Урок с элементами спектакля: "Прежде чем закурить – подумай"

Разделы: Математика


Цель: математическими способами доказать возможный вред от курения.

Задачи:

  • решить задачи на проценты, повторяя ранее изученные формулы;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • предупреждение заболеваний, вызываемых курением.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы урока.

Учитель: Сегодня, ребята, мы проведем с вами необычный урок. У нашего урока две темы: “Решение задач на проценты” и “Прежде чем курить – подумай”.

Первое наше задание на внимание.

Посмотрите внимательно на рисунок.

На рисунке изображены: в синем треугольнике мяч, в красном пятиугольнике сигарета и в зеленом прямоугольнике – две кисточки с красками.

Рисунок учитель закрывает.

Теперь ответьте на следующие вопросы:

  1. Какой предмет находится в сине треугольнике?
  2. Сколько кисточек рядом с красками?
  3. Какого цвета пятиугольник?
  4. Какой предмет лишний на рисунке?

3. Работа по теме урока

Выходит Сигарета.

– Почему это я лишняя7 А вы знаете, что мои ближайшие родственники: картофель, томат, баклажан? В Европе табак использовали в качестве лечебного средства. В вышедшем в 1625 году в Базеле учебнике медицины о табаке говорилось следующее: “Это зелье очищает небо и голову, рассевает боль и усталость, оберегает людей от чумы, прогоняет вшей”.

Входит врач Пилюлькин.

Пилюлькин: Но вы забыли сказать, что родственниками табака(и это, пожалуй, справедливее) являются белладонна, белена и дурман. В 1608 году король Людвиг 13 запретил свободную продажу табака. В 1649 году в знаменитом “Уложении” царя Алексея Михайловича предписывалось пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом, пока не признается, откуда табак достал. Если торговец табаком– пороть, ноздри рвать ссылать в дальние города.

Сигарета:

Раз так, то уйдешь со мной и ты! И никто не сможет рассказать ребятам о вреде курения. Ох, и дыма сейчас я напущу.

Сигарета, Схватив доктора Пилюлькина, уходит.

– Развеять дым мы сможем, выполнив устно задание из таблицы. А в это время некоторые ученики, выполняя отдельное задание, будут искать нам помощников.

А
Вычислите
В
Упростите
С
Выразите десятичной дробью
Д
Выразите в процентах
Е
Найдите
0,7 + 3,9 5х + 1,3х 14% 0.33 5% от200
0,24 : 0,8 7у – 1,2у 36% 0.4 9% от 300
11,4 – 0,9 3,2х – х 25% 0.05 10% от200
0,3 + 0,17 4,6p – 3.1 + 4 55% 0.17 7% от 400
3,5 * 0,2 3.5y – 2y + 5 +3y 21% 0.67 12% от 500
0,24 * 10 0.8p + 4.1 + p 134% 1.24 40% от 300
1,8 : 0,09 13x – 3.1x + 1 89% 0.002 25% от 200
4,5 : 0,3 y + 3y – 5 + 4.1y 0.6% 0.005 50% от 620
1,7 * 30 4c + 6 + 6c-c 0.9% 1.36 25% от 800
15 – 8,7 6.4x + 2.6x + 3x 123% 0.02 11% от 900
24,4 – 3,8 0.9c + 0.7 + 2.3 0.4% 0.98 27% от 200
4 – 2,34 6.8x  – 3.7x 4% 1.45 13% от 400
76,4 * 0,01 6.1x – x + 5x 150% 0.009 20% от 150

Задание для поиска помощников.

Вычисли и узнай слово:

  1. 2,5 + 1,3 
  2. 1,4 – 0,7 
  3. 0,3∙6 
  4. 3,5∙2 
  5. 7,5:3
  6. 1 – 0,3
  7. 0,4 + 2,6
  8. 4,2:0,7
6 0,7 7 25 0,3 38 1,8 3,8 2,5 3 18
ы и а е у к т в м н д

Учитель:

– Наконец-то, мы проветрили помещение. Ведь при курении в воздухе поступает 50% ядовитых веществ. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие “курят”.

