Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "И.А. Крылов. Басня "Лебедь, Щука и Рак"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Раскрыть понятие литературного жанра "басня"
  • Познакомить с произведением И. А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак"

Образовательные задачи:

  • Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
  • Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

Развивающие задачи:

  • Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.
  • Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать формированию понятия "действовать дружно".
  • Содействовать формированию культуры диалога на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.

У нас сейчас урок :. (слайд 1).

Презентация.

2. Речевая разминка.

В аквариуме у Харитона
Четыре рака да три тритона.

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте с вопросительной интонацией, ставя логическое ударение на разные слова.

- А с какой еще интонацией можно прочитать?

- Скороговоркой.

3. Введение в тему.

- Прочитайте что написано на доске, только справа налево (тренировка произвольного внимания):

КАР и АКУЩ, ЬДЕБЕЛ (лебедь, щука и рак) (Слайд 2).

- Что вы знаете об этих животных? (Сообщения учащихся).

(Слайд 3)

Лебеди - величавые и грациозные птицы. Служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Стая летящих лебедей - это редкое по красоте зрелище. Люди издавна почитали этих птиц как символ чистоты и благородства. В древности лебедям приписывали голос необыкновенной красоты. По поверью, они в час смерти поют чудесную песню, полную тоски и отчаянья. Но, к сожалению лебеди не поют. Они шипят, трубят, а когда ухаживают за птенцами, лают по собачьи.

(Слайд 4)

На нашей планете обитают более 35 тысяч ракообразных. Они встречаются практически везде, начиная от луж, рек и озер и заканчивая морями и океанами. Раки бывают разных размеров - от допей миллиметра до 80 сантиметров. Некоторые раки умеют менять окраску под цвет грунта. Одни раки бегают, плавают или ползают, а другие предпочитают сидячий образ жизни. Они прикрепляются к подводным предметам. Поэтому их тело от врагов защищают известковые раковины. Те ракообразные, которые не имеют раковин, покрыты надежным панцирем. У раков, как правило, десять конечностей. Две передние - это мощные клешни, которыми они добывают себе пропитание и обороняются.

(Слайд 5)

Щуки - род пресноводных рыб, единственный в семействе щуковых. Распространена в Европе, Сибири, Северной Америке.

Щуки могут достигать 1,8 м в длину и 67 кг веса

, хотя встречаются и более крупные экземпляры. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30 лет. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и острые зубы, типичные для хищных рыб. Окрас щуки - серо-зелёный в крапинку. Щуки - чрезвычайно прожорливые хищники. Питаются они в основном рыбой (плотвой, окунями, гольянами). Их добычей могут стать и мелкие млекопитающие, например, мыши или кроты, попавшие в воду. Щука охотится и на мелких водоплавающих птиц и их птенцов. Этот хищник нападает на животных, достигающих 1/3 от его собственных размеров. Обычно держится в прибрежной зоне среди зарослей водной растительности, где подкарауливает добычу. Типичный хищник-засадчик. Увидев добычу, медленно, работая одними брюшными и грудными плавниками поворачивается в её сторону и затем делает молниеносный рывок, на расстояние до нескольких длин своего тела

- В каком произведении встречаются лебедь, рак и щука?

- Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с басней "Лебедь, Щука и Рак". (Слайд 6).

4. Основная часть.

1. Знакомство с понятием "басня"

- Что такое басня? (Ответы детей).

Басня - это небольшой рассказ, чаще всего в стихах. В басне обязательно должно быть мораль (совет). В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери и даже вещи. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, помогают или мешают друг другу.

И еще басня - это почти всегда живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.

- На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди)

Вывод:

(Слайд 7).

Басня - короткие, чаще всего стихотворные рассказы, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи; обычно они умеют говорить.

(Слайд 8).

Мораль - нравоучение в басне.

Наша задача сегодня найти в басне "Лебедь, Щука и Рак" мораль и понять, чему она учит, и научиться читать басню выразительно.

2. Знакомство с И.А. Крыловым.

- А кто же автор этой басни? (Иван Андреевич Крылов) (Слайд 9).

Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т.д.)

- 13 февраля 1768 г. - родился великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Место рождения точно не известно, возможно Москва, Троицк или Заволжье. За всю свою жизнь Крылов написал 205 басен. (Слайд 10. Выставка книг) Крылов, кроме басен, увлеченно создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы . 21 ноября 1844 г. - Иван Андреевич Крылов умирает.

(Слайд 11).

- Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

- Откройте учебник с. 102.- Давайте о нём прочитаем. (Чтение детьми по цепочке)

- Что нового вы узнали из этой заметки?

3. Знакомство с басней.

(Учебник).

- Рассмотрите иллюстрацию к басне И. А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак".

- Что они делают? Получится ли у них сдвинуть воз или нет?

- А вот что рассказал об этом И.А. Крылов?

Слушание басни.

- Оправдались ли наши предположения?

- Понравилась ли вам басня?

- Что заставило вас улыбнуться?

- Что вы узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?

- Вам встретились незнакомые слова (Слайд 12). Прочитайте басню ещё раз и подчеркните их.

(Слайд 13).

Словарная работа.

Сегодня я изменила словарную работу на уроке. Обычно вы находили незнакомое слово, а я объясняла вам его значение. А сегодня я объясняю значение одного из незнакомых слов, а вы должны догадаться, что это за слово.

Лад - действовать совместно, не расходясь.

Мука - сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа - уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.

Воз - повозка или сани с кладью.

Ныне - теперь, в настоящее время.

- Случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев?

(Нет, у всех у них жизнь связана с водой, поэтому должны быть друзьями)

4. Физкультминутка.

5. Анализ произведения

- Какие слова помогают увидеть образ каждого героя?

(Слайд 14).

  • "Лебедь рвётся в облака" - он стремительный, упрямый, быстрый
  • "Рак пятится назад" - неповоротливый, нерасторопный, идёт назад
  • "Щука тянет в воду" - упрямая, только своё дело знает

Обратите внимание на действия героев, которые очень точно передают характер каждого из них.

- Как голосом передать образ каждого героя?

(Слайд 15)

Объясните выражение

  • "Из кожи лезут вон" - усердствовать, стараться изо всех сил.

- Как голосом передать их старание?

- Возможно, ли было им сдвинуть воз с места? Прочитайте в тексте слова, которые подсказывают, что воз, можно было свезти. ("Поклажа бы для них казалась и легка:")

(Слайд 11)

- Что главного они не сделали: - Почему же "воз и ныне там"? Предлагаю вам 3 варианта ответа. Выберите, который считаете верным:

(Слайд 16)

  • не спели вместе
  • не договорились, как будут действовать
  • не пригласили на помощь кого-то более сильного.

- Найдите главную часть басни - мораль. (Первые три строчки). А когда в жизни людей может получиться такая же ситуация? Чему же нас учит Крылов?

Подготовка и выразительное чтение басни учащимися.

6. Закрепление.

Игра "Верно - Неверно"

  1. Верно ли, что басня о дружбе?
  2. Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?
  3. Верно ли, что воз стал причиной их разлада?
  4. Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?
  5. Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными?
  6. Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей?
  7. Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?

7. Итог урока.

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

- С каким произведением?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Слайд 17).

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Истекает третий век, как басни Крылова полюбились людям, и, прямо скажем, пока он никем не превзойден. Так что читайте его и перечитывайте постоянно!

Домашнее задание.

Вопрос № 6, с.105.