Программа элективного курса по немецкому языку

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка.

В силу того, что в последние годы в социокультурном контексте изучения иностранных языков произошли существенные изменения, не следует ставить перед учащимися цель овладеть одним языком в совершенстве; на первое место выдвигается принцип: лучше частичные знания в нескольких языках, чем совершенное владение одним языком; более ценным в современных условиях представляется умение самостоятельно расширять и углублять полученные в школе знания одного иностранного языка и при необходимости освоить второй иностранный язык; на первый план выходит необходимость формирования межкультурной компетенции учащихся, бережного и внимательного отношения к чужой культуре, к чужой ментальности, развитие таких качеств, как взаимопонимание и терпимость. Настоящая программа предназначена для подготовки учащихся к изучению немецкого языка как второго на базе английского в классах, в которых немецкий начинает изучаться с 7 класса.

Программа имеет своей целью:
– дать общее представление о содержании обучения немецкому языку в общеобразовательной школе;
– наметить основные цели, требования к владению немецким языком и результаты обучения немецкому языку в общеобразовательной школе;
– определить критерии при отборе дополнительного материала, планируя учебный процесс.

Эффективная работа по данной программе требует тесной взаимосвязи между немецким языком как школьным предметом и другими предметами (история, география, литература, музыка…) с целью развивать и совершенствовать у учащихся умение и навыки языковой и речевой активности. Очень важную роль играет использование новых технологий в учебном процессе.

Программа предусматривает один этап – пропедевтический (подготовительный) курс обучения немецкому языку как второму на базе английского, когда второй язык учащиеся начинают изучать с 5-го или с 7-го класса.

На этом этапе обучения иностранному языку (6 класс) большое значение имеет создание условий для развития у учащихся желания изучать немецкий язык, коммуникативных потребностей в приобретении друзей в немецкоговорящих странах, познавательных потребностей с миром зарубежных ровесников и использования немецкого языка в этих целях.

Программа определяет цели, содержание, методы обучения немецкому языку, намечает основные вехи и указывает направления движения.

Основные цели курса:
– формирование способности к межкультурной коммуникации;
– освоить чтение на немецком языке с целью понимания аутентичных текстов с разным уровнем проникновения в их содержание;
– научить понимать звучащие аутентичные тексты с целью извлечения необходимой информации;
– освоить письменную речь в необходимом объеме для данного этапа обучения;
– учить приемам самостоятельной работы с языком;
– приобщать к культуре немецкоязычных стран;
– расширять общеобразовательный кругозор, развивать познавательную активность и творческий потенциал школьников;
– учить воспринимать красоту языка, пользоваться языком для творческого самовыражения; переводить с немецкого и наоборот.

Принципы обучения языку:
– реализация личностно – ориентированного подхода, способствующего формированию и развитию языкового и речевого творчества, познавательной активности каждого учащегося;
– формирование у учащихся коммуникативной компетенции;
– процесс обучения предусматривает сочетание различных режимов работы: индивидуальной, парной, групповой;
виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую;
– обучение языку предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимосвязи;
– процесс обучения языку строится поэтапно

Содержание курса.

1. Языковые средства:

– фонетика;
– орфография;
– лексика, лексические единицы до смыслового текста;
– грамматика

2. Коммуникативные умения (Речевые действия)

– говорение;
– аудирование;
– чтение;
– письмо

3. Формирование ценностной ориентации на основе предметного содержания и речевых действий.

Тематика и предметное содержание обучения.

1. Социально-бытовая сфера общения.
– Я и мои друзья.

2. Учебно-трудовая сфера общения.
– Что мы учимся делать в школе.

3. Социально-культурная сфера общения.
– Немецкие города.

Требования к овладению языковыми средствами:

Говорение.

