Нестандартный урок математики для 5-го класса (коррекционная школа VIII вида)

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель урока:

  • закрепить умения учащихся выполнять сложение и вычитание двузначных чисел;
  • корректировать логическое мышление на основе анализа и вычислительных упражнений;
  • корректировать навыки правильной речи;
  • развиввать внимание и память;
  • воспитывать эмоциональную адекватность поведения;
  • воспитывать интерес к математике.

Задачи:

  • закрепить вычислительные умения и навыки учащихся в сложении и вычитании двузначных чисел;
  • закрепить умение решать задачи;
  • развивать воображение детей.

Оборудование: кодоскоп; шум моря; корабль; рисунки: плот, лодка, корабль; карта путешествия; острова с примерами; медузы с ответами; карточки с ответами; попугай; краткое условие к задаче; геометрический материал; карточки с самостоятельной работой; словарные слова: океан, медуза.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Добрый день, дорогие ребята!
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по океану Математических Знаний на остров сокровищ. Путешествие далекое, интересное и опасное, поэтому мы берем с собой самых дружных и сообразительных. А вы у меня все такие.
– Какими вы должны быть во время путешествия? Почему?

II. Сообщение темы и цели урока.

– Тема нашего урока – путешествия по океану Математических Знаний: “Сложение и вычитание двузначных чисел”.

Запишем тему в наши бортовые журналы, так как путешественники все события записывают. Наш бортовой журнал – тетрадь.

Во время плавания нам встретятся незнакомые слова.

(На доске словарные слова: океан, медуза, штурман.)

– Кто может объяснить значения этих слов?

(Музыка, шум моря. Карта на доске.)

– Во время нашего путешествия будем закреплять вычислительные навыки, развивать память, мышление, внимание. Будем учиться правильно и четко выражать свои мысли.

(На доске карта путешествий.)

– Мы поплывем мимо острова злых медуз, мимо острова говорящего попугая к острову сокровищ, где пираты спрятали свои богатства.
– Пусть нам в путешествии сопутствуют только солнечные дни и попутный ветер, и тогда какое у нас будет настроение? (Веселое, хорошее.)
– Что еще нам нужно для удачного путешествия? (Хорошее настроение.)
– Желаю, чтобы у вас все наше путешествие было хорошее настроение

III. Проверка домашнего задания. (Кодоскоп.)

– Чтобы путешествие было успешным, нужно предварительно рассчитать маршрут. Штурманам сверить расчеты. Они рассчитали их дома.

Дано карточка – задание

61 – 5
75 – 8
28 + 9
76 + 23
42 – 32
52 – 24

1). Прочитайте пример, ответом которого является число 37.
2). Прочитайте пример, в ответе которого единиц на 1 больше, чем десятков?
3). Найдите пример, ответом которого является самое большое двузначное число?.
4). Прочитайте пример, ответ которого самое маленькое двузначное число?.
5). Найдите пример, в котором 6 дес. 7 ед.
6). Найдите пример, ответ которого 26.

(Проверка “маячками”) 9 – верно – зеленый, неверно – красный.)

8 * 9 – 39
27 : 3 * 0
25 : 5 * 8
24 : 6 * 7
54 : 6 * 7
8 * 8 – 37

– Молодцы, вы хорошо выполнили задание в бортовых журналах, вы умеете хорошо читать и считать примеры. Поэтому можно готовиться к плаванию.

IV. Подготовка к плаванию. (Устный счет.)

– Плавание будет трудным и мы должны выбрать на чем поплывем.
– Давайте выберем на чем мы поплывем.
– На чем можно плыть? (на плоту, на лодке, на корабле). (Рисунки.)

 

– Чтобы бы вы выбрали? Почему?
– Мы должны знать название корабля.
– А как же называется наш корабль? Чтобы расшифровать название корабля, нам нужно посчитать примеры.

1). (Кодоскоп) – Сосчитать примеры:

Б 24 + 47=71
Р 10 + 34 = 44
Ж 70 – 8 = 62
А 85 – 5 =80
Д 14 + 21 = 35
У 60 – 4 = 56

2). – Записать в журналах ответы в порядке возрастания.

(35, 44, 56, 62, 71, 80)

Подпишите соответствующие буквы.

– Итак, какое название корабля? (“Дружба”.) Вот какое замечательное название у нашего корабля.

Вы всегда должны быть дружными.

3). – Посмотрите на ряд цифр. Какое число “лишнее”? (Исключаем.)

(“80” – т.к. круглое;
“44” – т.к. количество десятков равно количеству единиц;
“56” – т.к. к 5 + 6 = 11, а сумма других цифр равна 8).

4). Работа с геометрическим материалом. (На карточках).

(На доске и на столах маршрутные листы – геометрический материал.)

– Наш корабль выплывает в море. Вокруг много других кораблей.
– Возьмите маршрутные листы. Приготовьтесь к выполнению задания. Посчитайте, сколько корабликов?
– Посчитайте, сколько треугольников в их изображении? Сколько кругов? Сколько прямоугольников?

(Взаимопроверка. “Маячки”.)

5). Задача.

– Составьте задачу про команду корабля и поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.

Девочек – 15 ч.
Мальчиков – на 9 ч. больше
(Краткое условие на доске.)

– Итак, мы хорошо подготовились к плаванию. Вы умеете считать, различать геометрические фигуры. Значит, вы молодцы! Мы смело можем отправляться в путь! Поднять якорь!

