Цели урока:
Образовательные:
- повторить и закрепить единицы измерения площадей и соответствия между ними;
- систематизировать полученные ранее знания с помощью наглядного материала;
- повторить и закрепить формулы нахождения площади квадрата и площади прямоугольника.
Развивающие:
- закрепить навыки перевода одних единиц измерения площадей в другие;
- использовать полученные знания и умения при решении задач.
Воспитательные:
- развитие внимания и аккуратности;
- умение излагать свое отношение к нравственным понятиям.
Оборудование: интерактивная доска, компьюторы воспитанников,“Математика:
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”,
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
- “Дидактические материалы по математике для 5 класса”, Чесноков А.С., Нешков К.И.;
- карточки на печатной основе;
- шкала соответствия единиц измерения площадей (плакат);
- формулы площадей квадрата и прямоугольника (плакат).
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Ход урока
I. Организация начала урока. Сбор тетрадей. Запись домашнего задания. (2
мин.)
п. 19 № 761, № 764, № 767 а), таблица площадей
II. Устные упражнения. Проверка навыков устного счета. (5 мин.)
Учебник: № 743 а), № 742 а), б), № 746.
Воспитанники отвечают по цепочке. Для поддержания внимания ребят учитель несколько раз прерывает цепочку отвечающих, начиная с другого человека.
№ 743 Восстановите цепочку вычислений:
№ 742 Вычислите устно:
а) | 39 : 3 +37 : 5 *11 : 55 ? |
Ответы: 13 50 10 110 2 |
б) | 28 : 2 +40 : 3 *5 : 15 ? |
Ответы: 14 54 18 80 3 |
№ 746 согласны ли вы с утверждением:
а) равные фигуры имеют равные площади; (да)
б) неравные фигуры имеют различные площади; (нет)
в) любой квадрат есть прямоугольник; (нет)
г) некоторые прямоугольники являются квадратами; (да)
д) если периметры прямоугольников равны, то равны и эти прямоугольники? (нет)
III. Обобщение и повторение материала (5 мин.)
(Фронтальная беседа/)
Какие единицы измерения площадей Вы знаете?
Отметим названия единиц измерения площадей на шкале с ценой деления 4 клетки тетради. Заполняем шкалу, отвечая на вопросы:
Сколько в 1см2 квадратных миллиметров? Сколько в 1дм2 квадратных сантиметров?
…Вы заметили, что каждая следующая единица измерения площади в 100 раз больше предыдущей на нашей шкале?
Теперь Вам будет легче запомнить соответствие между единицами измерения площадей и переводить одни единицы измерения площадей в другие.
IV. Тренировочные упражнения (20–25 мин.)
Дидактические материалы 5 класс стр. 38 № 158, № 155, № 159, № 160.
№ 158
(Hабота у доски по цепочке: один ученик решает пример у доски, остальные
– в тетради.)
Выразите:
а) в квадратных метрах: 12 га, 8 га 7 а, 3500 дм2;
б) в арах: 17 га, 8 га 7 а, 3500 м2;
в) в гектарах: 8 400 000 м2, 57 000 а, 7 км2;
г) в гектарах и арах: 1850 а, 324 500 м2.
Решение:а) 12 га=1200 м2, 8 га 7 а=807
м2, 3500 дм2=35 м2;
б) 17 га=1700 а, 8 га 7 а=807 а, 3500 м2=35
а;
в) 8 400 000 м2=840 га, 57 000 а=570 га,
7 км2=700 га;
г) 1850 а=18 га 50 а, 324 500 м2=32 га
45 а.
Ребята, мы повторили единицы измерения площадей, а теперь будем решать задачи на нахождение площади квадрата и прямоугольника.
Как найти площадь квадрата со стороной а? Как найти площадь прямоугольника со сторонами а и b? |
№ 155 (Работа у доски по цепочке.)
Периметр квадрата 44 см. Найдите площадь квадрата.
Решение:
Формула периметра квадрата P=4a;
Значит, 4а=44; а=44:4; а=11 (см).
Формула площади квадрата S=a2;
Значит, S=112=121 (см2).
Ответ: 121 см2.
№ 159 (Устное проговаривание по действиям.)
Длина прямоугольника 720 м, а ширина на 80 м меньше. Найдите площадь прямоугольника и выразите ее в гектарах и арах.
Решение:
- 720 – 80 = 640 (м) – ширина прямоугольника
- 720 · 640 = 460800 (м2)
- 460800 м2 = 46 га. 8а.
Ответ: площадь прямоугольника равна 46 га 8а.
№ 160 (Взаимопроверка.)
Площадь поля, имеющего форму прямоугольника, равна 54 га. Найдите ширину этого поля, если его длина 900 м.
Решение:
54 га = 540 000 м2
540 000 : 900 = 600 (м)
Ответ: ширина прямоугольника равна 600 м.
V. Подведение итогов повторения в виде дидактической игры (игровой
момент).
Выставление оценок за работу на уроке (7–10 мин.)
Решая примеры в карточке, воспитанники отгадывают зашифрованное слово “доброта” и объясняют его значение.
Итог урока. (Оставшее время.) Обсуждение значения слова ДОБРОТА и других качеств личности.
Расшифруйте слово, решив все задания и выбрав нужные буквы по ответам из таблицы.
24700 м2 | 4300 а | 5190 га | 4300 м2 | 4300 а | 51900 а | 43 га |
Фамилия имя ____________________________________ класс 5 “А”
Подумайте и напишите, что означает отгаданное слово?
Технология дидактической игры.
Каждый ученик получает карточку на печатной основе, содержащую таблицу с ответами на некоторые из предложенных ниже примеров.
Ученик должен решить примеры, и если ответ на пример совпадет с ответом в таблице – написать букву, стоящую напротив примера в соответствующую ячейку таблицы. Если ученик выполнил задание правильно, у него получится зашифрованное слово. В данном задании должно получиться слово ДОБРОТА.