Цели:
- развивать внимание и согласованность действий учащихся; обучать работе в паре и по цепочке; ввести правило«мы готовы».
- прививать терпимость к чужому мнению;
- обучать и договариваться, как одному из способов решения спорных ситуаций;
- повторение и закрепление знаний об органах чувств, эмоциях, настроении.
- познакомить детей с понятием чувство, тренировать умение выражать свое эмоциональное состояние и определение чувства других людей.
- воспитывать добрые чувства по отношению к окружающему.
Оборудование:
1) Письмо Феи Знаний учителю, 6 писем детям,
сокровища, фотоаппарат. Свеча Дружбы.
2) Надпись «Чувства – это…»
3) Цепочка
4) Свечка (спички)
5) Рисунки: топор, березка, мост, сердечки.
6) Светофоры.
7) Клубок, ножницы.
8) Рисунок мячика, карандаши 4 шт.
9) 6 рисунков-шифровок.
10) 3 правила
11) Часы-минута.
12) магнитофон с записью.
На доске плакат: «Самый сильный человек тот, кто умеет управлять самим собой» (Сенека – мудрец). Фотографии детей с разными эмоциями.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, дети. Сегодня у
нас небольшой урок. Его попросила провести ваша
знакомая – Фея Знаний. Она прислала мне письмо;
послушайте, что она пишет:
“Дорогие ребята! За время учебы в школе вы
многому научились: читать, писать, считать, ваши
школьные предметы очень интересные и нужные. Вы
изучаете иностранный язык, чтобы понимать и
общаться с людьми других стран. Но на свете
существует еще один язык, который понятен людям
любой страны, без знания которого человек не
может называться человеком. Это – язык чувств. Я
очень хочу, чтобы вы ему научились.”
Сегодня мы с вами будем учиться языку чувств.
Давайте прочитаем, что же такое чувства.
Чувства – это переживания, которые
человек испытывает в разных ситуациях
Я думаю, что вы кое-что уже знаете о чувствах. Для
начала проведем разминку. Я зачитываю ситуацию, а
вы называете мне чувство, которые испытаете в
данной ситуации.
Разминка
1. Я сегодня победил в спортивном состязании,
поэтому испытываю чувство…(гордости)
2. Моя подруга упала и разбила коленку, я
испытываю к ней чувство…(жалости)
3. Мой воздушный шар неожиданно лопнул, я
испытываю чувство…(страха)
4. Я зевал, когда смотрел неинтересную передачу,
мне было…(скучно)
5. У меня есть апельсин, я обязательно поделюсь с
кем-нибудь…(щедрость)
6. У моей подруги день рождения, и я хочу подарить
ей что-нибудь очень приятное…(дружба)
7. Мой соперник обогнал меня, и я прибежал к финишу
чуть-чуть позже. Я испытываю чувство…(досады)
8. Мой обман раскрылся, и теперь все знают, что я
врун. Я испытываю чувство…(стыда)
9. Я хорошо выполнял все домашнее задание и не
боюсь, что меня вызовут к доске отвечать. Я
испытываю чувство…(уверенности)
10. Мне подарили новую книгу. Мне не терпится
скорее прочитать ее.Я испытываю
чувство…(интерес)
Вот видите, сколько чувств вам знакомо. А их –
великое множество: приятных и неприятных.
Приятные связаны с хорошими событиями, а
неприятные с неприятными.
– Как вы думаете, где в человеческом теле живут
чувства?
– Какие чувства вам хотелось бы использовать
чаще?
– Как вы справляетесь с неприятными чувствами?
Ответ: В сердце, потому что любое
переживание проходит через сердце человека,
связано с его душой.
(Замечание: где живет страх? В пятках. Душа ушла в
пятки.)
Физминутка
– Откуда же берутся чувства, как они возникают?
Составление цепочки
– Помогите мне собрать цепочку: Вспомните сказку о цыпленке, который превратился в ребенка и о 5 верных помощниках человека. Как мы их называем?
Органы чувств
Появляется чувство, которое соответствует этому настроению.
Чувство
Заработали органы чувств, что происходит дальше, что появляется?
Настроение
Последнее звено цепочки самое важное, потому что благодаря ему мы узнаем о чувствах других людей и они узнают наши, т.е. мы имеем возможность понимать друг друга.
Мимика – Эмоции – Интонация
Жест Пластика
Теперь мы уже можем сказать, что тот человек знает язык чувств, кто может по выражению лица, жесту, позе, интонации определить состояние другого.
