Цель: математическими способами доказать возможный вред от курения.
Задачи:
- решить задачи на проценты, повторяя ранее изученные формулы;
- развивать творческие способности учащихся;
- предупреждение заболеваний, вызываемых курением.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка темы урока.
Учитель: Сегодня, ребята, мы проведем с вами необычный урок. У нашего урока две темы: “Решение задач на проценты” и “Прежде чем курить – подумай”.
Первое наше задание на внимание.
Посмотрите внимательно на рисунок.
На рисунке изображены: в синем треугольнике мяч, в красном пятиугольнике сигарета и в зеленом прямоугольнике – две кисточки с красками.
Рисунок учитель закрывает.
– Теперь ответьте на следующие вопросы:
- Какой предмет находится в сине треугольнике?
- Сколько кисточек рядом с красками?
- Какого цвета пятиугольник?
- Какой предмет лишний на рисунке?
3. Работа по теме урока
Выходит Сигарета.
– Почему это я лишняя7 А вы знаете, что мои ближайшие родственники: картофель, томат, баклажан? В Европе табак использовали в качестве лечебного средства. В вышедшем в 1625 году в Базеле учебнике медицины о табаке говорилось следующее: “Это зелье очищает небо и голову, рассевает боль и усталость, оберегает людей от чумы, прогоняет вшей”.
Входит врач Пилюлькин.
Пилюлькин: Но вы забыли сказать, что родственниками табака(и это, пожалуй, справедливее) являются белладонна, белена и дурман. В 1608 году король Людвиг 13 запретил свободную продажу табака. В 1649 году в знаменитом “Уложении” царя Алексея Михайловича предписывалось пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом, пока не признается, откуда табак достал. Если торговец табаком– пороть, ноздри рвать ссылать в дальние города.
Сигарета:
Раз так, то уйдешь со мной и ты! И никто не сможет рассказать ребятам о вреде курения. Ох, и дыма сейчас я напущу.
Сигарета, Схватив доктора Пилюлькина, уходит.
– Развеять дым мы сможем, выполнив устно задание из таблицы. А в это время некоторые ученики, выполняя отдельное задание, будут искать нам помощников.
А Вычислите |
В Упростите |
С Выразите десятичной дробью |
Д Выразите в процентах |
Е Найдите |
0,7 + 3,9 | 5х + 1,3х | 14% | 0.33 | 5% от200 |
0,24 : 0,8 | 7у – 1,2у | 36% | 0.4 | 9% от 300 |
11,4 – 0,9 | 3,2х – х | 25% | 0.05 | 10% от200 |
0,3 + 0,17 | 4,6p – 3.1 + 4 | 55% | 0.17 | 7% от 400 |
3,5 * 0,2 | 3.5y – 2y + 5 +3y | 21% | 0.67 | 12% от 500 |
0,24 * 10 | 0.8p + 4.1 + p | 134% | 1.24 | 40% от 300 |
1,8 : 0,09 | 13x – 3.1x + 1 | 89% | 0.002 | 25% от 200 |
4,5 : 0,3 | y + 3y – 5 + 4.1y | 0.6% | 0.005 | 50% от 620 |
1,7 * 30 | 4c + 6 + 6c-c | 0.9% | 1.36 | 25% от 800 |
15 – 8,7 | 6.4x + 2.6x + 3x | 123% | 0.02 | 11% от 900 |
24,4 – 3,8 | 0.9c + 0.7 + 2.3 | 0.4% | 0.98 | 27% от 200 |
4 – 2,34 | 6.8x – 3.7x | 4% | 1.45 | 13% от 400 |
76,4 * 0,01 | 6.1x – x + 5x | 150% | 0.009 | 20% от 150 |
Задание для поиска помощников.
Вычисли и узнай слово:
- 2,5 + 1,3
- 1,4 – 0,7
- 0,3∙6
- 3,5∙2
- 7,5:3
- 1 – 0,3
- 0,4 + 2,6
- 4,2:0,7
6 | 0,7 | 7 | 25 | 0,3 | 38 | 1,8 | 3,8 | 2,5 | 3 | 18 |
ы | и | а | е | у | к | т | в | м | н | д |
Учитель:
– Наконец-то, мы проветрили помещение. Ведь при курении в воздухе поступает 50% ядовитых веществ. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие “курят”.
