Изображение природы в произведениях А.С. Пушкина

Разделы: Музыка


Класс 6

Тип урока:интегрированный

Метод обучения: поисковый с элементами исследования, наглядно-практический, эвристическая беседа.

Используемая литература:

  1. Баранская П.А.С.Пушкин. - М.,Просв.,1971
  2. Колокольцев Е.Н. А.С.Пушкин в портретах и иллюстрациях. - М.,Просв.,1999
  3. Кудрявцева Л. Себя как в зеркале я вижу. - М., Малыш, 1986
  4. Курдюмова Т.Ф. Пейзаж-средство эстетического воспитания на уроках литературы.- М.,Просв.,1965
  5. Неклюдова М.Г. История русского искусства.- М.,Изобразительное искусство, 1980.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, DWD +Rдиск, музыкальные записи, синтезатор,ноты, гуашь, кисти, листы бумаги.

Репродукции:

  1. И.Левитан "Золотая осень", "Весна-большая вода";
  2. И.Репин, И.Айвазовский "Прощай свободная стихия";
  3. Н.Ге "Пущин у Пушкина в Михайловском";
  4. Иллюстрации В.Преснякова к сб. стихотворений А.С.Пушкина "Зимнее утро".

Предварительная подготовка учащихся к уроку: на предыдущем уроке была организована работа по подбору поэтических текстов и выполнены эскизы по произведениям Пушкина, в которых звучит тема природы.

Музыкальный ряд:

  1. П.И.Чайковский "Времена года";
  2. Г.Свиридов "Весна и осень", "Тройка",
  3. Г. Струве "Ещё дуют холодные ветры".
  4. Звуки живой природы
  5. Видеофрагменты из художественного фильма "Метель".
  6. Целевая установка урока: иллюстрирование поэтических текстов А.С.Пушкина, в которых звучит тема природы.

Задачи:

Образовательная

  • Научить ребят видеть живопись и слышать музыку в произведениях А.С.Пушкина.

Воспитательная

  • Привить любовь к искусству, научить видеть красоту родной природы, раскрыть прелесть пейзажных зарисовок А.С.Пушкина.

Развивающая

  • Развивать самостоятельность в мышлении, способствовать формированию художественного вкуса.

Работа с понятиями: иллюстрация, пейзаж, живопись,гризайль, цветовая гамма, музыкальная интонация, ритм, мажорный и минорный лад.

ПЛАН УРОКА

Вход учащихся под музыку (звуки живой природы).

Вступление. Изобразительная Пушкиниана

Воссоздание образов уголков природы в произведениях Пушкина.

Путешествие по временам года:

  • Лето
  • Осень
  • Зима
  • Весна

Выполнение рисунков, показ работ, отражающих музыкальные фрагменты.

Анализ работ

Вывод.

КОНСПЕКТ УРОКА

Презентация.

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о картинах природы, которые изобразил А.С. Пушкин в своём творчестве. (Слайд№1).

С раннего детства мы знакомимся с его произведениями и при одном упоминании имени легко можем представить это лицо. (Слайд № 2).

Кто помог создать этот дорогой для всех нас образ? Конечно же, художники. Изобразительная Пушкиниана включает в себя

  • Портреты Пушкина (Слайд №3).
  • Картины из его жизни (Слайд №4).
  • Иллюстрации к его произведениям (Слайд №5).

Пушкин дополнил эту галерею портретов собственными рисунками. (Слайд №6)

Он был превосходный график. Свыше 50 раз Пушкин рисовал своё лицо. (Слайд7).

Каждый по-своему запечатлел поэта. Портрет работы какого художника вам больше всего запомнился?

Ученики (рассматриваются предполагаемые ответы детей):

- Портрет работы художника Ореста Кипренского. Он представил как бы идеальный образ поэта. Все изобразительные средства подчинены этой задаче. Главные цвета на портрете - чёрный и золотистый. Они делают портрет строгим, возвышенным, помогают понять мысли и чувства поэта. "Себя как в зеркале я вижу:" - писал Пушкин об этом портрете, который ему особенно нравился. Портрет висел в его Петербургской квартире, а сейчас находится в Третьяковской галерее.

Учитель: -  Глядя на этот портрет Пушкина, мы видим отражение творческого характера личности поэта. Невольно вспоминаются строки:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу:

"Любезен"- значит любим, "Лирой"- значит стихами.