Кто же будет нам помогать? Нашими помощниками сегодня будут витамины.

Давайте познакомимся с некоторыми из них. Первыми к нам пришел витамин А. Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.

Задача от витамина А. (Устно.)

№ 1. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек. (600)

– К нам прибыл витамин В. Он отвечает за работу мозга, нервную систему, способствует росту, улучшает зрение.

Задача от витамина В. (Самостоятельно.)

№ 2. После курения происходит уменьшение диаметра мельчайших артерий на 30%. На сколько микрон уменьшился диаметр артерии, если он был равен20 микронам? Чему он стал равен? (6мк; 14 мк)

Как это отражается на организме человека? (Уменьшается скорость кровотока, тканям не хватает питания, с большей нагрузкой работает сердце.)

– К нам пришел на помощь и витамин С. Он предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, предупреждает цингу, ускоряет заживление ран.

Задачи от витамина С.

№ 3. (Самостоятельно.)

Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается?

№ 4 (Устно.) Известно, что если человек пробыл в накуренном помещении 1 ч, то это равноценно 4 выкуренным сигаретам. Сколько человек потерял витамина С, если он пробыл в накуренном помещении 2 ч? (200 мг.)

– А ведь многие витамины могут действовать только в комплексе с другими.

Теперь витамины приглашают нас в больницу, но доктор Пилюлькин закрыл вход на замок от Сигареты. Чтобы его открыть, надо выполнить некоторые движения.

Встали, показали с помощью рук: прямой угол, острый угол, развернутый угол, острый угол, прямой угол.

Молодцы! Замок мы открыли. А теперь берем невидимые белые халаты (они лежат у нас на партах) и одеваем. Поправили воротнички, проверили, все ли пуговицы застегнуты. Очень тихо, чтобы не разбудить больных, сели на свои места. Проверили, чтобы туловище и ноги образовали прямой угол.

Мы в онкологическом отделении.

№ 5. (Самостоятельно.) В отделении 20 человек с диагнозом рак легких. 90 % всех больных – курильщики. Сколько человек могли бы избежать этого заболевания? (18)

– Пройдемте в отделение сердечно-сосудистых заболеваний

№ 6 (Устно.) 30 больных перенесли инфаркт (нарушение питание участка сердечной мышцы и его омертвение). Известно, что среди них 80% курящих. Сколько человек могли бы быть здоровыми? (24).

– Теперь нас просят пройти в отделение терапии.

Самостоятельная работа по вариантам.

1-й вариант.

Длительно и много курящие заболевают язвой желудка в 10 раз чаще. Некурящие в отделении 33 человека. Сколько человек могли бы не заболеть? (30)

2-й вариант.

В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми?

– Мы прощаемся с витаминами и возвращаемся в класс.

Тут вбегает подросток и радостно, возбужденно читает стихотворение В. Маяковского.

Граждане, у меня огромная радость.
Разулыбьте сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо,
Стихами хотя бы поделится.
Я сегодня дышу, как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка.
Я порозовел и пополнел в лице.
Забыл и гриппы, и кровать.
Граждане, Вас интересует рецепт?
Открыть? Или… не открывать?
Граждане, Вы утомились от ожиданья,
Готовы корить и крыть.
Не волнуйтесь, сообщаю: граждане-
Я СЕГОДНЯ– БРОСИЛ КУРИТЬ!

Подросток убегает.

– Видите, какую радость испытывает человек, если ему удается бросить курить.

– Как вы думаете, почему же зная о вреде курения, люди продолжают курить, а кто-то в первый раз закуривает? Мы же не будем пить воду, если она отравлена ядом?

– Стоит ли начинать курить?

От доктора Пилюлькина нам доставили конверт, а в нем задачи на дом. Он просит их решить, – тогда Сигарета отпустит его в больницу.

Задачи на дом:

№ 1. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? (Смертельная доза 50–100.)

№ 2. Некоторые зарубежные фирмы за дну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем некурящим. Заработная плата – 340 $.

На сколько меньше получит курящий?

№ 3. До 15% рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?