Цель: Познакомить учащихся со словарями нового вида.
Задачи:
- Формирование умения у детей пользоваться словарями.
- Расширение словарного запаса учащихся.
- Прививать интерес к родному языку.
Оборудование:
- Словари;
- 3конверта с пословицами;
- Карточки с названиями словарей;
- Наборы карточек с буквами;
- Ребус;
- Сигнальные карточки;
- Листы разного цвета с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Откройте, пожалуйста, тетради. Начинаем урок русского языка. На доске записана пословица. Запишите её и подумайте над её смыслом.
«Хромое слово – кривая речь» – гласит русская пословица.
Чтобы хорошо понять прочитанное, чтобы речь была не кривой, а красивой, надо знать много слов, уметь с ними обращаться.
А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? (ответы учащихся)
Так вот, учёные предполагают, что в русском языке более 500 000 слов. Наверное, нет ни одного человека, который знал бы все эти слова. А сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с самыми умными и многознающими книгами. Они помогают нам правильно писать слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. Без этих книг трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и учёному, художнику и писателю.
Это словари. (3 слайд – тема урока)
III. Актуализация знаний
Запишите тему сегодняшнего урока.
С какими словарями мы уже знакомились на уроках русского языка? (Орфографический, толковый).
В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не краснеем, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки.
4 слайд (цитата) «Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Анатоль Франс
Запишите эти слова, как будем их записывать? («»)
Перед вами словари, которые есть в нашей школьной библиотеке. (Выставка словарей, прокомментировать).
На ваших столах лежат словари уже известные вам и карточки с заданиями. Для начала мы должны угадать слово, которое нам поможет начать работу.
Внимание, на экран! (5 слайд – появляется алфавит)
- Что это…….? (русский алфавит)
- Как вы думаете, почему алфавит поможет нам в работе? (ответы учащихся)
- Да вы, действительно, правы.
4. Работа над новым материалом.
К какому словарю надо обратиться для того, чтобы правильно написать слово «АЛФАВИТ?
(К орфографическому словарю) (6 слайд «орфографический словарь») (по мере ответов детей на слайде появляются название словарей)
- Вспомним («орфос» – правильный, «графос» – пишу )
- Найдите это слово в словаре, прочитайте. Проверьте (вылетает слово АЛФАВИТ)
- В орфографическом словаре мы проверяем правильность написания слова.
- Исходя из того, что («орфос» – правильный, «эпос» – речь). Что мы будем проверять в орфоэпическом словаре? (ответы учащихся)
- Что значит правильно произнесённое слово? (ответы учащихся)
- Это значит правильно поставленное ударение, правильно произнесённые звуки.
Орфоэпический словарь помогает нам в этом.
Так как же правильно АЛФАВИТ или АЛФАВИТ? Узнайте. Проверьте. Запишите.
А для чего служит толковый словарь? (ответы)
Теперь давайте заглянем в толковый словарь (вылетает название «толковый словарь») и найдём толкование слова АЛФАВИТ
Проверьте (вылетает толкование слова). Запишите.
А как вы думаете можно ли подобрать синонимы к слову «Алфавит»? Если заглянуть в словарь синонимов, выясняется, что это АЗБУКА
«Азбука»
Правильно. Запишите это слово.
Пользуясь словарём пословиц и поговорок можно подобрать пословицы к слову алфавит и азбука (слайд).
Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки избавят нас от скуки.
Как вы понимаете смысл этой пословицы.
На следующей строчке запишите эту пословицу.
V. Физминутка (динамическая)
VI. Рефлексия
На каждой парте помимо словарей, есть карточки с названиями словарей (на карточках определённого цвета написаны названия словарей, это позволяет провести фронтальную проверку)
Попробуйте правильно ответить на вопросы, посовещайтесь (7 слайд)
Каким словарём будете пользоваться, если:
- Только затрудняетесь в написании какого-либо слова (орфографический словарь).
- Вам нужно узнать толкование, какого либо слова (толковый словарь).
- Вам нужно узнать, как правильно ставится ударение, произносится слово (орфоэпический словарь).
- Вам нужно объяснить смысл той или иной пословицы (словарь пословиц и поговорок).
А теперь ещё раз давайте вспомним алфавит. Возьмите листок голубого цвета. Переверните его (детям предлагается алфавит с пропущенной буквой).
Среди 33 букв алфавита, помещённых в круг, одна пропущена. (8 слайд) Какая? Впишите её в свободный фрагмент. Посовещайтесь. Проверьте. (9 слайд)
Вам предлагаются слова, пользуясь словарём, нужно правильно записать, поставить ударение и произнести эти слова. (10 слайд)
Работу будем выполнять в малых группах
- Звонит
- Документ
- Жалюзи
- Документ
При выполнении задания воспользуйтесь сигнальной карточкой. Проверьте.
VII. Физминутка
(релаксация, шум воды и крик чаек) (11 слайд появляется фрегат)
ХVI век вошёл в историю как век мореплавателей, открытий, флибустьеров (выскакивает на слайде слово ФЛИБУСТЬЕР)
А сейчас воспользуйтесь толковым словарём русского языка и объясните значение слова «Флибустьер» (12,13 слайды)
Дети зачитывают значение слова. Найдите в словаре синонимы слова.
14 слайд (выскакивают слова пират, разбойник, флибустьер, появляется Джек Воробей)
Запишите эти слова.
VIII. Задание для любознательных
Морякам, путешественникам нужны были сведения, или как мы говорим информация, так появились первые листки с новостями. За один листок надо было платить 1 монету.
Как называлась монета?
И какому источнику информации она подарила своё название?
Соберите слово. Детям выдаются карточки с буквами «Г», «А», «З», «Е», «Т», «А» (газета- название венецианской монеты)(15 слайд)
IX. Работа в командах
– Предлагаю выполнить следующее задание
У вас в конверте находятся слова, из которых надо составить пословицу.
1 команда: Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь (с. 132).
2 команда: Лучше оступиться, чем оговориться (с.133).
3 команда: Умные речи приятно и слушать (с. 135).
Проверим(16 слайд)
Воспользуйтесь словарём пословиц и поговорок. Пролистайте его и подумайте, как можно найти значение той или иной пословицы (ответы). Каков смысл ваших пословиц? Узнайте. Зачитайте по словарю.
Вернитесь на свои места и запишите эти пословицы в тетрадь.
X. Итог
– Давайте подведём итог нашего урока.
Что нового сегодня узнали на уроке?
С чем познакомились?
Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с некоторыми из них. Научившись пользоваться этими книгами,вы обязательно полюбите их и согласитесь с С.Я. Маршаком (17 слайд)
Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство
Держа в руке свой потайной фонарь.
(18 слайд) (запись домашнего задания дублируется на слайде)
Домашнее задание.
(19 слайд) Ссылки
Литература и источники:
- А.П. Евгеньева Словарь синонимов – Ленинград: «Нева», 1975.
- В.П. Жуков Словарь русских пословиц и поговорок – Москва: «Русский язык», 1992.
- П.А. Лекант Школьный орфоэпический словарь русского языка – Москва: «Просвещение», 2009.
- С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка – Москва: «Азбуковник», 1997.
- Д.Н. Ушаков Орфографический словарь – Москва: «Просвещение», 1982.
- ru.wikipedia.org/wiki/газета
- s-marshak.ru/works/poetry/poetry013.htm
- whiteatlantic.hubpages.com/hub/jack-sparrow-the-captian
- pix.timeout.ru/261251.jpeg
- moumsosh.moy.su/index/shkolnaja_biblioteka/0-16