А сколько прекрасных строк в оптимистическом, жизнеутверждающем творчестве поэта посвящены природе?

Сейчас мы с вами совершим экскурсию по временам года, которые так любил воспевать Пушкин в своих произведениях. К понравившимся строкам вами выполнены эскизы. Давайте вспомним те строки.

Ученики:

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
("19 октября").

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
("Зимнее утро").

Ещё дуют холодные ветры
И наносят утрени морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки:
Где липыпрестарелы
С черёмухой цветут
Где мне в часы полдневны
Берёзок своды тёмны
Прохладну сень дают,
Где ландыш белоснежный
Сплелся с фиалкой нежной:
(Городок).

Как мастерски изображает Пушкин-пейзажист природу России. Поэт хочет, чтобы мы - читатели не только видели, но вместе с ним чувствовали природу, чтобы слышали звучание его стиха. Для самого поэта поэзия, прежде всего, связана с музыкой природы.

В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль шёпот речки тихоструйной.
("Разговор книгопродавца с поэтом").

Учитель. О каких звуках природы идёт речь?

Ученик: Музыка стиха так остро и неизбежно ощущается читателем, что мы реально слышим и шум лесов, и пение иволги- природу средней полосы России. (В записи слушаем пение птиц и шум леса).

Пушкин также очень любил "свободную стихию" моря. Уезжая из Одессы в 1824г. поэт прощается с морем, пишет незабываемое стихотворение.

Учитель:какое?

Ученик:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
("К морю").

Учитель: Это взволнованное стихотворение подсказало двум художникам реалисту И. Репину и романтику И.Айвазовскому мысль о создании совместной картины под названием "Прощай свободная стихия". (Слайд № 8).

Для Пушкина природа и человек неразрывносвязаны между собой. Граница в приёмах изображения человека и природы стирается. Лиризм пушкинских строк, их музыкальность, певучесть вдохновили многих композиторов на написание прекрасной музыки. Какие композиторы обращались к творчеству Пушкина?

Ученики: Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Бородин,Римский-Корсаков, Рахманинов, Шостакович, Свиридов.

Учитель: более 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, романсы.

Тема времён года привлекала не только поэтов, но и многих композиторов: А.Вивальди, И.Гайдна, А.Глазунова, П.Чайковского.

Двенадцать - по числу месяцев - музыкальных картин из "Времён года" П.Чайковского - это проникновенные зарисовки русской природы. Это не просто музыкальные пейзажи, в произведениях отражено особое настроение человека, всегда меняющееся, живое.

А теперь совершим путешествие в пушкинские " времена года".

Лето (Слайд 9).

Лето Пушкин не любил и почти не писал о нём стихов.

Ох, лето красное! Любил бы я тебя
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи,
Ты все душевные способности губя,нас мучишь.

А может быть он не любил лето за то, что оно такое кратковременное?

Но наше северное лето
Карикатура южных зим
Мелькнёт и нет: известно это
Хоть мы признаться не хотим.

Мы тоже ощущаем стремительный бег этого времени года. А на пороге уже осень.

ОСЕНЬ.(Слайд№10).

(звучит "Осенняя песня" П.Чайковского из цикла "Времена года").

Какие строки вспоминаются?

Ученик:

Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса:,
("Осень").

Учитель: эти строки перекликаются с левитановской осенью. Его картина "Золотая осень" воспринимается как иллюстрация к этому стихотворению.

Ученик: перед нами начало осени красивая и яркая её пора. Обычно осень время увядания природы - вызывает чувства печали и тоски, но если на какой-то срок устанавливается сухая и тёплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение.Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картинеИ.Левитана завораживает нас. "В багрец изолото одетые леса!"-это пушкинская палитра осени остаётся в памяти навсегда.Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?

Ученик: интонации музыки Чайковского и краскилевитановского пейзажа создают тот незабываемый образ осени, который воспел Пушкин в своём стихотворении.Когда звучит минорный лад, создаётся чуть- чуть грустное настроение "Унылая пора:", но грусть светлая. Минор сопоставляется с мажором. Звучание мажора подобно лучу солнца, стремящегося вырваться сквозь тучи.

Учитель: Считанные дни держится такая золотая осень, она мимолётна. В народе её называют "бабьим летом".В каких строках Пушкина это отражено?

Ученик:

Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
("Осень").

(звучит фрагмент осени "Весна и осень" соч. Свиридова).