Кто же будет нам помогать? Нашими помощниками сегодня будут витамины.
Давайте познакомимся с некоторыми из них. Первыми к нам пришел витамин А. Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
Задача от витамина А. (Устно.)
№ 1. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек. (600)
– К нам прибыл витамин В. Он отвечает за работу мозга, нервную систему, способствует росту, улучшает зрение.
Задача от витамина В. (Самостоятельно.)
№ 2. После курения происходит уменьшение диаметра мельчайших артерий на 30%. На сколько микрон уменьшился диаметр артерии, если он был равен20 микронам? Чему он стал равен? (6мк; 14 мк)
Как это отражается на организме человека? (Уменьшается скорость кровотока, тканям не хватает питания, с большей нагрузкой работает сердце.)
– К нам пришел на помощь и витамин С. Он предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, предупреждает цингу, ускоряет заживление ран.
Задачи от витамина С.
№ 3. (Самостоятельно.)
Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается?
№ 4 (Устно.) Известно, что если человек пробыл в накуренном помещении 1 ч, то это равноценно 4 выкуренным сигаретам. Сколько человек потерял витамина С, если он пробыл в накуренном помещении 2 ч? (200 мг.)
– А ведь многие витамины могут действовать только в комплексе с другими.
Теперь витамины приглашают нас в больницу, но доктор Пилюлькин закрыл вход на замок от Сигареты. Чтобы его открыть, надо выполнить некоторые движения.
Встали, показали с помощью рук: прямой угол, острый угол, развернутый угол, острый угол, прямой угол.
Молодцы! Замок мы открыли. А теперь берем невидимые белые халаты (они лежат у нас на партах) и одеваем. Поправили воротнички, проверили, все ли пуговицы застегнуты. Очень тихо, чтобы не разбудить больных, сели на свои места. Проверили, чтобы туловище и ноги образовали прямой угол.
Мы в онкологическом отделении.
№ 5. (Самостоятельно.) В отделении 20 человек с диагнозом рак легких. 90 % всех больных – курильщики. Сколько человек могли бы избежать этого заболевания? (18)
– Пройдемте в отделение сердечно-сосудистых заболеваний
№ 6 (Устно.) 30 больных перенесли инфаркт (нарушение питание участка сердечной мышцы и его омертвение). Известно, что среди них 80% курящих. Сколько человек могли бы быть здоровыми? (24).
– Теперь нас просят пройти в отделение терапии.
Самостоятельная работа по вариантам.
1-й вариант.
Длительно и много курящие заболевают язвой желудка в 10 раз чаще. Некурящие в отделении 33 человека. Сколько человек могли бы не заболеть? (30)
2-й вариант.
В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми?
– Мы прощаемся с витаминами и возвращаемся в класс.
Тут вбегает подросток и радостно, возбужденно читает стихотворение В. Маяковского.
Граждане, у меня огромная радость.
Разулыбьте сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо,
Стихами хотя бы поделится.
Я сегодня дышу, как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка.
Я порозовел и пополнел в лице.
Забыл и гриппы, и кровать.
Граждане, Вас интересует рецепт?
Открыть? Или… не открывать?
Граждане, Вы утомились от ожиданья,
Готовы корить и крыть.
Не волнуйтесь, сообщаю: граждане-
Я СЕГОДНЯ– БРОСИЛ КУРИТЬ!
Подросток убегает.
– Видите, какую радость испытывает человек, если ему удается бросить курить.
– Как вы думаете, почему же зная о вреде курения, люди продолжают курить, а кто-то в первый раз закуривает? Мы же не будем пить воду, если она отравлена ядом?
– Стоит ли начинать курить?
От доктора Пилюлькина нам доставили конверт, а в нем задачи на дом. Он просит их решить, – тогда Сигарета отпустит его в больницу.
Задачи на дом:
№ 1. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? (Смертельная доза 50–100.)
№ 2. Некоторые зарубежные фирмы за дну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем некурящим. Заработная плата – 340 $.
На сколько меньше получит курящий?
№ 3. До 15% рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?