Ученикам предоставляется возможность научиться:

  1. Утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения.
  2. Возражать, используя отрицательные предложения.
  3. Выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
  4. Запрашивать информацию, используя вопросительные предложения с вопросительными словами (Was?)
  5. Выражать просьбу с помощью побудительных предложений.
  6. Сделать краткое сообщение о себе, друге, доме, семье, о своем городе, селе, о своих занятиях.

Письмо.

Школьникам предлагается:

  1. Вести словарь.
  2. Составлять письмо по образцу.

Фонетическая сторона речи.

Ученикам предоставляется возможность научиться:

  1. Четко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания немецкого языка;
  2. Соблюдать долготу и краткость гласных, твердый приступ;
  3. Соблюдать ударение в слове, особенно в сложных словах.

Лексическая сторона речи.

Ученикам предлагается:

1. Овладеть продуктивным и рецептивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 150–200 лексических единиц:

– приветствия, обращения к сверстнику, взрослым;
– термины родства, обозначение возраста;
– названия качеств человека;
– оценочная лексика для выражения мнения о друге, себе, классе;
– обозначения занятий детей в школе;
– счет до 30 (числительные).

Грамматическая сторона речи:

Синтаксис.

Ученики учатся употреблять:

  1. Основные типы немецкого простого предложения отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы), а именно:
    – предложения с именным сказуемым типа: Das ist Uli/ ein Junge. Er ist klein.
    – предложения с простым глагольным сказуемым: Er malt.
  2. Коммуникативные типы предложений:
    – утвердительные;
    – вопросительные (с вопросительным словом и без него) ;
    – отрицательные;
    – побудительные;
  3. Предложения с прямым и обратным порядком слов.

Морфология.

Ученики должны владеть:
– основными случаями употребления существительных с определенным, неопределенным и нулевым артиклем;
– местоимениями личными и указательными: dieser, jener;
– количественными числительными от 1 до 30;
– порядковыми числительными;
– отрицанием nicht, kein.

Аудирование.

Школьники учатся:

  1. Воспринимать на слух и понимать речь учителя, построенную на полностью знакомом материале.
  2. Воспринимать на слух и понимать речь своих товарищей, адекватно выбирать речевую реакцию: согласиться или возразить, выразить одобрение/неодобрение.
  3. Воспринимать на слух и понимать основное содержание краткого сообщения, содержащего некоторое количество незнакомых слов, с опорой на контекст, иллюстрации

Чтение.

Ученикам обеспечивается возможность:

  1. Соотносить графический образец слова со звуковым, читать, соблюдая ударение в словах, фразах, основные правила чтения букв и буквосочетаний, интонацию
  2. Зрительно воспринимать и узнавать изученный материал (слова, словосочетания, предложения), осознавать их значение и смысл в тексте.
  3. Овладеть первичными умениями чтения про себя.

Объекты контроля:

  1. Усвоение лексического материала.
  2. Навыки и умения в аудировании.
  3. Навыки и умения в чтении.
  4. Навыки и умения монологического высказывания.

Дополнительная литература:

  1. Программа общеобразовательных учреждений “Немецкий язык как второй иностранный 7–11 классы”. Автор: Н.Д. Гальскова. Москва “Просвещение” 2003 г.
  2. “Deutsch” – Немецкий язык для начинающих. Издательство “Петрушка” г. Москва.
  3. Н.Д. Гальскова “Современная методика обучения иностранным языкам”. Пособие для учителя. Издательство “Аркти” Москва 2003 г.

План занятий.

Тема, ситуация Грамматический материал: образцы и их варианты Лексические материалы: слова, словосочетания, выражения; песенки, рифмовки Фонетический материал Количество часов
1. Знакомство Guten Tag! Wie heißt du? Ich heiße Ada.
Ich, du, heißen (heiße, heißt), wie.
Hallo, wie geht ´s?
Guten Abend.
Tschüs!
Bis bald! Auf Wiedersehen! Gute Nacht. Sehr gut, danke.

Sehr gut, gut, ganz gut, es geht so, nicht so gut, furchtbar.