V. Физкультминутка “Думающий колпак”.

– Поправили наши бескозырки. Это позволит нам в пути быть собранными и лучше прокладывать наш путь.

VI. Путешествие. Работа над темой урока.

– Итак, мы плывем по океану Математических Знаний, приближаемся к острову Злых Медуз. Они могут захватить нас в плен. Чтобы этого не случилось, нам необходимо решить примеры.

(На медузах – примеры. На обратной стороне ответы. Медузы прикреплены к острову.)
(На столе зеленые карточки.)

На доске:
19 + 37
40 – 17
48 + 24
80 – 36

– Записать в столбик и решить.

На месте в карточках:

19 + 37
40 – 17
48 + 24
89 – 36
58 – 49
47 + 39

– Давайте проверим (отрываем медузу с ответом).

– Вы показали хорошие вычислительные навыки, умеете правильно рассуждать. Поэтому путь свободен.

VII. Физкультминутка “Ленивые восьмерки”.

– Продолжим плавание. Смотрите нас сносит течение. Мы попали в “ленивую восьмерку”. Выполним это упражнение.
– Все выбрались! Молодцы!

VIII. Продолжение работы над темой.

– Течение принесло нас к острову говорящего попугая. У нас случилась беда. Кончились продукты. Мы должны пополнить запасы. Но Кеша даст нам продукты если мы решим задачи.

Блиц – турнир.

  1. В ящике лежит 15 пакетов с сахаром, а с мукой на 6 пакетов больше. Сколько пакетов с мукой?
  2. Булка хлеба стоит 6 рублей. Сколько стоит 6 таких булок хлеба?
  3. В упаковке 7 рядов йогурта по 2 штуки в каждом ряду. Сколько всего йогурта?
  4. 40 кг фруктов разложили в ящики по 10 кг в каждый. Сколько ящиков?
  5. Всего 28 ящиков с овощами. Из них 10 ящиков с картофелем, а остальные с овощами. Сколько ящиков с овощами?

– Проверим, что записали в бортовые журналы.

(Проверяем “Маячки”.)

– Что же мы загрузили на корабль?

(Называют, а учитель крепит карточки.)

САХАР МУКА ЙОГУРТ ХЛЕБ ФРУКТЫ КАРТОФЕЛЬ КАПУСТА овощи

– Вы ничего не забыли! (Молодцы!) Кеша разрешает забрать продукты.

– Мы хорошо подготовились к продолжению пути, правильно загрузили продукты.

IX. Остров сокровищ.

– Итак, в путь к острову сокровищ.
– Кто живет на острове? (Пираты.) Ой, да один из них подглядывает за нами.

– Смотрите-ка, под пальмой сундук с сокровищами. Но сундук с секретом.

Чтобы открыть, нужно решить задачу.

Работа с учебником.

– Откройте волшебные книги на

С. 24, они помогут нам открыть сундук, задача № 6.

– Читаем условие задачи.

В трюм погрузили 2 бочки с пресной водой.
В 1 бочке – 55 литров воды,
Во 2 бочке – на 26 литров меньше.
Сколько литров пресной воды погрузили на корабль?

– О чем говорится в задаче?
– (Я читаю.) Что поливали дети?
– Что нужно найти в задаче?
– Что известно?
– Что неизвестно?

Можем ли мы сразу найти сколько ведер принесли дети? Почему?

– Каким действием? Почему?
– Зная сколько ведер понадобилось для поливки цветов, мы можем найти сколько ведер принесли ребята?
– Каким действием? Почему?

(Ученик решает самостоятельно, а остальные повторяют.)

– Что будем находить первым действием? Как?
– Что будем находить вторым действием? Как?
– К доске решать пойдет …..
– Как проверить правильно ли мы решили задачу?
– Сколько всего ведер принесли ребята? (84)
– Сколько ведер для овощей принесли ребята? (55)
– Сколько для поливки цветов? (84 – 55 = 29)

– Молодцы, вы справились с решением задачи. Ура! Сундук открывается! А что же там? Пиратские сокровища?!

(Прохожу, достают пиратские письма.)

Пословицы об учении, знаниях кому хочется прочитать письмо вслух? Как понял?

X. Домашнее задание.

– Чтобы вернуться домой мы должны сделать запись д/з. Откройте дневники, С. 23, № 118.

(III – 3 ст.; II – 1,2 ст.; I – 1,2,3 ст..) (Это 9 примеров.)

XI. Самостоятельная работа.

– Чтобы попутный ветер быстрее нас привел домой, нам нужно выполнить самостоятельную работу. (Карточки.)

№1. 35 – 8 + 26
№ 2.
14 + 39 – 19
№ 3. 87 + 8 – 14
№ 4.
51 – 27 – 14
№ 5. 70 – 16 + 24
№ 6.
26 + 19 + 34
№ 7. 49 – 9 – 9
№ 8.
24 – 19 + 46

– Переверните карточки, проверьте ответы.
– Возьмите “маячки”. Покажите, “зел.” – если “да”, “красн.” – если “нет”.

XII. Итог урока.

– Молодцы! Мы возвращаемся домой! Наводите порядок на корабле. – Понравилось наше путешествие? Покажите “маячками”.
– Что особенно понравилось?
– Я хочу знать какое у вас настроение? Покажите “маячками”.
– Мне было с Вами очень приятно путешествовать. Спасибо Вам ребята! Спасибо всем! Урок окончен.