Открытый урок литературы по роману И.А. Гончарова "Обломов" на тему "Портретные характеристики главных героев романа". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока:

образовательная

  • сформировать понятие "ассоциативная карта"
  • углубить понятие "портретная характеристика"

развивающая

  • развитие интеллектуальных и образовательных умений: анализ, синтез, сравнение
  • развитие навыков работы с художественным текстом: пересказ, выразительное чтение, анализ художественного текста, прием сопоставления данных биографии писателя с художественным текстом
  • развитие речевых умений и навыков

воспитательная

  • усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к "вечным" темам, связи времен
  • воспитывать чувство толерантности, внимания к человеку

Приемы:

  • использование на уроке литературы новых форм анализа (цвет, образ, ассоциации) для повышения интереса учащихся и развития речевых навыков
  • использование рейтинговой системы контроля как способ активизации деятельности учащихся на уроке

Тип урока: комбинированный

Методы:

  • обучения - информационно-развивающий
  • преподавания - диалоговый
  • учения - поисковый, исследовательский

Дидактическое пространство урока:

  • роман И.А. Гончарова "Обломов"
  • рабочие тетради учащихся
  • цветные карандаши, бумага
  • музыкальное сопровождение

План урока:

  1. Организационный момент (готовность к уроку, поурочный рейтинг)
  2. Актуализация: опорные знания (сюжет романа, основные образы)
  3. Формирование новых понятий: понятие "художественный образ героя", "ассоциативная карта"
  4. Применение умений и навыков: индивидуальная поисковая работа, групповая работа
  5. Домашнее задание: индивидуальная творческая работа
  6. Подведение итогов урока

Ход урока

Организационный момент

  • Приветствие учеников и гостей
  • Проверка наличия учебных принадлежностей: учебник, текст произведения
  • Объявление темы урока и целей урока
  • Розовый, желтый, зеленый - за ответы на уроке (отлично, хорошо, удовлетворительно - стикеры)

Актуализация

1. Вспомним кратко данные биографии Ивана Александровича Гончарова.

2. Теперь подумаем и попробуем составить портретные характеристики главных героев романа

Илья Ильич Обломов

"Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. : Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли, ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. : Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный : тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. : Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью".

Андрей Иванович Штольц

"Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. :Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно".

Ольга Сергеевна Ильинская

"Ольга в строгом смысле не была красавица,: но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - со станом:Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большеючастию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо:"

Захар Трофимович Трофимов

"пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды:. Серый сюртук и жилет нравились ему: захрипел Захар, за неимением другого голоса, который, пословам его, он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло".

Агафья Матвеевна Пшеницына

":с голой шеей и локтями. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено".

  • Какие чувства вызывают у вас образы этих героев?
  • Каким образом писатель добивается такого эффекта?

Формирование новых понятий

"Художественный образ героя" представляет собой не только изображение человека - он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ - это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей, он может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

1. Семь цветов радуги: при виде какого-то цвета, у нас возникают разные ассоциации

  • красный - радость, мужество, кровь, война, любовь, ярость, огонь
  • оранжевый - бодрость, гуманность, самоконтроль, добродетель
  • желтый - рассудительность, единство, связь с богом, сумасшествие, глупость, плутовство, засыхание, отчаяние
  • зеленый - ум, разум, мудрость, юность, покой, цветение, воздух, ревность, грехопадение, триумф, надежда
  • голубой - божественный мир, небо, вода, мечта, идеал, легкость, крылья, очарование
  • синий - ангел, расслабление, безопасность, доверие, покой, гармония, комфорт, стабильность, вечность, доброта, верность, благородство
  • фиолетовый - тело и душа, цветение, фиалка, мятеж

2. Дадим теперь каждому нашему герою свой цвет

  • Обломов - голубой
  • Штольц - зеленый
  • Ольга - синий
  • Захар - желтый
  • Агафья Матвеевна - оранжевый

3. Следующий шаг в нашем анализе - это сравнение некоторых фактов жизни писателя с героями его романа. Мы посмотрим сходства и различия их имен со стороны графики и фонетики.

Как мы уже знаем, Гончаров и Обломов очень близки друг другу, но есть в них одно различие, его также видно на примере их фамилий

ОБЛОМОВ ГОНЧАРОВ

То есть, если представить это в виде фигур получится следующее

 

Как мы видим, жизненный круг Обломова без видимых изменений (ровный цикл жизни), а вот автор романа все же один раз отошел от этого однообразного и скучного круга и отправился в кругосветное путешествие. Отсюда и следует вывод, что ни во всем они были похожи.

Следующий интересный факт это

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧТРЕГУБОВ и ЗАХАР ТРОФИМОВИЧ ТРОФИМОВ

При произношении этих имен мы видим некоторые совпадения с крестным отцом Гончарова, поэтому и этот персонаж не зря включен в произведение.

Дальше остановимся на самом главном человеке - матери Ивана Александровича и жене Ильи Ильича

АВДОТЬЯ МАТВЕЕНА АГАФЬЯ МАТВЕЕНА

Образ матери никогда не оставлял Гончарова, потому и в романе встречается нам образ матери-жены.

Ну и, наконец, одиночество. Как мы знаем, Гончарова в раннем возрасте отдали в пансион, где у него была маленькая комната, потом он уехал в Петербург, где также ютился в комнатке, так и в романе Обломов покидает имение и живет в комнатке. Нехватка родительского тепла и рождает в них постоянный уход от реальности, воспоминание уюта, матери.

4. Перед выполнением последнего задания запишем в тетради: ассоциативная карта - способ изображения процесса общего мышления с помощью схем, рисунков, отправной точкой в которой является центральный объект.

Применение умений и навыков:

Творческое задание (в группах по 4 человека): составление ассоциативной карты (цветные карандаши, лист бумаги, портретные характеристики).

Домашнее задание: (предварительная запись на доске): составить портретную характеристику близкого вам человека и ассоциативную карту.

Подведение итогов урока

  1. Какое впечатление оставили у вас образы главных героев романа? Изменилось ли первоначальное впечатление?
  2. Мы все должны стремиться к тому, чтобы в наших душах было чисто, светло, честно.