[u:], [a:], [h], [ae] 2
2. Знакомство Das ist Marie. Ist das Marie? Ja,
Wie heißen Sie?
Ja, nein, der Ball, (das) ist …
Lied: Wie heißt du?
Bummi-Lied.
Ich, du, er, sie.
 

2
3. Знакомство Nein, das ist nicht Marie.
Woher kommst du?
Wo wohnst du?
Ich komme, du kommst, er kommt, sie kommt, wir kommen, ihr kommt, sie kommen.
Auf Wiedersehen! Nicht, eins, zwei,
drei, vier, fünf.
Lied: Ist das Karin?
Ich komme aus …
Ich wohne in…
Sprichst du …?
Ich spreche …
Ein bisschen.
[c], [y]

Твердый приступ:

[das ‘ist]

3
4. Знакомство Sind das …? Das sind …
Wie heißt dein Vati (deine Mutti)? Main Vati heißt Iwan. Meine Mutti heißt Lida.
Wie alt sind sie?
Wie alt bist du?
Ich bin zwölf Jahre alt, und du?
Hast du Geschwister?
Mein (dein) Vati, meine (deine) Mutti, sind.
Wie alt bist du?
Ich bin…
Jahre alt
Hast du …?
Ich habe
Die Geschwister.
Der Bruder
Die Schwester.
Fast
Keine
Wir
Ihr
Aber.
Отсутствие палатализации звука [t] в словах Mutti, Vati. 4
5. Знакомство. Я представляю своего друга Das ist mein (dein) Freund.
Das ist meine (deine) Freundin.
Wo lebst du? Ich lebe in Moskau. Wo lebt dein Freund (deine Freundin)?
Mein Freund (meine Freundin) lebt in Berlin.
Mein (dein) Freund , meine (deine) Freundin
Рифмовки:
1) Eins und zwei und drei und vier, alle, alle turnet wir.
2) Mein Freund heißt Jura.
Wo, leben (lebe, lebst, lebt), in, Berlin
 

 

 

[o:], [e:], [ i:], [u:]

 

 

 

2 часа

6. Мой друг. Я рассказываю о себе Er (sie) lebt in Berlin.
Lebt er in Moskau? Ja, er lebt in Moskau. Nein, er lebt nicht in Moskau.
Er, sie
Reim: Ich heiße Reiner.
Leipzig, Dresden, Halle, Rostock, Karl-Marx-Stadt, Weimar, Jena.
 

3
7. В классе Was ist das? Das ist eine Klasse. Die (eine) Schule, die Klasse, die Tür, die Tafel, die Wand, die Bank, die Karte 3
8. В классе Wie ist die Klasse? Die Klasse ist groß (nicht groß). Die Lampe, groß, klein, weiß, schwarz, braun.
Reim: Hell ist die Klasse, und weiß ist die Wand.
3
9. В классе Die Wand ist nicht schwarz.

Turnt Alik? Alik turnt nicht.

Hell, der Tisch, der Stuhl.

Tanzlied : Eins, zwei, drei.

3
10. В школе Was liegt hier? Hier liegt ein Buch. Das Heft, das Buch, das Bild, liegt, hier, dort, blau, schön, interessant.
Lied mit Spiel: Die Katze und die Maus.
 

3
11 Игра “Светофор” Gehen, stehen, rot, grün.
Reim mit Spiel: Rot – wir stehen, grün – wir gehen.
1
12 Сколько тут учеников? Wie viel Schüler sind hier? Hier sind zehn Schüler. Wie viel, der Schüler

(die Schüler).

2
13 Мы выполняем распоряжение An den Tisch, an die Tafel, bis. 2
14 Мы отдаем распоряжение и выполняем их. Игра “Светофор”  

Gelb, bei, so, nicht so.
Reim: Bei “ Rot” – steh!
(Spiel) Bei “Grün” – geh!
Bei “Gelb” – warte!
Bei “Grün” – starte!
 

1