Учитель: любимым временем года у Пушкина была осень.В письме к своему другу П.А.Плетнёву Пушкин пишет: "Осень подходит. Это любимое моё время-здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настаёт:". В каких ещё строках Пушкин говорит об этом?

Ученик:

Октябрь уж наступил,
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей:

Учитель: Рисунок поздней осени у Пушкина лишён цвета: лишь "нагие ветви", "последние листья". Налицо серые тона одноцветной живописи. Давайте вспомним как называется такая живопись?

Ученик: такая живопись называется гризайль. Словно в технике гризайль Пушкин пишет картины поздней осени.

Учитель:Среди картин природы, которые изображает поэт, чаще всего мы встречаем зимний пейзаж. Дотошные пушкинисты подсчитали, что слово осень Пушкин употребил в своих сочинениях 58 раз, лето - 43 раза, слово весна мы у поэта встретим 85 раз, а зима 87раз. (Слайд № 11).

Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима. (Слайд 12).

(просмотр фрагмента из к/ф "Метель".Музыка Г.Свиридова).

В каких ещё строках Пушкин - пейзажист рисует зимнюю картину природы?

Ученик:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
("Зимняя дорога").

Учитель: Описания зимы у Пушкина выразительны и зримы, так и хочется взяться за кисть. Много прекрасных иллюстраций к пушкинским произведениям выполнил наш воронежский художник В.Пресняков.(Слайд№ 13).

Тонкий лиризм, романтическая приподнятость, изящество линий и штрихов, вот что характеризует работы этого художника.

Находясь в Михайловском, Пушкин пишет известное стихотворение "Буря мглою небо кроет". (Слайд№ 14).

Навестить опального поэта приехал его лицейский товарищ И.Пущин. Эту трогательную встречу запечатлел на своём полотне "Пущин у Пушкина в Михайловском"Н.Н.Ге, наш земляк, родившийся в Воронеже в 1831г.

На картине изображён сосланный в деревню Пушкин, читающий Пущину "Буря мглою небо кроет:".

Картина бури в Пушкинском звучании остаётся недосягаемой в отечественной литературе.

Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний, долгий мрак ночей.

Видеофрагмент из к/ф "Метель". (Слайд 15).

А за окном уже другое время года.

ВЕСНА.(Слайд.№ 16).

(ученики поютГ.Струве "Ещё дуют холодные ветры").

Учитель: К этой весенней зарисовке композитор Г.Струве написал музыку. Хотя суровою зимой Пушкин более доволен, однако поэт рисует не менее прекрасные пейзажи,пробуждающейся природы. Весну Пушкин называет "утром года". В каких строках поэта мы встречаемся с картиной "утра года"?

Ученик:

Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
С улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года:

Учитель: созвучен пушкинскому описанию природы пейзаж И.Левитана "Весна. Большая вода". Это лирико-музыкальная поэма художника о половодье, о русских полях, о грациозных водах. Мистическая голубизна цвета этой картины завораживает, и зритель как бы теряет ощущение времени, он соприкасается с музыкой вечности.

"Суровая" русская природа находит в Пушкине несравненного пейзажиста. Художественное совершенство и жизнеутверждающий характер лирики Пушкина вдохновляли художников на написание прекрасных полотен, а композиторов на создание чарующей музыки. В самом ритме стиха, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубину души. Это что-то и есть музыка. Все вы знаете, что художник красками, а композитор звуками могут нарисовать похожие картины.

На прошлом уроке каждый из вас выбрал из "энциклопедии времён года", созданной Пушкиным, поэтические строки, рисующие картины природы и выполнил созвучный этим строкам эскиз. Сейчас продолжим иллюстрирование выбранного вами текста. Работаем красками. (Звучит музыка).

(Ученики представляют свои работы и зачитывают иллюстрированные строки).

ВЫВОД

Рассматривая ваши работы, мы увидели живопись и услышали музыку, читая произведения Пушкина. Чем насыщена пейзажная лирика поэта? (движением, динамикой, гармонией, тончайшей палитрой красок).

Какие музыкальные интонации?(тихие, напевные, грустные, плачущие, стонущие, тревожные).

Каждый человек находит в Пушкине что-то своё, сокровенное. По вашим глазам было видно, как вы сумели раствориться в стихах, полюбившихся с детства.

Хочется поблагодарить вас за трепетное отношение к творчеству поэта, за проникновенное прочтение поэтических строк, в которых отражена природа. Творческих успехов!