Этюды
- “Зуб болит”(боль)
- “Тьфу, какая гадость!”(отвращение)
- “Как я устала!”(усталость)
- “Ой, паук!”(страх)
- “Здравтвуйте…”(раздражение,злость)
– Скажите, а зачем нужно понимать чувства других?
Ответ: чтобы не ссориться, чтобы дружить, чтобы вместе переживать и горе и радость, чтобывовремя помочь, утешить и т.д.
Чтобы жить в мире и согласии.
Для мира и согласия одних чувств мало, нужны еще и добрые поступки, а это – большой труд.
Проверка домашнего задания
Если бы волшебник мог исполнить одно мое желание, я бы пожелал...
– Молодцы же ребята, которые не пожелали свое желание и попросили что-нибудь для других.
Сказка «Топор» А.Н.Толстой
У каждого из вас на столе рисунок. В этой сказке
три героя. После прослушивания вы отдадите свое
сердце тому герою, кому захотите.
(Правильный выбор – “Мост, себя не пожалел, чтобы
за Люленьку наказать топор.”)
– У вас дружный класс? Вы живете в мире и согласии? Внимательны ли вы к чувствам своих одноклассников, переживаете друг за друга, не огорчаете друг друга и учителей, когда у вас плохое настроение? Хорошо ли вы знаете друг друга?
Игра “Пусть встанет тот”
Дети закрывают глаза и кладут голову на руки, на парту.
Игра “Кто любит”
(Если ученик любит это, он показывает зеленый цвет светофора, если не любит – красный)
мороженое слушаться взрослых
лук в супе подарки
шоколад лето
пельмени зима
смотреть телевизор дождь
мыть посуду красивую куклу
стоять в углу модель автомобиля
петь когда меня дразнят
драться толкают
ходить в гости врут
читать сказки надо мной смеются
цирк плакать
– Я думаю, что теперь вы лучше узнали друг друга и надо постараться, чтобы в вашем классе было только то, что вы любите. А для этого вам надо соблюдать три правила. Они спрятаны в упражнениях:
1. Упражнение “Клубочек”
Задание: рассказать по цепочке стихотворение, не подвести товарищей, быть внимательным.
Разрезаю цепочку в том месте, где будет запинка или грубость по отношению к товарищу.
Стихи: “В лесу родилась елочка”.
Вывод: успешный результат общей работы класса из усилий каждого.
2. Упражнение “Мячик” (работа парами)
Задание: Раскрасить одинаково со своим соседом. 30-40 сек. Для этого надо сначала договориться, как вы будете выполнять работу, каким цветом раскрашен жест “Вы готовы”
Вывод: Умей договариваться, уважай мнение другого человека.
3. Упражнение “Расшифруй рисунок” (работа четверками)
1 рис. на стол: все вместе рассмотрите ситуацию на рисунке, посовещайтесь и дайте правильный ответ.
Вывод: Будь ответственным, умей радоваться успехам своих одноклассников!
3 правила:
1. Умей договариваться, уважай чужое мнение!
2. Не стоит огорчаться, если неправильный ответ.
3. Радуйся тому, что ты тоже так думаешь.
Учитель: Дорогие дети! Фея Знаний и вам прислала письма. Найдите, пожалуйста, их в классе.
Стол №1 – письмо №1…
Прочитать их можно, если разложить конверты в определенном порядке.
1 2 3 4 5 6
Д Р У Ж Б А
Текст:
“Дорогие ребята! Я надеюсь, вы научились быть добрыми, щедрыми и внимательными к окружающим вас людям, научитесь языку “чувств”. Поэтому я дарю вам свои сокровища. Но помните, что это еще не все, еще многому предстоит научиться!”
Фея Знаний
Сокровища: верность, щедрость, здоровье, дружба,
справедливость, восторг, интерес, понимание,
бодрость, удача, доброта, счастье, любовь,
удовольствие, радость, доверие, вера, жизнелюбие,
искренность, нежность, уверенность, гордость,
согласие, надежда, взаимопомощь.
Улыбнитесь друг другу.
Фотография дружбы!
Задание на дом:
Ответить: если бы волшебник мог исполнить одно единственное твое желание, что бы ты пожелал? Альбом успехов, с. 50-53. Вспомните содержание частей м/ф и нарисуйте, что вы себе представляете при выполнении того или иного движения.