Цели:
- дать представление о людях, населяющих нашу планету Земля;
- подвести к пониманию необходимости проявлять дружбу и уважение к любому народу:
- воспитывать бережное отношение к людям;
- любовь к Родине
Оборудование: ИКТ презентация, учебник, тетрадь «Тесты», рабочие тетради.
Ход урока
I. Орг.момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
(Проверка готовности к уроку)
2. Проверка домашнего задания.
1) - Как называется наука, изучающая живую природу?
- На какие царства ученые разделили всё живое?
- Чем человек отличается от других живых существ?
- Где «живёт» разум человека?
- Какие ступени познания вы знаете?
2) Откройте свои тетради на странице 7.
- Что происходит в вашем воображении?
- Что вы изобразили?
- Какая ступень познания помогла вам это сделать?
3) Работа с «Тестом» (СЛАЙД 2)
3. Работа по теме урока.
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока нужно разгадать кроссворд. (СЛАЙД 3)
- Живут эти грибы на пнях или деревьях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко (опята).
- Глубоко был спрятан он,
Раз – два - три и вышел вон.
И стоит он на виду,
Белый, я тебя найду.
(боровик) - Травенистое растение с продолговатыми съедобными кислыми листьями. (щавель)
- Дотронься летом до ствола этого дерева – он прохладный даже на солнышке. (Береза)
- У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и жёлтые, и фиолетовые, а название одно. (сыроежки)
- С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой же приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (мята)
- Бывает - поранят дерево, сдерут кору. Ствол под корой у дерева обычно белый, а у этого дерева он начинает быстро краснеть. (ива)
- Сверху листья у дерева зелёные, снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становится то зелёным, то серым – «переодевается». (осина)
У. - Какое ключевое слово получилось? Общество - тема сегодняшнего урока.
- Что же означает слово «общество»?
Общество - это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
Человек живёт среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является частью общества. Когда хотят сказать о всех людях нашей планеты Земля, то обычно говорят: человеческое общество или человечество.
Человечество - это команда одного большого корабля (СЛАЙД 4)
Трудно представить себе эту команду (СЛАЙДЫ 5, 6)
Гораздо проще представить маленькую часть общества - свою семью. Семья - очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей, живущих под одной крышей, ведущих общее хозяйство, заботящихся друг о друге.
(Рассказы, заранее подготовленных детей о своей семье – 3человека)
У. – Когда мы с вами составляли вашу родословную, все вы подробно рассказывали о своей семье, как вы заботитесь друг о друге, какие традиции существуют в вашей семье.
- А как вы думаете, мы с вами «семья учеников 3 –В» часть общества? Конечно!
- Частью общества является и народ, к которому мы принадлежим.
- Ребята, а какие народы вы знаете?
- На Земле насчитывают около 5000 различных народов. В одной только России их 169.
Наша планета - большая «семья народов». У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, своя культура, свои традиции. (СЛАЙДЫ 7, 8)
У. – Каждый человек живёт в какой - нибудь стране. Мы уже с вами знакомились во втором классе с политической картой мира. На ней изображены страны или государства. Какие, вы помните? (СЛАЙДЫ 9, 10, 11)
Как вы думаете, сколько на Земле государств? Их около 200!
4. Физминутка
5. Работа с учебником (СЛАЙД 12)
Стр. 16 – 17 – это рисунок «семья» и семья «народов»
Стр. 18 – читаем текст
1 и 2 абзац – Что имеет каждое государство? (СЛАЙД 13, 14)
3 и 4 абзац - Кто может быть главой государства? (Президент; монарх)
- Кто является главой государства в России?
Стр. 19 - Рассмотрим стр.19
6. Работа в тетради (СЛАЙД 15)
Стр. 7- 8 № 1 – комментированно
№ 2 – самостоятельно ( запишите по 3 примера) Проверка
7. Продолжение работы по теме
У. – Ребята, люди всегда хотели узнать как вообще на земле появились люди; почему они говорят на разных языках? Почему у них разный цвет кожи? Раньше складывались легенды.
Легенда североамериканских индейцев.
Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А почему люди говорят на разных языках?
По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы. (СЛАЙД 16)
У. – Представьте себе, что есть какой – то человек, мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Подумайте, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете земля?
Учитель вывешивает на доску карточки с теми качествами, которые называют дети.
добрый |
умный |
смелый |
храбрый |
терпимый |
вежливый |
уступчивай |
преданный |
честный |
Вывод. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры.
Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга независимо от национальности, цвета кожи.
На Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга, независимо от национальности, цвета кожи. Зачем же нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой. (СЛАЙД 17)
Нужно любить и уважать друг друга. Мы – команда одного корабля!
8. Итог урока
- Что на уроке вам было интересно?
- Что было новым? Что вызвало затруднения?