Цели и задачи
- расширить знания детей о лесе, о том, что он является домом для животных и растений.
- формировать экологически безопасное поведение детей в природе.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компас, противоклещевой костюм, карточки с иллюстрациями первоцветов, макет “Лесная поляна”, аудиозапись песни “Выглянуло солнышко”, жетоны, медали “Друг леса”.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в лесу? Что вам понравилось? Не подготовленному человеку можно одному идти в лес? А вот Незнайка, ничего не зная о правилах поведения в лесу, собрался идти. Давайте, вместе с ним отправимся в путешествие по лесной полянке (Рисунок 1) и познакомим его с этими правилами. За правильный ответ будет даваться жетон, а по окончании нашего путешествия мы узнаем, кто из вас достоин звания “Друг леса”.
Воспитатель: Дети, без чего нельзя отправляться в лес? Объясните почему?
Дети: Без компаса, спичек, воды, специальной одежды.
Воспитатель Незнайка, ты теперь правильно оделся, взял все необходимое, можно отправляться в лес.
Звучит песня “Выглянуло солнышко”.
Незнайка: Как хорошо в лесу, а какие здесь красивые цветы! Я сейчас нарву большой букет цветов, а дома буду плести венки.
Воспитатель: Подожди, Незнайка, послушай стихотворение.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето,Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.В нас молчало безумное “Стой!”
Нам казалось, все мало, все мало
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало… Е.Карасев
Воспитатель: Почему многие растения стали редкими?
Дети: Без надобности вырывают с корнями.
Воспитатель: Что необходимо делать, чтобы сохранить удивительный мир растений? (Любящие природу люди создают заповедники, ботанические сады.)
Конкурс “Первоцветы”.
На доске прикрепляют картинки с изображением цветов: мать-и-мачеха, медуница, подснежник, ветреница.
Воспитатель: Назовите цветок и расскажите, что вы о нем знаете.
Ответы детей.
Воспитатель: Мать-и-мачеха – один из первых цветков весны. Лист снизу мягкий, а сверху – твердый, холодный; медуница – на одном стебельке розовые, и фиолетовые, и синие цветки; ветреница растет по опушкам в светлых нагорных лесах, название получила за совпадение времени своего цветения со временем сильных ветров).
Незнайка: Я понял, что цветы рвать нельзя. Я буду ими в лесу любоваться, а лучше сфотографирую на память. Ой, а это что такое? Ну-ка возьму палочку, да раскопаю (Рисунок 2). Что там внутри?
Воспитатель:
– Ребята, кто знает, что это такое? (Муравейник.)
– Можно ли разрушать муравейники? (Нет.)
– Почему?
– Какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают вредных насекомых, гусениц,
слизней.) Они охраняют наши леса.
Отгадайте загадки о насекомых
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк!
(Паук.)С ветки на тропинку,
С травки на былинку.
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(Кузнечик.)Голубой аэропланчик,
Сел на белый одуванчик
(Стрекоза.)Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
(Муха.)Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел
(Бабочка.)Домовитая хозяйка,
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком
(Пчела.)Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь
(Жук.)
Незнайка: Кто это на дереве корзинку повесил? Залезу, посмотрю! (Рисунок 3)
Воспитатель: – Ребята, кто догадался, что за корзинка висит на дереве? (гнездо)
– Как нужно себя вести, если вы увидели в леску гнездо?
Дети: Тихонько покинут это место, смотреть и трогать яйца руками нельзя.
Конкурс “Узнай птицу”.
Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки.
А потом на ветку прыг
И чирикает: “Чик-чирик!”
(Воробей.)Эта птичка никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Сядет где-то на суку
И кричит: “Ку-ку! Ку-ку!”
(Кукушка.)
Незнайка: А это что за веревка? Вот возьму я ее рукой, да рассмотрю поближе!
Воспитатель: Не трогай, это очень опасно!
– Ребята, как нужно поступить, если вы увидели змею?
– Как оказать первую помощь при укусе змеи?
Незнайка: Что-то жарко стало, пить хочется. Вот и ручей!
Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, почему нельзя пить воду из ручья.
Незнайка: Ладно, не буду пить. Лучше я разденусь и искупаюсь.
Воспитатель: Правильно поступает Незнайка?
– Почему нельзя купаться в необорудованном для купания месте?
– Что может случиться? (Порезать ногу.)
– Какую помощь нужно оказать пострадавшему?
Незнайка: Хорошо, хорошо, лучше пойду собирать грибы. До мостика идти далеко, перейду ручей здесь.
Воспитатель: Чем опасен выбор Незнайки? Как помочь пострадавшему при вывихе, переломе конечностей?
Незнайка: Я понял, надо идти по мосту. Вот и грибы. Это мухомор, ядовитый гриб, я его растопчу. А вот этот гриб я не знаю, но все равно положу в корзинку, дома разберусь! (Рисунок 4)
Воспитатель: Ребята, какую ошибку допустил Незнайка?
– Почему вы так считаете?
Дети: Собирать можно, только съедобные грибы, ядовитые грибы губить нельзя, ими лечатся некоторые животные.
Воспитатель: Как правильно надо собирать грибы?
Дети: Аккуратно срезать ножом, чтобы сохранить плодоножку
Конкурс “Знатоки грибов”
Розовая сорочка,
А волнистая,
С краю оторочка
Да пушистая.
(Волнушка.)Рыжие ушки
С лисьей макушки
В траве лежат
Для малых ежат.
(Лисичка.)Под осиной мужичок,
На нем красный колпачок.
(Подосиновик.)Пришли пареньки,
Присели на пеньки.
Сидят все гуртом,
Не сгонишь кнутом.
(Опята.)Под березой старичок,
На нем бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой.
(Подберезовик.)
Незнайка: Вечер, холодает, разведу костер, вон под той осинкой.
Воспитатель: Незнайка не спеши, ведь костер разводить надо тоже по правилам.
Незнайка: По каким еще таким правилам?
Воспитатель: Ребята, сейчас тебе расскажут, где и как надо разводить костер
Дети: костер надо разводить на открытом месте, когда уходишь засыпать его землей или залить водой.
Воспитатель: А что надо делать, если вы увидели пожар в лесу?
Дети: Немедленно выходить из леса и сообщить по телефону взрослым.
Незнайка: Кажется, дождь собирается, гроза надвигается. Спрячусь под деревом. (Рисунок 5).
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, Незнайке, почему нельзя прятаться во время грозы под деревом
Дети: В дерево может попасть молния.
Незнайка: Спасибо, ребята, вы многому меня научили!
Дети читают стихотворение:
1-й ребенок:
Если вы в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
2-й ребенок:
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
3-й ребенок:
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги. Ведь они нам не враги!
4-й ребенок:
Помоги лесным зверушкам, приготовить для них кормушки,
И тогда любой зверек – будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыбка – скажет: ты – мой друг! Спасибо!
Н.Рыжова
Подведение итогов викторины. Вручение медалей “Друг леса”.