Урок физики "Механическое движение"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карта с масштабом, линейка

Оформление: на доске записан эпиграф урока

«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся.»
Оливер Холмс

Цели:

  • Обучающая: Закрепление у учащихся навыков решения расчетных, качественных и экспериментальных задач, нахождение ответов на вопросы в нестандартных ситуациях.
  • Воспитательная: Развитие познавательного интереса к физике через решение задач междисциплинарного содержания.
  • Развивающая: Учить учащихся применять полученные знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления, развивать эмоции обучающихся посредством создания ситуаций удивления, занимательности, парадоксальности.
  • Коммуникативная: Формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью обучения.

Задачи:

  • Закрепить понятия, связанные с механическим движением. Повторить формулы для расчета скорости движения, пути и времени пройденного телом.
  • Формирование умений решать задачи на применение формулы для расчета скорости движения; работать с таблицами физических величин; строить и читать графики движения; давать ответы на качественные вопросы по движению; выявить уровень перечисленных умений.
  • Приучать учащихся к аккуратности при решении задач, построении графиков; доброжелательному общению и взаимопомощи при работе в группах.

Форма урока: урок-соревнование.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Разминка (5 мин).
  3. Задачи на смекалку ( 5 мин).
  4. Физический конкурс (20 мин).
  5. Общий итог (5 мин).
  6. Рефлексия (3 мин).

1. Организационный момент:

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке. Содержание:

«Мы живем в мире скоростей, больших и малых поэтому умение вычислять скорость движения важный момент при изучении физики.

Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные со скоростью движения. Повторить формулы для вычисления скорости, пути и времени движения. Знания, которые вы получили при изучении темы, сегодня будем применять при решении задач. Урок пройдет в виде соревнования, по теме «Механическое движение», а девиз нашего урока – « Хочешь понять лучше – попробуй решить!»

Работать будем в группах, у нас три команды: сидящих за красным , желтым и зеленым столами. В каждой группе есть капитан команды, который принимает основные решения и распределяет работу в группах. Работа в группах будет оцениваться в баллах. Та группа, которая набирает максимальное количество баллов получает за урок оценку «5».

2. Разминка: максимальное количество баллов за каждый правильный ответ - 1.

Вопросы:

  • Что называется механическим движением?
  • Что называется путём, пройденным телом?
  • По какой формуле определяют скорость тела?
  • Какова единица измерения скорости в СИ?
  • Как определить путь и время движения тела?
  • Что такое тормозной путь?

3. Задачи на смекалку: за правильный ответ – 2 балла.

- Лётчик – спортсмен сумел посадить самолет на крышу легкового автомобиля. При каком физическом условии это возможно?

- Какую траекторию описывает при движении автомобиля точка обода колеса относительно прямолинейного шоссе?

4. Физический конкурс (решение расчетных и экспериментальных задач): за правильный ответ – 3 балла.

1. Тараканы могут бегать со скоростью до 5 км/ч, быстрее всех наземных насекомых. Это как если бы человек бежал со скоростью 320 км/ч. Выразите скорость в м/с. Ответ: 1,4 м/с; 88,9 м/с.

2. Одна из самых маленьких птиц в мире – красношейка – колибри ежегодно пересекает Мексиканский залив шириной 800 км. Определите время, затрачиваемое ею на этот перелёт, если скорость полёта 22 м/с. Считать её движение равномерным. Ответ: 10 час.

3.Ежегодно полярные крачки совершают перелёт в 35000 км из Антарктики в Арктику и обратно. За 22 года они пролетают путь, равный путешествию на Луну и обратно. Вычислите расстояние до Луны. Ответ: 385000 км.

4. Спортсмену присваивают звание мастера спорта если он дистанцию в 100 м пробежит за 10,3 с. Или меньше. Выполнит ли норму мастера легкоатлет, пробежавший 100 м со скоростью 9,75 м/с? Ответ: Да, выполнит.

5.ТУ-154 – среднемагистральный реактивный пассажирский самолет разработанный в 1963 году. Определите за какое время пролетит самолёт ТУ – 154 расстояние от Волгограда до Краснодара, если этот лайнер обладает средней скоростью 800 км/ч? Расстояние измерьте по карте, используя масштаб.

 

6. 1 июня 1998 г. Австралийка Съюзи Марони проплыла без остановок от Мексики до Кубы за 38 ч 33 мин. Определите среднюю скорость заплыва. Ширину Юкатанского пролива определите по карте.

7. Улиток часто помещают в аквариум для очистки его стенок. Определите среднюю скорость движения улиток, если она за трое суток проползла по стенке расстояние в 42 см.

8. Конькобежец Е. Гришин в 1963 году установил рекорд мира, пробежав дистанцию 500 м за 39,5 с. Найдите среднюю скорость конькобежца и выразите её в км/ч. Ответ: 50 км/ч.

9. Атомный ледокол « Арктика» мог продвигаться в сплошных льдах при толщине более 1,5 м непрерывным ходом со скоростью 13 км/ч. Сколько времени необходимо для того, чтобы пройти в таких льдах 1 км? Ответ: 4,8 мин.

10. По преданию, после Марафонской битвы (490 г. До н. э.) греческий воин – гонец нёс в Афины весть о победе греков над персами. Прибежав, он сообщил о победе и упал замертво. В память об этом событии в соревнованиях по лёгкой атлетике включена дистанция 42 км 195 м. Эта дистанция называется марафонский бег. Мировой рекорд по бегу на эту дистанцию среди мужчин составил 2 ч 8 мин 0,05 с. Вычислите среднюю скорость бега на это расстояние. Ответ: 5,6 м/с.

5. Общий итог: на сегодняшнем уроке мы повторили основные понятия, связанные со скоростью движения; повторили формулы для расчета скорости, времени и пути, пройденного телом и применили их к решению задач; учились работать в группах. Победителем по итогам игры стала команда ……

Домашнее задание:

6. Рефлексия:

  • Как вам понравилась сегодня работать в группе?
  • Все ли чувствовали себя комфортно?
  • Моё настроение на уроке:

 

Начало урока

Середина урока

Конец урока

Плохое

 

 

 

Хорошее

 

 

 

Отличное

 

 

 

(Рисунки и фото взяты с images.yandex.ru)