Цели:
- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых парных согласных и безударных гласных в корне слова;
- активизировать познавательную деятельность через игру- сказку, используя элементы соревнования,
- пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания.
Оборудование: картинки: Иван-царевич, волшебный клубочек, Золотая рыбка, Ворон-Воронович, Нечистый дух; карточки с текстом.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1. Каллиграфическая минутка: (Дети прописывают волнообразные зигзаги)
2. Работа со словарными словами.
Волна нашептала сказку: "В то давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные с кисельными берегами, в то время жил-был царь по имени Горох с царицей Анастасией Прекрасной и сыном Иваном-царевичем.
Вдруг стряслась беда немалая - утащил царицу Нечистый дух. Приходит к царю Иван- царевич и говорит:
- Царь-батюшка, благослови меня в путь дорогу, авось разыщу матушку! (Слова Иван-Царевича)
- Поезжай сынок! Но не забудь взять с собой клубочек волшебный
(Слова царя).
Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторонку, а клубочек впереди катится по дорожке, указывает куда идти"
Пойдём по этой дорожке, и мы за Иваном-царевичем:
3. Словарная работа: Мороз, деревня, морковь, капуста, лисица, медведь, корова, воробей, молоко, берёза (о - е - о - а - и - е - о - о - о - е).
Шёл-шёл Иван-царевич и пришёл к Синему морю. Остановился на берегу и думает:
4. Повторение и закрепление изученного материала.
- Куда теперь путь держать?
Потемнело Синее море, приплыла к нему Золотая рыбка и промолвила:
- Справишься, Иван-царевич, с заданиями, перекинется мост через чудо-море. Не справишься, нет тебе дороги дальше!
Ребята, давайте поможем Ивану- царевичу:
Молодцы! Какие волшебные слова надо знать, чтобы написать правильно? (Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение).
"Перешёл Иван-царевич через волшебный мост. Вдруг налетел свирепый ветер, закружила метель и Иван- царевич оказался в дремучем лесу. Лес заколдован. Ни пути, ни дороги из леса нет. На высокой ели сидит Ворон-Воронович:
- Здравствуй, добрый молодец! Один я в этом лесу. ц! Один я в этом лесу. Нечистый дух заколдовал всех жителей леса. Можно расколдовать лес, но я так стар, что забыл волшебные слова.
Ребята, помогите расколдовать лес:
Какие волшебные слова-правила надо знать, чтобы расколдовать текст?
- Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
- Спасибо, Иван-царевич, ты расколдовал лес. Ты лишил силы Нечистого духа. Теперь тебе легче справиться с ним.
Только Ворон-Воронович сказал эти слова, небо потемнело, и раздался страшный голос:
- Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! А, это ты Иван-царевич! За матушкой пришел. Я отпущу твою матушку, если ты справишься с заданием. Исправь ошибки, допущенные в тексте.( Слова Нечистого духа).
После успешного выполнения задания:
- Хорошо! Забирай свою мать. Ты замечательно справился с испытаниями. (Слова Нечистого духа)
Ярко засветило солнце, запели птицы, расцвели цветы, и появилась Анастасия Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, обнялся со своей матушкой. Счастливые отправились они в своё царство, а нам оставили оценки и домашнее задание.
Сказочные герои вместе с учителем поют песню:
(на мелодию песни "Улыбка")
1.
Если корень можешь выделять,
То слова тебе писать легко и просто.
Ведь слова умеют вырастать,
Только корень очень нужен им для роста!
Припев:
Если корень "ДОМ" возьмем,
"Домик" вырастим потом,
В нем поселиться веселый ДОМовенок!
В слове корень выделять,
Смысл слова понимать
Может каждый образованный ребенок!
2.
Мы в лесу отыщем корень "ЛЕС",
Корень "ЛИС" у хитрой рыженькой лисицы,
С корнем "БЕГ" бежим наперерез,
Корень "ТЯЖ" в тяжелом деле пригодиться!
Припев:
Если корень в слове "КОТ"
"КОТик" в гости к нам придет,
А за ним веселый рыженький КОТенок!
В слове корень выделять,
Смысл слова понимать
Может каждый образованный ребенок!
В слове корень выделять
И писать слова на пять!
Должен каждый образованный ребенок!
(Звучит минусовка песни "От улыбки :!)
5. Итог урока.
- Расскажите, чему учились на уроке?
- Что понравилось?
- Что получилось?
- Что было трудно?
- В чем были трудности?
- Над чем надо поработать?
Урок окончен, спасибо!