"Пришло Рождество – начинается торжество"

Разделы: Музыка


Форма урока: арт-урок

Стратегическая сверхзадача: Формирование знаковых ценностей, таких как Человек. Жизнь. Добро. Истина. Красота средствами рождественских песен

Внешнее оформление: Компьютер, проектор и экран, презентации, рождественские песни в mp3, видеоклипы, баян, костюмы детей (рождественские колпачки у мальчиков, белые кофточки и черные юбки у девочек), звезда на доске, наряженная елка.

Раздаточный материал: Звезды, карточки для творческих работ, поздравительные открытки, рисунок-раскраска, карандаши.

Ведущий вид искусства: музыка.

Общий корень направленности содержания урока: Формирование нравственных ценностей через музыку рождества.
Формирует доброту в детях, творческие способности в составлении стихов, в исполнении песен, ритмических движениях, развивает способность мыслить через музыку.

  1. Сознание – знание национальных традиций каждого народа.
  2. Поведение – пластическое интонирование в такт мелодий рождественских песен, выполнение творческих заданий “Собрать колядку”, подпевание и исполнение песен.
  3. Чувства: развивают чувства через идеи песен, саму музыку слушают, рассуждают, поют, рисуют, выражают через движения.

Ход урока

Заходят под фонограмму песни Рождество Христово.(4 кадра с темой по 4 раза пока ни встанут, ни зайдут) (см. Приложение 1)

Проходят и выстраиваются в полукруг.

Учитель. Доброе утро, мои маленькие друзья! Сегодня я ваша прекрасная муза приглашаю вас всех на самый яркий, самый красивый самый музыкальный праздник года, как вы думаете он называется?

(Рождество.)

– Да, конечно! Вы правы.

Тема нашего урока “Пришло Рождество, Начинается торжество!”

(Приложение 2)

Я убеждена, что любое торжество начинается с главной песни. Я предлагаю вам прослушать Международный рождественский гимн “Тихая ночь” в исполнении смешанного хора, который возвещает о рождении Иисуса Христа….Вслушайтесь в мелодию гимна и прочувствуйте торжество этого праздника.!!! (Слушают 30 сек.) (Приложение 3)

А сейчас я приглашаю вас совершить путешествие в историю. (Дети стоят.)

2000 лет тому назад родился Иисус Христос – Спаситель мира. Произошло это величайшее чудо в маленьком городке Вефлиеме (Палестина) Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус. Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира. Рождество – праздник детей и взрослых, с песнями, играми, подарками у елки, с сиянием свечей и с запахом смолистой хвои.

Давайте прикоснемся и мы к этому замечательному празднику и нарядим по велению ваших звездочек Рождественскую елку (на экран появляется ветки ели) (Приложение 4), которая является символом рождества, символом обновления новой жизни. Но для этого каждый из вас должен коснутся своей звездочкой Рождественской звезды и сразу же на елке появятся необыкновенные рождественские игрушки. Запомните это чудо, которое вы подарите елке. Моя игрушка первая (касаюсь), дальше ваши … (Пауза для игрушек.) Нарядили елку, говорит учитель.

– Закройте на секунду глаза и вы увидите это ЧУДО! Что же у нас получилось? (Кадр елки.)

– Я приглашаю вас спеть вместе со мной Рождественскую песню, 3 минуты 2 сек. подпевайте мне. (Приложение 1) (Музыка – Песня). Дети садятся и отдают звезды.

– Как здорово, что мы собрались на святое торжество и будем славить в наших песнях Рождество!

– Вслушайтесь в мелодии рождественских песен разных народов и определите их настроение, характер мелодий?

(Играю мелодии гимна.) Вы узнали эти песню? (Гимн “Тихая ночь”.)

– Замечательно.

– Рождественская народное славянское песнопение. (Приложение 5) “Ночь тиха над Палестиной” 40 секунд (видео включить один куплет).

Ребята, обратите внимание как напевна мелодия этой песни!!!!В ней нет ликования, она воспевает святую ночь, дарит людям душевный покой и приобщение к великой тайне.

