Данный урок – обобщение пройденного материала за курс основной школы. Этот урок – познавательная игра. Он проходит в виде путешествия по мировому океану с повторением тем пройденного курса. Изучение физики требует опоры не только на предшествующие знания по физике, но и на знания из общественных и естественных наук. Химия, биология, география, история и др. содержат большое число интереснейших примеров, иллюстрирующих физические законы, явления, понятия. Использование этих примеров позволяет показать учащимся единство законов природы, повысить интерес к изучению этих предметов. Интересные и познавательные задачи и примеры помогут учащимся применить знания в дальнейшей жизни.
Цель урока: в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал; развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность, расширить технический кругозор.
Задачи:
- Образовательная. Повторение и закрепление знаний, умений учащихся посредством игры.
- Воспитательная. Создание позитивного отношения учащихся к предмету физики; умение слушать друг друга и адекватно оценивать ответы одноклассников.
- Развивающая. Развить и закрепить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач; развивать устную речь учащихся; учить грамотно объяснять происходящие физические явления, формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью.
Ход урока
1. Организационный момент.
На классной доске – географическая карта мира, над ней надпись: «Знания достигаются не быстрым бегом, а медленным путешествием». (Карфагенская пословица)
Учитель объявляет, что сейчас из класса будет сформировано несколько экспедиций по 5-6 человек которые отправятся в путешествие на разных морских судах. Каждая группа выбирает капитана который должен организовать обсуждение и решение вопроса, обеспечить участие каждого члена экспедиции в игре. За каждый правильный ответ в зависимости от полноты, выставляется от1 до 3 баллов. Выигрывает команда набравшая наибольшее количество баллов.
2. Вопрос – ответ. «Обитатели морских глубин».
1. Морские звёзды – типичные обитатели морей и океанов. Вода которых имеет нормальную океаническую солёность (3,5%). Почему ни один из представителей морских звёзд не сумел приспособиться к жизни в опреснённых водах (например, в Балтийском, Черном, Каспийском морях)?
2. Мелкие морские рыбки ходят стайкой, внешняя форма которой имеет вид капли. Как образуется такая форма стайки?
3. Многие водные животные – морские звезды, губки, голотурии – имеют на теле выступы, шероховатости. Благодаря этому они медленно опускаются в воде, а не тонут быстро под действием силы тяжести. Какое явление способствует этому?
4. Кораллы встречаются в тропических и субтропических водах (в Карибском море) с температурой не ниже 210С и на глубине не более 27 м. По отложениям кораллов, возникшим около 400 млн. лет тому назад, ученые пришли к выводу, что Земля в то время совершала оборот вокруг своей оси за 22 ч. Что могло замедлить её вращение?
5. Киты – самые крупные млекопитающие, когда-либо существовавшие на Земле. Они могут достигать 30 м в длину, а весить 135 т. Почему погибает кит, попавший на мель?
6. В мировом океане живет около 300 видов полипов называемые морскими перьями. Обитают они на глубине от 1 до 6 км, и некоторые достигают 2,5 м в длину. Светятся они за счет особой слизи которой они покрыты снаружи. Как называется такой вид свечения организмов? К какому виду источников относятся свечение полипов; к холодному или теплому?
7. Скорости многих рыб в воде достигают десятков километров в час, например скорость голубой акулы – около 36 км/ч. Какие факторы обусловливают такие скорости?
8.Раковины некоторых морских улиток едва превышают размера песчинок, но встречаются и гигантские тихоокеанские моллюски с раковиной диаметром 120 см. Если раковину морского моллюска приблизить к уху, то слышен звук, который напоминает отдаленный шум моря. Чем объясняется происхождение этого звука?
3. Морские суда.
1. При расчётах погружения судов в пресной и морской воде принимают, что морская вода объёмом 35 м3, весит столько же сколько пресная вода объёмом 36 м3. Каравелла Христофора Колумба вытесняла пресную воду в объёме 226 м3. На сколько меньше объём вытесняемой морской воды?
2. Атомный ледокол « Арктика» мог продвигаться в сплошных льдах при толщине более 1,5 м непрерывным ходом со скоростью 13 км/ч. Сколько времени необходимо для того, чтобы пройти в таких льдах 1 км?
3. Одним из первых создателем подводной лодки считается голландский физик Корнелиус Дреббель. В 1620 году он построил судно, способное погружаться под воду на глубину около 4 м. и двигаться в подводном положении. Может ли выталкивающая сила, действующая на подводную лодку, быть равной нулю?
4. Первые суда на воздушной подушке были выпущены на Горьковском судостроительном заводе. Мощность двигателя экспериментальной модели составляла 22 кВт. Скорость, которую развивало судно, была равна 144 км/ч. Определите силу тяги двигателя.
5. В августе 1957 года из Ленинграда (Санкт – Петербург) вышла небольшая парусно-моторная шхуна «Заря», для исследования магнитного поля земли. «Заря» - это деревянная трёхмачтовая шхуна 50 метров в длину и 10 м в ширину. Почти все ее детали сделаны из бронзы, меди и других немагнитных материалов. Чтобы скорость судна меньше зависела от попутных ветров, на ней был установлен двигатель в 300 л. с. Почему шхуна «Заря», снаряженная для исследования магнитного поля Земли, построена не из стали или чугуна, а из дерева, бронзы, латуни и других немагнитных материалов?
4. Природные явления морей и океанов.
1. Бризы образуются под влиянием неодинакового нагревания суши и моря в течении суток. Муссоны – сезонные ветры носят континентальный характер и возникают в следствии разницы в атмосферном давлении при неравномерном нагревании суши и моря в летнее и зимнее время. На основе понятий об удельной теплоемкости и конвекции объясните, каково их преимущественное направление в течение суток и в течении года?
2. Вода в природе постоянно изменяет свое состояние, совершая круговорот. При этом лишь около 1% воды мира участвует в каждом отдельном цикле круговорота. Какие физические явления наблюдаются в процессе малого круговорота воды в природе?
3. Известно, что вода замерзает при температуре 0°С. Почему же в полярных районах Мирового океана температура воды опускается до -1,8° С?
4. Установлено что скорость цунами, которые являются самыми большими из всех волн, может превышать 450 узлов (1 узел = 1,853 км/ч). Волны, приближаясь к берегу, увеличивают высоту, достигая иногда 43м. почему это происходит?
5. Айсберги что в переводе означает « Ледяная гора» достигают громадных размеров в длину до нескольких километров и высотой более 100 м. Встреча с айсбергами в океане опасна для кораблей. Ведь его подводная часть больше надводной. На каком расстоянии от корабля находится айсберг, если посланный гидролокатором ультразвуковой сигнал был принят обратно через 3с? Скорость звука в воде считать 1500 м/с.
6.Средняя глубина океанов составляет около 4000 м, а некоторые океанические впадины достигают глубины 11000 м. Почему в морской пучине всегда холодно?
5. Подведение итогов.
Путешествие закончено. Позади нас остался весь земной шар. История морских плаваний – это история открытия Земли. Но главное в судьбе любого мореплавателя – преданность мечте.
6. Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Понравилось ли вам путешествовать?
(Фото и рисунки взяты с images.yandex.ru)