подвести детей к тому, что все явления окружающего мира связаны между собой.
  • Подготовить детей к восприятию понятий "ресурсы", "экология".

IV. Цикл занятий "Будем здоровы".

Цели:

  • Дать понятие о потребности человека быть здоровым.
  • Уточнить представления о том, зачем человеку нужно здоровье, как его сохранить. Рассказать о том, что основой человеческого здоровья является нравственное поведение человека.
  • Обучать детей правильному поведению в ситуациях эмоционального неблагополучия. Рассказать о том, кто нам может оказать помощь в трудную минуту (сигналы тревоги).

V. Цикл занятий "У каждого из нас свой дом"

Цели:

  • Рассказать об одной из важных потребностей человека, потребности в жилище.
  • Показать зависимость благосостояния семьи от ее дохода, потребность в необходимых вещах и желаемых.
  • Дать понятие о том, какую роль играют в содержании квартир коммунальные услуги, ведение домашнего хозяйства.
  • Закреплять уже знакомые детям экономические понятия, ввести понятие "услуги".

VI. Цикл занятий "Я по городу иду".

Цели:

  • Уметь рассказать о городе, познакомить с районом, в котором находится детский сад, видами городского транспорта и правилами уличного движения.
  • Познакомить с видами услуг, которые оказывают людям в нашем городе. Уточнить понятие "услуги".
  • Уточнить знания детей о профессиях, и их роли в жизни семьи, города.
  • Показать какие бывают ресурсы.
  • Подготовить детей к восприятию следующих экономических понятий: товар, деньги (стоимость, цена), затраты, прибыль, потребитель.

В конце каждого цикла педагог совместно с музыкальным руководителем составляет и проводит занимательно- познавательное развлечение с целью уточнения предложенных в каждом цикле знаний.

После проведения таких развлечений педагог, если есть необходимость, включает не усвоенные детьми знания в следующий цикл занятий или включает их в содержание прогулок, экскурсий, игр во вторую половину дня.

Конспект занятия введение в экономику + математика

Старший дошкольный возраст

Программное содержание: Уточнить знания о семье, о роли каждого члена семьи в ее жизни, в системе экономических отношеий, раскрыть внутренние составные части бюджета, подготовить к восприятию экономического понятия: деньги. Продолжить учить правильно пользоваться математическими знаками > ,<, решать и отгадывать математические задачи, загадки, закреплять знания о геометрических фигурах. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Словарь. Экономические понятия: потребности, ресурсы, бюджет, доход, расход, заработная плата, стипендия, пенсия, бизнес, деньги.

Материал и оборудование: "деньги" (макеты купюр разного достоинства), ширма, иллюстрации героев сказки Э. Успенского "Крокодил Гена", "Чебурашка", "Старуха Шапокляк". Герои сказки "Три поросенка" и рисунки их домиков. Таблички с названием "Заработная плата", "Стипендия", "Пенсия", таблички с обозначением магазинов "Продуктов", "Одежды". Карточки с заданиями по математике и математическими знаками < ,> по количеству детей.

Все говорят экономика, экономика? Что же это такое, экономика? (рассуждения детей)

Сегодня мы попробуем разобраться и понять некоторые экономические понятия. А помогут нам в этом:. А вот кто поможет вы узнаете, если будете правильно отвечать на вопросы, за каждый правильный ответ мы будем зарабатывать деньги.

(Показываю деньги разного достоинства Договариваемся сколько будет "стоить" правильный ответ, и сколько с ошибкой

Внимательно слушайте вопросы

  1. Три вершинки, три угла, три сторонки вот и я? (треугольник)
  2. 4 угла как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею, но все же похож на квадрат между прочим, у меня 2 длинные стороны, 2 покороче? (четырехугольник)
  3. Чего еще бывает по 5?
  4. Что можно видеть с закрытыми глазами?
  5. Какую ноту кладут в суп?
  6. Как называется сухая трава из четырех букв?
  7. Рыбный суп из трех букв?
  8. Сколько в году летних месяцев, каковы их названия?
  9. Какой песок нужен чтобы сделать постройку?
  10. Из скольки комков обычно лепят снеговика?
  11. Как называются птицы улетающие на зиму в теплые края?

