Цель:
- Закрепление знания внетабличных случаев умножения и деления.
- решение задач.
- решение уравнений.
- воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства любовь к природе, бережное отношение к ней, умение понимать ее красоту, любовь к Родине.
Интегрированный урок
Оборудование: плакаты берез (плачущая и кудрявая)
Словарные слова: бетулин береста фитонциды
Ход урока
Сегодня у нас необычный урок математики.
Мы отправляемся в "икс"-педицию к математическому полюсу.
- Что значит "Икс" - это что-то неизвестное, которое надо найти.
Поэтому у нас математика "икс"-педиция.
Итак, идем мы в "икс"-педицию.
Чтобы дорогу нам найти,
"Икс"-педицию надо провести.
И в этой "икс"-педиции
На вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию
В дороге опираться.
Задачи в "икс"-педиции
Для вас, для всех, для всех.
От их решенья быстрого
Зависит наш успех.
Устный счет.
- Сегодня к нам на урок пришла гостья
- Кто она? Вы узнаете если решите выражения. Чтобы узнать надо расшифровать и назвать слово.
Плакат:
99:3=3 48x2=96 72:2=36 100x4=400 78-18=60 128+79=207 |
||||||
Б 33 | З 60 | |||||
А 207 | Ё 400 | |||||
Р 36 | Е 96 | |||||
Говорим математическим языком - Какие свойства применяем?
БЕРЁЗА
Поговорим о березе: сведения
Беседа:
1. Береза - лиственное дерево:
- Для русского человека нет роднее и дороже дерева, чем белоствольная береза.
- О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи, лучшие художники изображали её на своих картинах. Береза дерево не прихотливое, может расти на любых почвах.
Это символ нашей России.
- Берёза на самом деле дерево удивительное. Можно весь свет обойти, нигде такого растения не встретишь.У неё единственной в мире - белая кора. Разве не чудо? С начало этому только удивлялись. Потом узнали, что в коре имеется особое, окрашивающее её вещество. А так как по-латыни берёза - "бетула", то и назвали его "бетулин". Плохо пришлось бы берёзе без этого вещества: кора у неё тонкая, нежная, дерево могло бы получить солнечные ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом нетрудно убедиться, если в жаркий день прикоснуться к стволу берёзы - даже на солнце он остаётся прохладным.
- Кто прочтёт несколько строк из стихотворений про берёзу?
Сравнение:
Это дерево красиво и зимой и летом.
Загадки
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей.
(берёза)Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке
В белом сарафане.
(берёза)Стоит Алёна
Платок зелёный
Тонкий стан
Белый сарафан.
(берёза)
Математический диктант: у доски один учащийся. Пишем только ответы:
1) - Кто знает, сколько примерно лет живет берёза? (около 150 лет)
- Сколько цифр использовали для записи этого числа? (3)
- Назовите разряд сотен? (1 сотня)
общее количество десятков подчеркните.
2) Высота берёзы 20 метров, а дуба 30 метров.
На сколько метров берёза ниже, чем дуб?
(на 10 метров)
3) Можжевельник в сутки выделяет 30 кг ароматных веществ (фитонцидов), убивающих бактерии, а берёза 2 кг.
Во сколько раз больше фитонцидов в сутки выделяет можжевельник, чем берёза? (в 15 раз)
4) Муравей прополз от берёзки до василька 5 дм 6 см, а от василька до муравейника 4 дм.
Какое расстояние прополз муравей? Выразить в см?
5 дм 6 см + 4 дм = 96 см 56 см + 40 см =
До 1 метра не хватает 4 см.
5) У нашей берёзы на территории России проживает более пятидесяти её сестёр. Самая маленькая карликовая берёза живёт на Севере. Её рост составляет ? от метра.
Какого она роста?
(100:2x1=50 см)
6) С 1га берёзового леса продуцирует в год 725кг кислорода. (Запишите число, подчеркните разряд десятков)
7) В сутки берёза поглощает из почвы 40 литров влаги, а с поверхности листьев испаряет в 2 раза меньше, чем из земли. Во сколько раз больше из земли, чем с листьев?
(40:2=в 20 раз)
3. Продолжаем путешествие.
- Что за капельки на берёзе? Словно она плачет?
А.К. Толстой
"По коре серебристой покатились слёзы,
Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй,
Рана не смертельная, вылечишься к лету!"
Беседа:
- Прав ли поэт кода говорит о берёзе?
- Почему плачет берёза?
- Посмотрим, что там. Ну-ка сними одну капельку.
Решение уравнений:
X:19=4
X=19x4
X=76
76:19=4
4=4
325+X=759
X=759-325
X=434
325+434=759
759=759
26Xx=52
X=52:26
X=2
26x2=52
52=52
637-X=364
X=634-364
X=273
637-273=364
364=364
Физкультминутка. (под музыку)
Ай, да, берёзка, белый ствол.
Зеленей, зеленей ты листвой!
Яркие платочки, в руки мы возьмём
У берёзки стройной игру заведём.
К вечеру мы дружно скажем ей "Прощай!"
Ты без нас берёзка 2 раза.
В поле не скучай.
Задачи:
1. Берёзовые почки ценнейшее лекарственное сырьё от многих заболеваний. В сборе, которого участвуют не только взрослые, но и ученики. Для удобства берёзовые почки собирают в спичечные коробки.
Ученики 2 класса собрали 112 коробок.
Ученики 3 класса собрали на 75 коробок больше, чем ученики 2 класса.
Ученики 4 класса собрали в 4 раза больше, чем ученики 2 класса.
Сколько коробок берёзовых почек собрали все три класса вместе?
- 112+75=187(к) собрали ученики 3 класса
- 112x4=148(к) собрали ученики 4 класса
- 112+187+148=447(к) собрали три класса вместе
Ученики 2 класса собрали 102 кг берёзовых почек.
Ученики 3 класса собрали на 98 кг больше, чем ученики 2 класса.
А ученики 4 класса собрали в 9 раз больше, чем ученики 2 класса.
Сколько килограммов берёзовых почек собрали ученики трёх классов вместе?
- 102+98=200(кг) собрали ученики 3 класса
- 102x9=918(кг) собрали ученики 4 класса
- 102+98+918=1218(кг) собрали ученики трёх классов вместе
2. Длина детской площадки 8 метров, что на 2 метра больше, чем её ширина. На расстоянии 1 метра посадили берёзы (живой забор). Найдите периметр живого забора?
Длина 8 метров
Ширина на 2 метра меньше
P =?
8-2=6(м) ширина
P = (8+6)x2=32
P = 32 м.
Сколько посадили берёз?
Ответ: 32 берёзы.
Итог урока:
Чему учились на уроке?