Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карта с масштабом, линейка
Оформление: на доске записан эпиграф урока
«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся.»
Оливер Холмс
Цели:
- Обучающая: Закрепление у учащихся навыков решения расчетных, качественных и экспериментальных задач, нахождение ответов на вопросы в нестандартных ситуациях.
- Воспитательная: Развитие познавательного интереса к физике через решение задач междисциплинарного содержания.
- Развивающая: Учить учащихся применять полученные знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления, развивать эмоции обучающихся посредством создания ситуаций удивления, занимательности, парадоксальности.
- Коммуникативная: Формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучения.
Задачи:
- Закрепить понятия, связанные с механическим движением. Повторить формулы для расчета скорости движения, пути и времени пройденного телом.
- Формирование умений решать задачи на применение формулы для расчета скорости движения; работать с таблицами физических величин; строить и читать графики движения; давать ответы на качественные вопросы по движению; выявить уровень перечисленных умений.
- Приучать учащихся к аккуратности при решении задач, построении графиков; доброжелательному общению и взаимопомощи при работе в группах.
Форма урока: урок-соревнование.
Ход урока
- Организационный момент (2 мин).
- Разминка (5 мин).
- Задачи на смекалку ( 5 мин).
- Физический конкурс (20 мин).
- Общий итог (5 мин).
- Рефлексия (3 мин).
1. Организационный момент:
Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке. Содержание:
«Мы живем в мире скоростей, больших и малых поэтому умение вычислять скорость движения важный момент при изучении физики.
Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные со скоростью движения. Повторить формулы для вычисления скорости, пути и времени движения. Знания, которые вы получили при изучении темы, сегодня будем применять при решении задач. Урок пройдет в виде соревнования, по теме «Механическое движение», а девиз нашего урока – « Хочешь понять лучше – попробуй решить!»
Работать будем в группах, у нас три команды: сидящих за красным , желтым и зеленым столами. В каждой группе есть капитан команды, который принимает основные решения и распределяет работу в группах. Работа в группах будет оцениваться в баллах. Та группа, которая набирает максимальное количество баллов получает за урок оценку «5».
2. Разминка: максимальное количество баллов за каждый правильный ответ - 1.
Вопросы:
- Что называется механическим движением?
- Что называется путём, пройденным телом?
- По какой формуле определяют скорость тела?
- Какова единица измерения скорости в СИ?
- Как определить путь и время движения тела?
- Что такое тормозной путь?
3. Задачи на смекалку: за правильный ответ – 2 балла.
- Лётчик – спортсмен сумел посадить самолет на крышу легкового автомобиля. При каком физическом условии это возможно?
- Какую траекторию описывает при движении автомобиля точка обода колеса относительно прямолинейного шоссе?
4. Физический конкурс (решение расчетных и экспериментальных задач): за правильный ответ – 3 балла.
1. Тараканы могут бегать со скоростью до 5 км/ч, быстрее всех наземных насекомых. Это как если бы человек бежал со скоростью 320 км/ч. Выразите скорость в м/с. Ответ: 1,4 м/с; 88,9 м/с.
2. Одна из самых маленьких птиц в мире – красношейка – колибри ежегодно пересекает Мексиканский залив шириной 800 км. Определите время, затрачиваемое ею на этот перелёт, если скорость полёта 22 м/с. Считать её движение равномерным. Ответ: 10 час.
3.Ежегодно полярные крачки совершают перелёт в 35000 км из Антарктики в Арктику и обратно. За 22 года они пролетают путь, равный путешествию на Луну и обратно. Вычислите расстояние до Луны. Ответ: 385000 км.
4. Спортсмену присваивают звание мастера спорта если он дистанцию в 100 м пробежит за 10,3 с. Или меньше. Выполнит ли норму мастера легкоатлет, пробежавший 100 м со скоростью 9,75 м/с? Ответ: Да, выполнит.
5.ТУ-154 – среднемагистральный реактивный пассажирский самолет разработанный в 1963 году. Определите за какое время пролетит самолёт ТУ – 154 расстояние от Волгограда до Краснодара, если этот лайнер обладает средней скоростью 800 км/ч? Расстояние измерьте по карте, используя масштаб.
6. 1 июня 1998 г. Австралийка Съюзи Марони проплыла без остановок от Мексики до Кубы за 38 ч 33 мин. Определите среднюю скорость заплыва. Ширину Юкатанского пролива определите по карте.
7. Улиток часто помещают в аквариум для очистки его стенок. Определите среднюю скорость движения улиток, если она за трое суток проползла по стенке расстояние в 42 см.
8. Конькобежец Е. Гришин в 1963 году установил рекорд мира, пробежав дистанцию 500 м за 39,5 с. Найдите среднюю скорость конькобежца и выразите её в км/ч. Ответ: 50 км/ч.
9. Атомный ледокол « Арктика» мог продвигаться в сплошных льдах при толщине более 1,5 м непрерывным ходом со скоростью 13 км/ч. Сколько времени необходимо для того, чтобы пройти в таких льдах 1 км? Ответ: 4,8 мин.
10. По преданию, после Марафонской битвы (490 г. До н. э.) греческий воин – гонец нёс в Афины весть о победе греков над персами. Прибежав, он сообщил о победе и упал замертво. В память об этом событии в соревнованиях по лёгкой атлетике включена дистанция 42 км 195 м. Эта дистанция называется марафонский бег. Мировой рекорд по бегу на эту дистанцию среди мужчин составил 2 ч 8 мин 0,05 с. Вычислите среднюю скорость бега на это расстояние. Ответ: 5,6 м/с.
5. Общий итог: на сегодняшнем уроке мы повторили основные понятия, связанные со скоростью движения; повторили формулы для расчета скорости, времени и пути, пройденного телом и применили их к решению задач; учились работать в группах. Победителем по итогам игры стала команда ……
Домашнее задание:
6. Рефлексия:
- Как вам понравилась сегодня работать в группе?
- Все ли чувствовали себя комфортно?
- Моё настроение на уроке:
|
Начало урока |
Середина урока |
Конец урока |
Плохое |
|
|
|
Хорошее |
|
|
|
Отличное |
|
|
|
(Рисунки и фото взяты с images.yandex.ru)