Дети угадали, ширма открывается

Здесь живут герои сказки Э. Успенского Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк. Живут они все вместе. Гена на работу в зоопарк устроился - за это получает заработную плату (ставлю обозначение), Чебурашка учиться в институте, ему платят стипендию. Старуха Шапокляк не работает, сидит дома, ведет домашнее хозяйство, она же старенькая и поэтому получает пенсию. Как их всех можно назвать одним словом, раз они все вместе живут? Семья. Раз они семья, то деньги эти все вместе и называются они словом - бюджет. Бюджет это все деньги семьи. Скажите вот все деньги семьи это доход или расход? Когда будет расход? Деньги нужно тратить разумно.

Давайте решим с вами экономическую задачку.

Сказка "Три поросенка" (английская народная сказка).

  • Зачем поросята строили себе дома?
  • Что использовал каждый из поросят в качестве строительного материала?
  • Что общего у всех этих героев сказок? Что им всем было нужно?
  • Значит, у них была потребность в жилье.
  • Какие строительные материалы использовали герои сказок? Какой материал дороже? Крепче и надежнее?
  • Как все эти материалы (используемые) можно назвать одним словом? (ресурсы)

Старуха Шапокляк дала задание Чебурашке, купить кой-какие предметы, а он перепутал где, что продается

На доске висят названия магазинов, вызываются дети по очереди. Читают или отгадывают по картинке название магазина и говорят, что там продается и выбирает из предложенных предметов, что и где Чебурашка купит.

Хвалит детей и предлагает поиграть с Чебурашкой.

Физминутка.

Чебурашка потянулся (дети тянуться)
Раз нагнулся - разогнулся (нагибаются, разгибаются)
Два нагнулся - разогнулся (нагибаются, разгибаются)
Руки в стороны развел (разводят руки в стороны)
Много он друзей нашел (обнимают себя руками)
Что-то Гены не видать (смотрят в даль)
Надо на носочки встать (стают на носочки)

Похвалить детей.

Старуха Шапокляк решила помочь своей семье деньги заработать, то есть заняться бизнесом, да вот беда немного подзабыла математические действия с цифрами, давайте мы ей поможем.

Дети садятся за столы выполняют задания по карточкам ( расставить знаки больше, меньше, решить математические задачки) задание выполняется по подгруппам, повторяется несколько раз.

Хвалит детей.

Все решила Шапокляк, теперь точно буду бизнесменом.

Дело было зимой. На улице было холодно. Старуха Шапокляк развесила у себя во дворе бейсболки, сандалии, сарафаны, футболки, шорты. Ну думает теперь народ ко мне повалит, кучу денег заработаю, а к ней никто не идет. Почему? Каким экономическим словом можно назвать то, что человеку нужно?

В чем человек нуждается? (потребности)

А чтобы идти в магазин нужны :. (деньги). Давайте посчитаем, сколько же денег мы сегодня заработали? Подсчитывают.

Похвалить детей.

Используемая литература.

  1. Программа и методические рекомендации по курсу "Введение в экономику: Потребности". Учебное пособие. Общественный фонд "Достижения молодых - Junjor Achjevement Алматы 2000 год. с. 3-7
  2. Программа и методические рекомендации по курсу "Введение в экономику:Семья" Учебное пособие. Общественный фонд "Достижения молодых - Junjor Achjevement" Алматы 2000 год с. 3-7
  3. Программа и методические рекомендации по курсу "Введение в экономику: Мой город" Учебное пособие.Общественный фонд "Достижения молодых - Junjor Achjevement" Алматы 2000 год. с. 3-7

Приложение "Контрольно-тренировочные задания".