– ЗВЕНИ КОЛОКОЛЬЧИК – немецкая рождественская песня.

(Приложение 6) – 1-й куплет, 31 сек.

(Включаю ЗВЕНИ КОЛОКОЛЬЧИК – видео.)

“Бубенчики” американская народная рождественская песня.

(Приложение 7) 1 минута

– Итак ребята, какие чувства вызвали у вас эти песни?

(Радости или грусти, счастья или горести, торжества или будней?)

А какой главный инструмент вы услышали? (Колокольчики, бубенчики.) – Да, именно колокольчики и бубенчики являются символом рождества, а чувства , которые вызвали эти песни я предлагаю вам изобразить красками, разукрасив рождественские венки, которые во всех странах мира являются также символом рождества. (2 минуты) пока рисуют …

(Приложение 8).

Рисунки собрать (привлечь классного руководителя) и вывесить на доску.

– Вы изобразили венки яркими радостными красками, так какие они у вас вызвали чувства? Вы убедились, что (читаю текст с. 36 учебника “Музыка” в 1-м классе) разные народы мира сочиняют и поют о рождестве красивые песни. У славянских народов и у нас в России рождественская песня называется колядка, колядки поют, заходя в каждый дом, они рассказывают о рождении Христа, величают хозяина воспевают солнце и месяц. Этот обряд называется колядование.

– Так как, ребята называется рождественская песня в России?

(Колядка), а обряд? (Колядование.)

– Я предлагаю вам собрать Рождественскую колядку и спеть ее

(Сделать на экран.) Работать будем по группам (задание: собрать куплет по строчкам).

1-я группа:

Рождество Христово, ангел прилетел
Он летел по небу, людям песню пел
Вы, люди ликуйте, все днесь торжествуйте
Днесь Христово Рождество

2-я группа:

Пастыри в пещеру первыми пришли
И младенца Бога с матерью нашли
Стояли молились, Христу поклонились
Днесь Христово Рождество

3-я группа:

Все мы согрешили, Спас перед тобой
Все мы люди грешны, ты один святой
Прости прегрешенья, дай нам оставленье
Днесь Христово рождество.

(СлайдРОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Колядка и все куплеты подряд проверяем) зачитали по куплетам. (Приложение 9)

– А сейчас послушайте, как звучат эти куплеты, поем вместе.

Я, ваша муза, пригласила на наше торжество ваших друзей – калядовщиков из 5-го класса.

– Ребята не забудьте, что согласно обряду поющих принято щедро одаривать сладостями, игрушками, фруктами. Где же они?

(Взмахнуть звездой и взять вазу с конфетами и классному руководителю раздать.) Мы их одарим ими колядовщиков.

Заходят гости, поют колядку.
Одариваем и они уходят.

Какие чувства у вас возникли когда вы пели и слушали колядки?

  • Какое настроение они вам навеяли? (Веселое, праздничное, радостное.) Я с вами согласна.
  • Вам понравились колядки, вы получили наслаждение? Очень приятно.

Но получать наслаждение можно не только от песен, но и от танца в хороводе, я приглашаю вас на танец!!!

Включаю “Рио, рио чиу”. 1 минута 27 сек.

(Приложение 10)

– Вам весело? Вот так же как этому ребенку, давайте его поддержим? (Включить смех.)

Итог:

Итак, ребята.
– Мы с вами стали участниками Торжества Рождества.
– Вам понравился этот праздник? А чем он вам запомнился?

(Чудесной рождественской музыкой, красивыми песнями, колядками, елкой, игрушками, стихами) и непременно подарками .

– Я, ваша муза, приготовила их для вас!!

(Взмах звезды – включаю презентацию Рождество и дарю открытки каждому).

Учитель. “Давайте поздравим друг друга С наступающим! – все вместе Рождеством!! Здоровья Вам, радости, много, много пятерок и веселых каникул!”

Приложение 13.