Воспитание детей на традициях народной культуры

Разделы: Внеклассная работа


“Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных на
абстрактных идеях или взаимствованных у другого
народа”
К. Д. Ушинский.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Это возраст, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, он определенным образом относится к тому, что его окружает.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Предлагаемые методические разработки предназначены для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ.

Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, в безверии, в агрессивности. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду “связи времен”, чувства сопричастности к истории своей Родины. Тиражируя на всю страну, средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной критериев нравственности, угрожают психологическому и физическому здоровью человека.

Решение главных задач воспитания и обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Для этого мы обратились к традициям русской народной культуры.

Знакомство детей с фольклорными произведениями, приобщение их к красоте и богатству народного декоративно – прикладного искусства укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, Отечеству. У детей развивается чувство патриотизма и ответственности за судьбу Родины.

Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

Приложение 1, Приложение 2

Целевое назначение разработок.

Целью разработок является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, уважающих отечественную культуру, традиции и обычаи русского народа.

Для осуществления поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
– формировать интерес и уважительное отношение к культуре своего народа;
– воспитывать интерес детей к устному народному творчеству и видам народно – прикладного искусства ;
– воспитывать любовь и уважение к родному русскому языку;
– воспитывать в детях лучшие духовно – нравственные качества;
– учить видеть в народных произведениях мудрость, глубину выражаемых мыслей и чувств;
– поддерживать личностное творческое начало детей, развивая тем самым эстетические качества ребенка;
– развивать чувство коллективизма, умения дружелюбно общаться со сверстниками.

Принципы реализации разработок :

В основу реализации данных разработок положены следующие принципы:

  • занимательности;
  • сотрудничества;
  • новизны;
  • принцип доступности
  • обеспечения эмоционально – психологического комфорта;
  • культуросообразности;
  • систематичности и последовательности;
  • интеграции.

В работе обозначены следующие приоритеты:

1. Организация атмосферы национального быта.

Создание предметно – развивающей среды, в которой присутствует много предметов, характерных для русского народного быта. Оборудование мини – музея быта русского народа, экспонаты которого приобщают детей к национальной культуре, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

2. Широкое использование фольклора как богатейшего источника познавательного и духовно – нравственного развития детей. Лучшие черты характера ребенка закладываются в дошкольном возрасте при соприкосновении с миром устного народного творчества.

3. Знакомство с православными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с ними.

Для русского народа духовная жизнь связана с православием. Россияне должны знать, помнить и уважать основы той культуры, в которой они живут. Христианская вера столетиями созидала нравственный облик русского народа, укрепляла российскую государственность и формировала его национальную культуру.

4. Постоянное использование русских народных игр в воспитательно-образовательном процессе.

Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.

5. Воспитание интереса детей к народному декоративно – прикладному искусству.

Творческая деятельность воспитывает у детей искренние чувства любви к окружающему миру, уважение к труду, интерес к родной культуре. Занятия продуктивной деятельностью приносят особую радость и пользу детям; развивают память, творческое воображение и художественный вкус.

Человек не рождается в богатом духовно и нравственном смысле, поэтому нужно грамотное внешнее воздействие воспитателей, родителей и всей окружающей среды.

Содержание данных разработок включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Разнообразить освоение детьми данного материала как части образовательной области “Познание” помогают народные игры, использование сказочных сюжетов, а также наглядный материал. Особое место в планировании деятельности отводится декоративно-прикладному искусству.

Формы реализации разработок.

Реализация методических разработок предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Большая роль в реализации данных разработок отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине, уважения к историческому прошлому родного народа. В совместной деятельности воспитатели используют дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.

В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок, экскурсий, организацию народных игр.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому особая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.

Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка. .

Основные формы работы:

  • организованная деятельность(занятия),
  • оборудование развивающей среды,
  • общение с родителями воспитанников.

Основные методы и приемы:

  • изучение психолого-методической литературы по данной проблеме,
  • наблюдение,
  • тестирование,
  • анкетирование,
  • изучение склонностей и интересов воспитанников,
  • беседы,
  • игры,
  • творческие задания.

Итоги апробации опыта показывают, что курс благотворно воздействует на развитие сферы чувств, восприятия и нравственных установок дошкольников. Несомненно, данная тема пробуждает интерес к своему внутреннему миру, укрепляет веру в собственные возможности. В детях просыпается дух поиска, познания. Они учатся добру, милосердию, гражданственности.

Результаты помогают воспитателям выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать.
Ученые утверждают, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Те впечатления, которые получают наши дети при знакомстве с традициями народной культуры, останутся в их памяти навсегда. Если дети будут знать и любить культуру своего народа, землю, на которой они живут, то и Россия будет жить, развиваться и процветать.